Тайна Полсона
Гендиректор Bank of America Кеннет Льюс заявил под присягой, что председатель ФРС Бен Бернанке и бывший министр финансов Генри Полсон требовали от него не сообщать акционерам информацию о финансовом положении Merrill Lynch.
В распоряжении WSJ оказалась стенограмма показаний Льюиса прокуратуре штата Нью-Йорк. В прокуратуру Льюис был вызван в феврале из-за истории с бонусами Merrill Lynch, который в 2008 г. заплатил сотрудникам $3,6 млрд. Bank of America (BOfA) согласился купить Merrill Lynch 15 сентября — в день, когда Lehman Brothers подал заявление на банкротство. Акционеры BOfA одобрили сделку 5 декабря, а 13 декабря финдиректор BOfA сообщил Льюису, что в IV квартале убыток Merrill Lynch составит «порядка $12 млрд». По словам Льюиса, с этого момента он был готов отказаться от сделки. Но под нажимом властей слияние состоялось, и 1 января сделка была закрыта.
Вскоре после этого начался скандал. 16 января BOfA сообщил, что убыток Merrill Lynch в IV квартале составил $15,84 млрд, а в 2008 г. — $27,6 млрд. Для завершения сделки минфину США пришлось выделить BOfA $20 млрд. Тогда же стало известно про бонусы сотрудникам Merrill Lynch, которые были начислены за несколько дней до сделки с BOfA и на месяц ранее обычного срока. Прокуратура штата Нью-Йорк начала расследование.
Закон обязывал Льюиса сообщить акционерам об убытках Merrill Lynch, но, как он сказал под присягой, Полсон заявил ему: «Нам не нужно публичное раскрытие». На вопрос прокуроров, как бы Льюис поступил, если бы решение принимал он сам, он дважды ответил, что решал не он. Бернанке и Полсон настаивали на сделке, поскольку иначе возник бы «большой риск для финансовой системы».
По словам Льюиса, Полсон дал понять, что он рискует лишиться поста гендиректора BOfA, если откажется от сделки с Merrill Lynch. «Я не помню, как он сказал: «мы уволим совет директоров и правление, если вы откажетесь от сделки» или «мы бы сделали это, если бы у вас появились такие планы», — заявил он прокурорам.
Скрыв информацию об убытках Merrill Lynch, Льюис нарушил один из главных догматов американской финансовой системы: в первую очередь компании должны раскрывать информацию акционерам и потенциальным инвесторам. «Регуляторы должны заставлять выполнять закон, а не нарушать, — говорит замдекана Йельской школы права Джонатан Майси, — если вы гендиректор, то ваши главные обязательства не перед регулятором, а перед компанией и акционерами». Между тем дела у BOfA идут не блестяще. Хотя в I квартале он заработал $4,2 млрд прибыли, на будущие потери он зарезервировал $13,4 млрд.
Татьяна БОЧКАРЕВА