Бояться не надо
Нет оснований для обострения ситуации в банковском секторе, уверяет первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. «Не вижу резких воздействий, которые могут нанести удар», — заверил он собравшихся на банковском конгрессе в Санкт-Петербурге, организатором которого традиционно выступает сам Центробанк.
Финансовое состояние предприятий может ухудшаться при ограничении кредитования и при сохранении низких цен на их продукцию, признает Меликьян. Это дает экспертам повод предрекать вторую волну кризиса, но проблема сжатия кредитования не вызовет системных потрясений, настаивает Меликьян.
«Мне кажется, что нижняя точка ВВП была либо в I квартале, либо будет во II квартале. Это мое предчувствие», — пояснил председатель ЦБ Сергей Игнатьев. Банки не наращивают объемы кредитов, потому что не могут прогнозировать возвратность кредитов и их рефинансирование, рассуждает Меликьян. Он признает, что с начала года объем кредитов корпоративным заемщикам вырос на 5,3%. Из них прирост в апреле составил 0,5%. Но он был полностью обеспечен Сбербанком, без него было бы сокращение на 0,4%. Непонятно, куда вкладывать средства, сетуют банкиры.
«У нас есть сомнения относительно одного-двух клиентов, по которым придется возиться с залогами, но остальные платят», — делится предправления одного из региональных банков. «Проблемы с качеством кредитов в основном у “крупняка”, поэтому ситуация завязана на мерах государства — насколько оно ему поможет, то и получим в итоге», — добавляет его коллега из другого банка.
Если будет плохо предприятиям, будет плохо всем, в том числе и банкам, настаивает предправления Морбанка Игорь Дергунов. В том, что плохие долги спровоцируют новый виток кризиса, уверены все опрошенные в кулуарах конгресса финансисты, но прогнозы давать опасаются. «Никто не знает, на что будет похожа наша финансовая система даже через год», — сетует депутат Госдумы Павел Медведев. Банки напрасно боятся: к концу года доля просроченных кредитов не превысит 10%, и даже повышение этого показателя до 13% не создаст системной угрозы, успокаивает Меликьян. А председатель Игнатьев добавил, что проблема плохих долгов еще «не вызрела»: «Ситуация идет не очень хорошо, но и ничего драматического». Возможно и потому, что уровень просроченных кредитов не настолько велик, полагает он.