Федун: вступление в ОПЕК позволило бы РФ продавать нефть по 100 долларов за баррель
Вступление в ОПЕК позволило бы РФ продавать нефть по 100 долларов за баррель, заявил вице-президент и совладелец компании «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун в интервью приложению к газете «Коммерсант» Business Guide (Нефть и газ), опубликованном в среду.
Отвечая на вопрос, можно ли в настоящее время говорить о кризисе в нефтяной отрасли, он отметил: «Насколько я знаю отрасль, я не вижу никаких проблем, которые бы говорили о том, что может быть возвращение к острой фазе кризиса, хотя волатильность на рынке сохранилась. Если помните, я говорил еще год назад, что ОПЕК в состоянии регулировать рынок нефти. Мы это увидели. Все, что сейчас происходит, во многом заслуга ОПЕК. Дисбаланс был 2,5 млн баррелей и 4,75 ОПЕК убрал с рынка. Дисциплина в ОПЕК превышает 80% — это феноменальный уровень. Но то, что на рынке наступил баланс спроса и предложения, — это заслуга ОПЕК, с одной стороны. А с другой — естественное геологическое падение добычи, которое происходит в Европе, Северной Америке, России. Эти факторы наложились друг на друга и позволили обеспечить стабилизацию предложения нефти на рынке, несмотря на резкий спад потребления. Плюс еще один фактор: фаза кризиса оказалась не столь драматичной для двух растущих игроков на рынке потребления нефти — Китая и Индии. Наоборот, Китай постарался воспользоваться дешевеющей нефтью и начал скупать ее, приостановив свои месторождения, поскольку здраво рассудил, что лучше начать добывать свою нефть, когда она будет по 100—120 долларов за баррель. Китай даже увеличил объемы закупки, что позитивно сказалось на спросе».
Без нефти мир жить не может, продолжил Федун. Он высказал сожаление, что политическое руководство России не приняло решение о присоединении к ОПЕК, которая эффективно регулирует ситуацию на мировом нефтяном рынке. «Политики считают, что правильно не присоединяться, им виднее», — сказал он, но отметил: «Россия должна вступить в ОПЕК и перейти к прямым контрактам. Тогда мы будем совместно контролировать более 51% мировой добычи и сможем назначать цену директивно».