Россия Европа или европейская Россия? Куда интегрируется "заграничная" область

Пятница, 17 сентября 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

…От калининградского аэропорта до областной столицы всего-то шестнадцать километров. Однако даже эти первые минуты на анклавной российской земле сразу показали ее отличие от традиционных отечественных пейзажей.
Среди автомобильного потока подавляющее большинство иномарок; чуть устаревшие – 126-е "Мерседесы" в качестве таксомоторов и, - почти по-западноевропейски, - езда ярким солнечным днем с зажженными фарами…
Калининград после вступления Прибалтики и Польши в Евросоюз транспортно стал значительно дальше и хлопотнее от "материковой" России. Поездом ехать - транзитная виза через Литву надобна, самолет недешев. Поэтому понятно, что журналистское любопытство сподвигло тут же согласиться на предложение компании "Продукты питания" принять участие в пресс-туре, организуемом по поводу международного научно-практического семинара "Стратегия развития и инвестиционные возможности в АПК Калининградской области". Это мероприятие прошло под патронажем губернатора Владимира Егорова 8-9 сентября.
На снимке: губернатор Владимир Егоров и Стефано Влахович.
"Сначала интегрироваться в … экономику"
Каюсь, когда поначалу вчитывался в название форума, изучал список участников, где-то внутри всплывала ехидненькая мысль: "Ну, вот, и калининградцы в Европу засобирались…".
И, честно говоря, основания для таких опасений вроде бы имеют место быть.
Это только на карте расстояние между анклавом и основной частью нашего государства не представляет особых препятствий. На деле проблема транзита через Литву, - ныне части Евросоюза, - хоть как-то решена для пассажирских перевозок. А для транспортировки товаров и услуг, элементарной логистики, циркуляции денежных потоков, карантинные, санитарные и прочие барьеры и порожки таковы, что есть немало местных предпринимателей, которые безоговорочно поворачиваются со своими товарами на Запад.
Точнее, пытаются повернуться. Поскольку, тут же выясняется, что большинству российских производителей по качеству товаров, по многим другим позициям еще ох как рано мечтать о завоевании рынков хотя бы ближней Европы. Губернатор Владимир Егоров в ответ на мой прямой вопрос о путях интегрирования калининградской экономики честно ответил:
- Более девяноста процентов экономики области десятками лет "привязаны" к российскому рынку. А иметь сбыт в рыночных условиях – это важнейшая составляющая успеха. Поэтому те, кто высматривают в налаживании контактов с Западом некие угрозы целостности нашей Родины, абсолютно не правы. Наоборот. Анклавное положение одного из субъектов Федерации можно и должно умело использовать для упрочения того самого отечественного "моста дружбы и партнерства" между Россией и европейскими государствами, роль которого по очереди пытались и пытаются играть то Польша, то Литва, то Латвия…
А что до проблем интеграции… Мое глубочайшее убеждение состоит в том, что, в первую очередь нам всем нужно "интегрироваться" в… рыночную экономику. Это означает глубокую модернизацию многих наших предприятий, вывод их на современный уровень производства, достижение необходимой рентабельности и качества, которое было бы востребовано сегодняшним потребителем.
Так что главной целью семинара был поиск способов привлечения вложений в Калининградскую область, в том числе, и из-за рубежа.
А за нелепый псевдоострый вопрос губернатору мне стало стыдновато…
С большим удивлением открыл для себя, что вот по данному показателю – зарубежным инвестициям - калининградцы сегодня стоят даже не в первой и не во второй десятке российских регионов. Причем, проектов в сфере агропродовольственной и того меньше, хотя удачные примеры в этой отрасли и имеются. Но об этом – чуть попозже.
Немного слов надо сказать об участниках семинара. Как уже было отмечено, его организаторы позаботились не только о теоретической, научной части, но и о том, чтобы "на выходе" был получен некий практический результат. Так вот, ознакомиться с инвестиционными предложениями местных предприятий, составленными по всем международным стандартам, приехали в Калининград в эти дни немецкие банкиры и шведские консультационные группы, их коллеги из Дании и высшие менеджеры итальянского инженерингового гиганта, польские и ирландские предприниматели, дипломаты и парламентарии из Прибалтики и Хорватии. Солидная, в общем, получилась компания.
Подумалось по этому поводу: "Добро бы побольше наших регионов поскорее научились так по-современному свою "родину продавать!".
"А "Петушок"-то на курочку похож!"
- Господин председатель, - с трибуны семинара на хорошем русском языке с мягким южнославянским акцентом обращается к присутствующим высокий моложавый представительный мужчина. – О своем предприятии в Калининграде сегодня я много рассказывать не буду, поскольку завтра в ходе экскурсии по нашему заводу для этого будет достаточно времени. Скажу лишь, что наша компания "Продукты питания" сегодня стала одним из крупнейших предприятий в Европе и самым большим в России производителем замороженных полуфабрикатов и консервированной продукции торговых марок "Золотой петушок", "Домашняя сказка" и "Золотая идея". Наши вложения в российскую экономику уже измеряются несколькими десятками миллионов американских долларов, и это еще не предел реализации наших идей.
Я процитировал начало выступления на семинаре Стефано Влаховича, президента компании "Продукты питания", той самой, что любезно весь пресс-тур организовала.
Мысли сорокалетнего хорватского предпринимателя показались чрезвычайно интересными, поэтому остановимся на его идеях чуть подробнее.
По своему опыту господин Влахович знает, что привыкшему к рыночной конкуренции капиталу главное – это не какие-то преференции местных властей. Основное условие для инвестиционной привлекательности того или иного региона состоит в гарантиях нормального функционирования вложенных средств и неизменности правил "экономической игры" на всем ее протяжении. Понятно, что имелось в виду.
Анклавная Калининградская область имеет законный статус Особой экономической зоны. Однако время от времени иные московские деятели, часто даже не очень представляющие, в каких сегодня условиях вынуждены работать "закордонные" российские предприятия, начинают муссировать в разных инстанциях вопрос о пересмотре данного Закона.
Понятно, что такая ситуация владельцев любого капитала может напугать…
Еще один важный тезис из выступления Стефано Влаховича.
Привлеченный инвестиционный капитал, вложенный в России в производственную сферу, играет очень часто не учитываемую статистикой мультипликативную функцию.
В привязке к калининградскому заводу "Продуктов питания" это означает, что следом за крупным заказчиком в область подтянулись зарубежные же производители этикеток и другой упаковки, которые, естественно, работают не только на основного потребителя. Приблизительно такой же пример по поводу профилактики используемого на заводе оборудования. Мойка гигантских фритюрниц емкостью до пятнадцати тонн от кипящего пальмового масла, оказывается, дело хлопотное и очень не простое (помните рекламный сюжет про мытье больших сковородок в двух испанских деревеньках Виларибо и Вилабаджо). Так вот эта услуга "приехала" в Калининград из Европы, как только там появился ее потребитель.
Один, правда, факт из практики работы компании не очень пришелся по душе калининградцам. "Продукты питания" потребляет в производстве много панировочных сухарей. А на месте столько – фуру в день – закупить не удается. Приходится везти из Европы.
- Да что же, - недоуменно роптали калининградцы, - мы машину сухарей насушить не в силах…
А вот один весьма характерный для постсоветского менталитета вопрос из зала вызвал неприятие уже у Стефано.
- Скажите, - спросили его, - а почему бы вам не взяться и за производство базового для предприятия продукта – мяса птицы?
- Это, наверное, то же самое, как предложить "Боингу" помимо самолетов строить еще и аэродромы, - ответил господин Влахович. – Наша отрасль – пищевая промышленность. Это очень тонкая и сложная работа. При нормальной маркетинговой службе с поставками курятины проблем не предвидится. Так зачем же нам, знающим переработчикам, заниматься еще и птицеводством, становиться посредственными производителями?
Какой разумный и взвешенный ответ на идеи и действия многих отечественных переработчиков!
А вот по поводу рисунка торговой марки "Золотого петушка" - стилизованной птицы в красном круге – обозреватель одного из кулинарных журналов заметил, что тот петушок больше на курочку похож…
Завод, каких в России нет
На другой день все участники семинара были гостями господина Влаховича и его замечательной интернациональной команды.
Судите сами: вице-президенты – хорват и обаятельная хорватка; генеральный директор комбината высококвалифицированный москвич – полиглот; заведующий производством (по-русски – главный технолог) – американец, аж во всемирно известном американском гиганте "Тайсон" много лет проработал; на рабочих должностях, понятно, все больше местные, калининградские. Правда, есть и литовцы, и латыши.
Всего компания создала 1800 рабочих мест. Для города это большая цифра. А ведь это и налоги, и социальная защита, и помощь округе по месту производства.
Не то, чтобы "Продукты питания" были особыми филантропами. Но трезвый расчет подсказывает менеджерам российской компании с иностранным участием, - а именно таков юридический статус фирмы, - что с властями нужно сотрудничать, и тогда, если власть, конечно, ответственная, всегда по заслугам воздастся.
И ведь воздается!
Как подчеркнул Стефано Влахович, их сотрудничество с руководством области ни в коем случае не напоминает известное выражение про "дойную корову". Просто губернатор и его окружение хорошо понимают, что пример "Продуктов питания", распространение на всю Россию продовольствия с лейблом "Сделано в Калининграде" много дороже каких-либо "подношений" или какой другой "благодарности".
Наверное, сочетание этих всех факторов и стало залогом несомненного успеха идей лидера и промоутера идеи производить вкусные полуфабрикаты и готовые блюда для россиян среднего достатка или даже ниже этого уровня.
Крылышки, фарши, пельмени, лазаньи, сырные палочки и шарики, - всего 39 наименований продукции общим объемом 340 (!) тонн в сутки выпускает комбинат под тремя брендами: "Золотой петушок", "Домашняя сказка" и "Золотая идея". Посчитайте, что, если средняя обеденная порция составляет двести граммов, получается, что в области столько потребителей не проживает. Поэтому и дистрибьютерская сеть компании – от родной области аж до Камчатки…
Цеха потрясают своей чистотой и функциональностью – здания проектировали под будущее оборудование. Технологии – самые современные.
Работники, если верить словам тех, с кем удалось переговорить, в основном, довольны. Средний заработок квалифицированного рабочего - за 350 долларов.
И, если вспомнить, что всего-то в 1998 году на этом месте было болото, по-настоящему начинаешь понимать, как же много в действительности можно у нас в России сделать.
Вот только верить в свои силы и поддержку опытного инвестора надо…
… И урожай на уровне европейского
- Слушай, Константин, давай после семинара на мои поля махнем! Ехать-то всего ничего, а удовольствие – гарантирую.
К фермерству в разных регионах России отношение складывается очень по-разному. Даже и сегодня можно от местного руководства часто услышать: "Да какие в России фермеры!".
Но в Калининградской области ситуация вполне приемлемая.
- Из 6000 зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств более полутора тысяч – это крепкие товарные производители, - делится своей оценкой Юрий Максин, начальник управления сельского хозяйства администрации Черняховского муниципального образования Калининградской области. Он вместе с моим старинным приятелем – фермером Сергеем Чечулиным, соблазнившим меня приглашением проехаться по полям хозяйства "Калина" вместо посещения Музея янтаря, сопровождает нас.
В том музее мне бывать уже довелось во время предыдущих поездок в Калининградскую область, а вот посмотреть, как за эти годы развился Чечулин, было очень интересно.
История "Калины" одновременно и уникальна, и типична для трех десятков тысяч процветающих российских фермерских хозяйств так называемой "первой волны".
Паренек из-под Черняховска поступил в 1974 году в Рижское техническое училище авиации. Успешно закончил. Отработал несколько лет авиадиспетчером в Горьком. Сердце тянуло домой - вернулся в родную Калиновку. В местном хозяйстве быстро прошел путь от слесаря до зама председателя. А тут – перестройка, закон о кооперации.
Возглавил Сергей Чечулин первый в районе производственный сельхозкооператив из восьми человек. Условия работы, напоминаю для тех, кто те времена уже помнит плохо, были вполне приемлемые: плановую продукцию сдаешь колхозу по гарантированным ценам, а все, что сверх – волен продавать на свое усмотрение, хоть в колхоз, хоть на рынок…
Получили урожай, расплатились с кредитами, пошли первые серьезные заработки, и вот тут…
- Как только встал вопрос о дележке прибыли, началась неразбериха, - вздыхает Сергей. – Ребятам казалось, что главное – это произвести урожай. Работу инфраструктурную никто в должной мере оценить не мог. А ведь в те времена приводной ремень достать было проблемой, не говоря уже о том, чтобы выгодно продать партию зерна...
Короче, на той дележке производственный кооператив и распался. Тут и Закон о К(Ф)Х подоспел. На месте кооператива образовалось восемь фермерских хозяйств.
Сергей собрал земельные паи своих близких, получилось тридцать шесть гектаров. Из первого "силаевского" льготного кредита он получил 124 тысячи рублей. С того и началось сегодняшнее хозяйство "Калина".
Кстати, ирония судьбы или нет, но из восьми постоянно работающих в хозяйстве наемных работников четверо – бывшие участники того самого кооператива…
- Сегодня Чечулин – один из несомненных лидеров в районе, рассказывает Юрий Максин. – Он обрабатывает более 1200 гектаров. У него и урожаи, и семеноводство, и технологии самые передовые. Он в Европу часто ездит. Но только каждый раз что-то новенькое привозит, то новый сорт, то прием какой. И еще. Он сохранил сушильное хозяйство у себя на ферме. Да и протравливает семена самым тщательным образом. И всем другим помогает. За аренду земельных паев с владельцами всегда в срок рассчитывается. Поэтому ему на всех уровнях доверяют…
- А сколько ты платишь владельцам за аренду их паев? – спрашиваю я Сергея.
- Во-первых, оплачиваю земельный налог. В натуре - по полтонны зерна, сено, вспашка огородов, посев и уборка паевого картофеля, вывозка дров, другие разовые услуги, - отвечает Чечулин. – Ну, и, конечно, то, что для села надо. Авария с канализацией у местной школы случилась, так мы две недели ремонтировали.
- И что, все довольны размером оплаты?
- Так разве человек может быть всем доволен, - вздыхает Сергей. – Находятся, конечно, и ворчуны. Но у меня все ведь юридически оформлено. Земельные паи в аренде на двадцать пять лет. Пришлось в штат высококвалифицированного юриста нанять…
Постоянных работников на обрабатываемую площадь, полагает Чечулин, у него многовато. Если бы была возможность единовременно закупить всю линейку современной техники и оборудования, а потом, как в развитых странах, десять – пятнадцать лет тот кредит отрабатывать, то и рабочей силы меньше бы понадобилось. Тогда десятком бы человек вполне обошелся, а так приходится использовать много ручного труда. Поэтому сегодня в штате постоянно – шестнадцать – восемнадцать работников.
Без цифр в репортаже не обойтись.
Рапс в этом году чуть – чуть до тридцати (!) центнеров не дотянул; пшеница – за шестьдесят центнеров.
- Приехали как-то с журналистами из областной газеты поле образцовое замерять, - рассказывает Юрий Максин, - дождь пошел. Пришлось другое, рядовое поле косить. Замеряли – больше восьмидесяти центнеров… В этом году сын Сергея, а он после сельхозакадемии пока у него главным агрономом работает, обещал на семенном участке не меньше девяти тонн дать…
- У меня спрашивают, - делится своей жизненной философией фермер Чечулин, - почему я не покупаю себе квартиру в Калининграде. Мол, что денег нет? Да есть у меня деньги! Просто я хочу жить там, где я работаю, где мне хорошо. Я живу в селе. Я воспитал и там же, в селе оставил двух своих сыновей. У них уже свои семьи, есть внуки. Моя дочь. Сын моей второй жены. Все эти люди живут там, где мы работаем. И я хочу и дальше там жить. И мне очень важно, чтобы и вокруг меня жили нормальные, достаточно обеспеченные люди.
- Что сегодня происходит с этими холдингами, которые так сильно пропагандируют, с этим городским капиталом, который пришел в деревню. Пользуясь нашей селянской бедностью, скупают землю вокруг поселков, вокруг деревень. Фактически они ее уже в нашей области скупили. Что им осталось делать, этим людям? Все вокруг пожечь, а потом - … То есть перспектива у них одна – быть рабами у этих холдингов. Больше ничего. Только ждать, быть может когда раз в год хозяин с Канар или из Вены приедет, посмотреть, как там они… А то и не приедет…
Для Сергея идеал – нормальное европейское устройство. Несколько крепких хозяев на деревню. Чтобы можно было и посоревноваться, и посотрудничать, и планами поделиться.
Но это уже совсем другая история…
Из России – в Россию
…Самолет из Калининграда в Москву вылетел точно по расписанию. Всего-то полтора часа – и снова мы в России.
Вокруг – та же русская речь, те же российские лица.
Или – не те?..
Кстати, памятник Ленину в центре Калининграда стоит.
Пока.
Говорят, решение о его сносе принято, поскольку прямо за его спиной уже строится большой храм. Православный.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 2046
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003