Алексашенко: никто не знает, что будет делать ЦБ с рублем
Сергей Алексашенко, бывший первый заместитель председателя ЦБ, комментируя выступление премьер-министра российского правительства Владимира Путина в Давосе в эфире радиостанции «Эхо Москвы», заявил: «Премьер сказал то, чего он никогда не говорил в России — что у нас тяжелейший кризис». Также он обратил внимание на то, что Путин сказал о необходимости реформировать базовые рыночные институты в нашей стране.
Алексашенко считает, что один из базовых рыночных институтов, который сейчас проверяется в российской экономике в условиях кризиса — способность кредитора получить свои долги назад. Эта проблема не решается. «Посмотрите, на рынке облигаций идут массовые неплатежи, массовые дефолты — и ничего сделать нельзя. Находятся всевозможные судебные крючкотворские решения, которые помогают должникам не платить даже по публичным долгам. А что же делать по частным?», — отметил он.
По мнению Алексашенко, к происходящему на валютном рынке относиться следует спокойно, хотя сам ЦБ попал в непростую ситуацию. «Центральный банк заявил, что он будет стремиться удерживать рубль по отношению к бивалютной корзине и до этого предела еще есть пространство. И, вы знаете, никто не знает, что делает Центральный банк сегодня, и никто не знает, что он будет делать завтра. Вдруг завтра рубль укрепится на 2 рубля? И таким образом, накажут спекулянтов. Рынок можно ввести в заблуждение, но его нельзя обмануть. С одной стороны, очевидно, что потратив 250 млн долларов из 600, 40% валютных резервов за полгода, руководитель ЦБ хорошо понимает, что если таким темпом пойти и дальше, то через полгода-год можно остаться без резервов, ну, или близко к нулю, чего допустить нельзя. С другой стороны, Центральный банк понимает, что, вроде и рубль девальвировать или отпустить в свободное плавание тоже нельзя единомоментно, потому что улетит на 50, на 60, на 70 рублей — никто не знает, где будет этот уровень равновесия, так как слишком большой дефицит платежного баланса», — пояснил он.