Нуриэль Рубини советует России перейти к более гибкому курсу рубля
Известный американский экономист, профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини считает, что российские власти, которые были подготовлены к мировому финансовому кризису лучше других стран, должны перейти к более гибкому курсу рубля и пойти на постепенную девальвацию национальной валюты с тем, чтобы смягчить риски резкого падения цен на сырьевые товары.
Рубини, который предсказал нынешний мировой финансовый кризис более чем за год до его наступления, считает, что российской экономике в нынешней сложной ситуации помогают ее хорошие макроэкономические показатели, бюджетный, внешнеторговый и платежный профицит, а также созданные в предыдущие годы резервы. Однако под серьезный риск поставили экономику страны обвальное падение цен на нефть, которая подешевела почти в три раза за последние месяцы, и сильная зависимость российских компаний от внешних финансовых рынков, которые закрылись в связи с мировым кризисом. «Я считаю, что с учетом цен на нефть, контролируемое ослабление российской валюты может быть правильным шагом», — сказал Рубини на лекции в Москве, организованной Ситибанком. По его мнению, с учетом оттока капитала и снижения валютных резервов жесткая политика защиты курса может оказаться ошибочной.
В качестве примера валютной гибкости Рубини привел такие зависящие от экспорта сырья страны, как Канада и Австралия, валюта которых укрепляется при высоких ценах на сырье и снижается при низких.
Экономист с начала 2007 года выступал с предостережениями о том, что слишком низкая стоимость денег в мире, легкость получения кредитов и неадекватное управление рисками должны были неминуемо привести к глобальной экономической катастрофе. Рубини сказал, что в ближайшие 12 месяцев ситуация на развитых рынках, прежде всего США, будет оставаться очень тяжелой, однако в 2010 году начнется выход из кризиса. По его словам, в краткосрочной перспективе вряд ли произойдет резкое снижение значения доллара как основной мировой резервной валюты, однако в долгосрочной перспективе другие валюты, прежде всего евро, будут усиливать свое влияние.