Российские бизнесмены неконструктивны в переговорах с банками
Так считает предправления Barclays Capital Ханс-Йорг Рудлофф.
Правительство сделало все, чтобы протянуть им [российским компаниям] руку помощи. И все эти усилия перечеркиваются неконструктивным поведением владельцев больших компаний«, — посетовал Рудлофф, выступая перед представителями российских компаний и банков (цитата по «Интерфаксу»).
Рудлофф, один из самых маститых инвестбанкиров мира, входит в совет директоров «Роснефти». Будущее российской экономики, по его мнению, будет зависеть от того, появятся ли «хорошие собственники» — те, кто думает о перспективе, забирает себе лишь небольшую часть прибыли, а остальное реинвестирует в бизнес.
Рудлофф критиковал менеджмент РБК за затягивание реструктуризации долга холдинга.
Вчера он привел в пример компанию, задолжавшую 71 иностранному банку: «Идет уже, кажется, десятый по счету stand still (мораторий на выплаты. — “Ведомости”). Переговоры о реструктуризации крайне неприятны, они проходят не в том духе, в котором должны».
«Некоторые из этих джентльменов отошли от исполнения своих обязательств, а один из них особенно отличился, сказав, что тот, кто возвращает деньги банкам, поступает глупо», — возмущался Рудлофф.
Участники рынка приписывают подобное высказывание владельцу «Базэла» Олегу Дерипаске (его представитель на звонки вчера не отвечал). «Базэл» — один из акционеров UC Rusal, которая договаривается о реструктуризации долга на $7,4 млрд с 73 западными банками.
«Что имел в виду г-н Рудлофф, мы не знаем, но если он имеет в виду нашу компанию, то ему следует более внимательно следить за ситуацией и не вводить общественность в заблуждение, — говорит представитель UC Rusal. — Основные условия реструктуризации (term sheet) были согласованы в июле, о чем координационный комитет уведомил правительство как о примере успешной и профессиональной реструктуризации в России». Stand still был продлен не 10 раз, а два, подчеркнул он: сейчас мяч на стороне иностранных банков, которые «проводят текст кредитного соглашения через внутренние процедуры».
Реструктуризацию долга UC Rusal должны одобрить 75% кредиторов, замечает источник, близкий к компании. Заявление Рудлоффа не отражает позицию всех банков, замечает топ-менеджер крупного банка — кредитора UC Rusal: «Правда то, что все тщательно следят за процессом реструктуризации долга UC Rusal и рассматривают это дело как кейс. Но условия реструктуризации каждый оценивает субъективно — в зависимости от своего финансового положения». Некоторые и вовсе высказываются в таком духе: пусть государство погасит долги UC Rusal, но это же нереально, замечает банкир, считая заявление Barclays попыткой оказать давление на правительство, чтобы оно повлияло на UC Rusal.
Правительство поддерживает стратегически значимые для страны предприятия, оказавшиеся в сложном положении из-за кризиса, но это не значит, что оно будет вмешиваться в их взаимоотношения с банками, говорит пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
«Не такой большой уровень просрочки говорит о том, что большинство заемщиков платят или предлагают реструктуризацию. За последние лет 5-7 все стали заботиться о кредитной истории. Конечно, какие-то компании применяют невменяемый подход, но, по моему опыту, их не более 5%», — говорит предправления «Нордеа банка» Игорь Буланцев.