В России растет число подпольных китайских банков
Китайские предприятия и торговцы, работающие в России, предпочитают пользоваться «своими», нелегальными китайскими банками. Число их растет, как и оборот, достигающий десятков миллионов рублей в день. Об этом в среду сообщает BFM.Ru, отмечая, что из незаконно действующих в Москве банков можно назвать Guoji huitong yinhang, Guomao yinhang, MAST yinhang, Anjie yinhang, Haining yinhang, Elosi simolin yinhang.
Предположительно, до закрытия Черкизовского рынка эти заведения, в основном, были сосредоточены там. Информация о «своих» банках даже открыто публикуется в китайской прессе, издающейся в Москве. По мнению экспертов-синологов, китайские землячества и диаспоры привыкли работать со своими определенными банками, так как они больше доверяют людям своей страны. Между тем в России действуют и два совершенно легальных китайских банка: Банк Китая (Элос) и Торгово-Промышленный Банк Китая (дочерняя структура The Industrial and Commercial Bank of China).
Научный сотрудник Института экономики Виктория Лаперкина полагает, что только на территории Москвы работают 4—5 неофициальных финансовых организаций. «Китайцы стараются переводить деньги в свои собственные банки, открывать счета и держать свои средства там, поэтому подобная услуга со стороны таких нелегальных банков весьма актуальна и приветствуется китайцами, которые здесь работают и вынуждены переводить свои средства домой», — поясняет она.
В то же время, по мнению востоковеда-синолога, профессора Института стран Азии и Африки при МГУ имени М. В. Ломоносова Вили Гельбраса, в столице таких банков должно быть не меньше 6, а на Дальнем Востоке действуют еще как минимум 4 банка. Есть такие заведения в Санкт-Петербурге.
Эксперты не рискуют называть возможные объемы операций, проходящих через неофициальные банки, но при этом намекают, что учреждения ворочают гигантскими суммами. Единственная официальная оценка оборота таких организаций была дана МВД, но только за 2003 год. По их данным, на Черкизовском рынке Москвы оборот доходил до 15 млн долларов ежемесячно. Ежедневный оборот на иркутском рынке «Шанхай» достигал 300 тыс. долларов ежедневно.
Гельбрас говорит, что подпольные китайские банки играют двоякую роль. «Во-первых, торговцам надо закупать товар в Китае. На какие деньги? Естественно на доходы, которые они получают здесь от продажи. Вот эти банки помогают переводить деньги в Китай. Это одна из их функций. Вторая функция заключается в том, что такие «банки» используются для скупки и переправки в Китай всякого рода дефицитных материалов, скажем, леса. Через подставные лица и организации идет вырубка леса. Это оплачивается в рублях. После этого происходит передача товара от одной фиктивной организации другой до границы, а уже на границе китайские компании переводит товар за рубеж. В Китае идет реализация этого товара, и доход распределяется между вкладчиками», — отмечает он.
Таким образом, фактической прямой передачи денег «от филиала филиалу» нет. По предположению инвестиционного консультанта департамента Due Diligence консалтинговой группы «2К Аудит — Деловые консультации» Николая Спасского, каждый такой «пункт» может переводить десятки миллионов рублей в день. Помимо этого, такие банки готовы переводить деньги в любую страну мира и в рекламе даже указывают своих контрагентов. Чаще всего, в этой роли выступает американский Citibank.