Глава Parex Banka считает правильным решение правительства Латвии о национализации банка
Председатель правления крупнейшего латвийского банка Parex, который в декабре был национализирован правительством республики, Нил Мелнгайлис считает, что, если бы решение о национализации не было принято, экономический кризис в стране был бы гораздо сильнее.
Правительство Латвии в конце 2008 года приняло решение о приобретении 84,83% акций Parex Banka, чтобы спасти его от банкротства. Убытки банка в том году составили 124 млн латов (248 млн долларов). По мнению ряда экспертов, эта национализация привела к резкому ухудшению экономической обстановки в балтийской республике.
«Я сам в процессе перенятия (национализации) банка не участвовал, и мне трудно об этом судить. Но я полностью поддерживаю решение правительства Латвии о перенятии Parex. Ситуация могла бы быть намного хуже… Если бы это решение было отложено еще на какое-то время или вообще не принято, серьезно углубился бы кризис в стране. Это очевидно», — сказал Мелнгайлис в среду в интервью латвийской газете «Час».
По его словам, разговоры о том, надо или не надо было национализировать банк, в обществе не смолкнут еще долго. «Этот вопрос будет обсуждаться еще очень долго… Как и в США еще лет сто будут спорить о том, надо ли было спасать банк Lehman Brothers. Многие считают, что именно крах этого крупнейшего американского банка вызвал цепную реакцию и кризис стал намного глубже, чем он мог бы быть… И мы в Латвии будем спорить о Parex, подобные дебаты происходят везде, тут мы от других стран ничем не отличаемся. Отмечу и то, что такого масштабного и такого стремительного кризиса наше поколение еще не переживало», — отметил Мелнгайлис.
Он также считает, что рост экономической активности в Латвии может начаться в конце этого года. «Конечно, на особо радужные перспективы в ближайшем будущем надеяться не приходится. Экономическая активность остается очень низкой. Сокращаются налоговые поступления, правительство ведет переговоры с международными кредиторами и снижает расходы… Думаю, что нормализация ситуации у нас во многом зависит от соседних стран. К счастью, Латвия является членом Евросоюза, и мы можем опираться на помощь европейского сообщества. Многие эксперты прогнозируют рост экономической активности в конце года. В том числе и на латвийском рынке», — подчеркнул Мелнгайлис.
Латвия переживает тяжелый экономический кризис. ВВП страны в I квартале 2009 года уменьшился на 18%. Правительство республики, чтобы спасти ее от банкротства, приняло решение о значительном сокращении расходов госаппарата, а также об уменьшении пенсий, социальных пособий и зарплат в госсекторе. Кроме того, Кабинет министров урезал в июне со 180 латов (около 360 долларов) до 140 латов (около 280 долларов) размер минимальной зарплаты в республике. Из-за тяжелого экономического кризиса многие предприятия в Латвии объявили о банкротстве. Уровень безработицы в стране превысил 11%. Это самый высокий показатель с 1991 года.
В декабре 2008 года сейм (парламент) Латвии поддержал разработанный правительством план стабилизации экономики, который предусматривает повышение налоговых ставок и значительное сокращение расходов всех госучреждений республики. Это решение вызвало недовольство общественности, по стране прокатилась волна протестов. 20 февраля премьер-министр Иварс Годманис подал в отставку. В марте парламент утвердил в должности премьера Валдиса Домбровскиса, который заявил, что страна находится на грани банкротства. Рига обратилась за помощью к международным финансовым структурам.
Parex Banka занимал в конце апреля 2008 года первое место в республике по объему привлеченных вкладов (с рыночной долей 19,8%) и был вторым по величине активов (14,4%).