"Дырявая" сельская статистика кому она нужна?
Тверское село в эти страдные дни работает на два фронта: на заготовку выращенного добра, чтобы не пропасть зимой, и на отчетность областному начальству. На деле же это все весьма взаимосвязано.
Так сколько одной "Голове" нужно – 15,7 или 18 Ц?
Заведующий отделом растениеводства областного сельского департамента Павел Мигулев считает, что заготовка кормов нынешним летом идет быстрее, чем в прошлом году. В первой декаде августа в среднем по области на условную голову заложено было почти 13 центнеров кормовых единиц. Год назад было чуть больше 10 ц. Несведущий человек не разберет, много это или мало. В частности, члены новой областной администрации откровенно признают, что в сельском вопросе не смыслят. Так вот, Павел Мигулев им поясняет, что 15,7 ц кормовых единиц грубых и сочных кормов без концентратов достаточно корове для зимовки. С учетом продолжающегося снижения поголовья скота эта цель, по его мнению, будет достигнута.
Только он утаил минимально необходимую норму в 18 ц корм. ед., определенную наукой. Если же в Бологовском районе, самом "дойном" в регионе, заложили в среднем на 9 августа лишь 5,5 ц, то можно представить себе реальное положение на селе за средними радужными показателями по области.
Однако эта статистическая инициатива чиновников не особо волнует глав региона. В тверской областной администрации проблемы видят более "глобально".
- Администрация делает все возможное для ликвидации проблем в агропромышленном комплексе, – заявляет в эти дни губернатор Дмитрий Зеленин. - Погода, конечно, не та, и с заготовкой кормов плохо. В ряде районов осадков выпало от полутора до нескольких раз больше месячной нормы. По данным департамента села, лучше всех дела в Калининском, Кашинском, Торжокском и Старицком районах. Всего запланировано заготовить более 300 тысяч тонн сена, около 740 тысяч тонн силоса и около 120 тысяч тонн сенажа. Искренне надеюсь, что упорство и смекалка помогут нашим крестьянам справиться с превратностями погоды. Убежден, что немалая часть наших крестьян работает лучше западных. В таких климатических и погодных условиях голландцам пришлось бы гораздо труднее. К сожалению, не все могут похвастаться такими успехами, как у племзавода "Заволжский" или ЗАО "Калининский". В АПК у нас пока больше проблем, чем достижений. Я лично слежу за ходом заготовки кормов. Радует, что после дождей уже к середине августа перейден рубеж в 11 центнеров кормовых единиц на условную голову скота в среднем. Поддержка сельских производителей у нас в области остается на высоком уровне. На следующий год ожидаем тех же бюджетных ассигнований с учетом, конечно же, инфляционной составляющей. Самое основное, что деньги по всем нашим программам должны идти предприятиям, которые грамотно ведут хозяйство, оплачивают все налоги, выплачивают всю заработную плату работникам…
Перенять бы опыт соседей
Не буду придираться к завышенной губернатором средней цифре по кормам. Это уж на совести его помощников. Но в отношении поддержки села вопросов у крестьян немало. Особенно после летних решений областной администрации. На основе постановления губернатора №120 правом получения дотаций из бюджета области на производство животноводческой продукции будут обладать лишь хозяйства, не имеющие задолженностей по налогам в бюджеты всех уровней. При этом разрешается реструктуризация, которая пока что закончилась в конце прошедшей весны. К тому же ее условия невыполнимы для большинства сельских производителей. Да и самих производителей осталось не более 10-15% от всех хозяйств, числящихся на бумаге. Вдобавок к тому, тем же постановлением лишаются животноводческих дотаций производители молока в личных подсобных хозяйствах.
В этом свете весьма показателен пример соседней Новгородской области. Там проблемы с селом гораздо тяжелей, нежели на Верхневолжье. Есть районы, где вообще перестали пахать и сеять. Как в той сельской подпевке времен советской власти: "Мы не сеем, мы не пашем, мы валяем дурака…". Тогда валять дурака за палочки в трудоднях могли. Теперь надо искать возможность заработков хлеба насущного и в отсутствие государственной поддержки. Так вот нынешние отцы Великого Новгорода додумались до заботы о нищих крестьянах по месту их личного подворья. Обеспечили сельские округа машиной и сменной тарой для приема молока от частников. С обязательной расплатой за принятый товар. И все коровы теперь при деле - даже в зарастающих осинником районах.
Более того, в Пестовском районе, в частности, потребкооперация заключает договоры с населением на откорм поросят. При этом район предоставляет молодняк, корма и картофель для откорма. Не потому ли крестьяне Лесного района давно мечтают, чтобы их присоединили к "несеющему" соседнему Пестово. Новгородские новации отмечают даже некоторые тверские издания. А вот в тверской обладминистрации опыта соседей не замечают. Даже вовсе лишают частные подворья последней поддержки. Хотя представители власти и заявляют о своей приверженности развитию села.
- Мы исходим из того, что основная масса земельных угодий должна сохранить свой нынешний сельскохозяйственный профиль, - подчеркивает главный монетарист области, первый заместитель губернатора Михаил Бершадский. – Однако для того чтобы вывести наш агропромышленный комплекс из его нынешнего прозябания, на земле необходим эффективный собственник. Причем необязательно это должна быть огромная агрофирма, хотя, конечно, без укрупнения ныне действующих на селе хозяйствующих субъектов не обойтись. Мелким пайщикам просто нереально привлечь серьезные кредиты, консолидировать денежные потоки.
Кто получит поддержку?
И никакой конкретики. Бершадский говорит о необходимости проведения большой разъяснительной работы на местах, чтобы сельское население убедилось: проводимая реформа отрасли ни в коем случае не обернется для них потерей источников заработка. И как же понимать тогда постановление губернатора о дотациях на животноводство, вернее, о том, что их снимают?! Это с учетом мнения губернатора, что приоритетными видами продукции области считаются молоко, мясо и лен…
Касательно льна также не стоит радоваться максимально обещанным дотациям чуть ли не в пять тысяч рублей за тонну волокна. Из числа дотируемых производителей льняного сырья исключат хозяйства, имеющие задолженности по налогам, и те, чьи площади подо льном не превышают 70 гектаров. Но таких сельских производителей в области два-три, не больше. Надо подчеркнуть, что в нынешнем году в области засеяно чуть более 22 тысяч гектаров льна. При этом точная цифра неведома. Может, это и неважно. Главное, что посевная площадь сократилась с 25 тысяч до 22 тысяч гектаров. Не исключено сокращение площадей льна и в дальнейшем при такой "монетаристской" политике местной власти.
- За рубежом на каждый гектар пашни имеют тысячу долларов дотации. У нас сейчас 8 тысяч гектаров пашни. Получи я сейчас их деньги, то прожил бы и без нищих дотаций наших, и другим помощь бы оказал, – считает народный академик, председатель колхоза "Красный путиловец" Иван Паплевченков, - Такова государственная поддержка не только в США. Во всем развитом зарубежье за гектар льна платят от 700 до 1000 долларов. Кроме того, и за выращенную продукцию дотация от 50 до 70 процентов от ее себестоимости. Вот они и могут с нами конкурировать, продавать по низкой цене свой товар, затраты на производство которого возмещаются государством. У нас такого нет. Нашу политику надо в корне менять, неправильная она. Мы получаем 15 копеек дотаций за литр молока, имеем за продажу мяса, за продажу элитных семян по 3 рубля за кг. За лен федеральную дотацию 1900 рублей и областную по 2800 рублей. Были времена, когда деньги получали сразу при сдаче льна. Его рентабельность была 350-400%. Сейчас льнозаводы дают за тонну 2700-2600… За рубежом одни хозяйства занимаются производством только льносемян, другие – только льноволокна. Мы же занимаемся тем и другим. И сидим с голой шеей. Получаем мизер…
Только в самом начале уборочной страды "богатенький" Паплевченков надеется на получение дотации. При его реальной статистике это особо важно. Обычные косилки стоили в прошлом году 28 тысяч рублей. Сейчас - 47 тысяч. Бензин, солярка были 6–7 рублей литр, ныне - больше 10. Не говоря уже о запасных частях. Так что без областной поддержки и в "Путиловце" не потянут. Но ему, судя по заявлениям властей, помогут, как и другим 50 крепким хозяйствам области. И это вполне справедливо. В какой-мере и эти хозяйства помогут своим нищим соседям, памятуя о социалистической взаимовыручке. Но какова судьба прочих?
А производство продолжает падать…
- Помогать надо тем, кто действительно работает на прибыль, а не тем, кто находится в коме. Таких надо банкротить, искать для них эффективного собственника. Я за такой путь развития, - считает Михаил Бершадский. - Я думаю, что в ближайшие год-два заработают земельные банки, будут брать землю под кредит. Могут быть и несколько собственников, которые договариваются, закладывают землю под кредит и работают… А если собственников 100 или тысяча, они не договорятся между собой. Чем быстрей это произойдет, тем будет лучше. Процесс реформирования для многих будет весьма болезненным, но страшного в этом нет ничего…
На селе с этим согласны далеко не все. Они считают, что новая команда слишком далека от проблем земли. Уже сейчас, в уборочную страду, многие задумались о дальнейшем сокращении поголовье скота, свиней и птицы… По предварительным подсчетам специалистов, спад отрасли в нынешнем году составит около 30%. Но это уже совсем другая статистика, о которой в сельском областном департаменте предпочитают умалчивать.
- У нас разработана технология выращивания адаптированных к области многих сельскохозяйственных культур, - сказал доктор сельскохозяйственных наук из всероссийского института мелиорированных земель Дмитрий Иванов, - Главное, чтобы ее начали применять в хозяйствах. Многие регионы сотрудничают с нами... кроме родной Тверской области. Здесь у хозяйств нет средств. В губернской же казне впервые не предусмотрели и средства на научные разработки…
Так сколько одной "Голове" нужно – 15,7 или 18 Ц?
Заведующий отделом растениеводства областного сельского департамента Павел Мигулев считает, что заготовка кормов нынешним летом идет быстрее, чем в прошлом году. В первой декаде августа в среднем по области на условную голову заложено было почти 13 центнеров кормовых единиц. Год назад было чуть больше 10 ц. Несведущий человек не разберет, много это или мало. В частности, члены новой областной администрации откровенно признают, что в сельском вопросе не смыслят. Так вот, Павел Мигулев им поясняет, что 15,7 ц кормовых единиц грубых и сочных кормов без концентратов достаточно корове для зимовки. С учетом продолжающегося снижения поголовья скота эта цель, по его мнению, будет достигнута.
Только он утаил минимально необходимую норму в 18 ц корм. ед., определенную наукой. Если же в Бологовском районе, самом "дойном" в регионе, заложили в среднем на 9 августа лишь 5,5 ц, то можно представить себе реальное положение на селе за средними радужными показателями по области.
Однако эта статистическая инициатива чиновников не особо волнует глав региона. В тверской областной администрации проблемы видят более "глобально".
- Администрация делает все возможное для ликвидации проблем в агропромышленном комплексе, – заявляет в эти дни губернатор Дмитрий Зеленин. - Погода, конечно, не та, и с заготовкой кормов плохо. В ряде районов осадков выпало от полутора до нескольких раз больше месячной нормы. По данным департамента села, лучше всех дела в Калининском, Кашинском, Торжокском и Старицком районах. Всего запланировано заготовить более 300 тысяч тонн сена, около 740 тысяч тонн силоса и около 120 тысяч тонн сенажа. Искренне надеюсь, что упорство и смекалка помогут нашим крестьянам справиться с превратностями погоды. Убежден, что немалая часть наших крестьян работает лучше западных. В таких климатических и погодных условиях голландцам пришлось бы гораздо труднее. К сожалению, не все могут похвастаться такими успехами, как у племзавода "Заволжский" или ЗАО "Калининский". В АПК у нас пока больше проблем, чем достижений. Я лично слежу за ходом заготовки кормов. Радует, что после дождей уже к середине августа перейден рубеж в 11 центнеров кормовых единиц на условную голову скота в среднем. Поддержка сельских производителей у нас в области остается на высоком уровне. На следующий год ожидаем тех же бюджетных ассигнований с учетом, конечно же, инфляционной составляющей. Самое основное, что деньги по всем нашим программам должны идти предприятиям, которые грамотно ведут хозяйство, оплачивают все налоги, выплачивают всю заработную плату работникам…
Перенять бы опыт соседей
Не буду придираться к завышенной губернатором средней цифре по кормам. Это уж на совести его помощников. Но в отношении поддержки села вопросов у крестьян немало. Особенно после летних решений областной администрации. На основе постановления губернатора №120 правом получения дотаций из бюджета области на производство животноводческой продукции будут обладать лишь хозяйства, не имеющие задолженностей по налогам в бюджеты всех уровней. При этом разрешается реструктуризация, которая пока что закончилась в конце прошедшей весны. К тому же ее условия невыполнимы для большинства сельских производителей. Да и самих производителей осталось не более 10-15% от всех хозяйств, числящихся на бумаге. Вдобавок к тому, тем же постановлением лишаются животноводческих дотаций производители молока в личных подсобных хозяйствах.
В этом свете весьма показателен пример соседней Новгородской области. Там проблемы с селом гораздо тяжелей, нежели на Верхневолжье. Есть районы, где вообще перестали пахать и сеять. Как в той сельской подпевке времен советской власти: "Мы не сеем, мы не пашем, мы валяем дурака…". Тогда валять дурака за палочки в трудоднях могли. Теперь надо искать возможность заработков хлеба насущного и в отсутствие государственной поддержки. Так вот нынешние отцы Великого Новгорода додумались до заботы о нищих крестьянах по месту их личного подворья. Обеспечили сельские округа машиной и сменной тарой для приема молока от частников. С обязательной расплатой за принятый товар. И все коровы теперь при деле - даже в зарастающих осинником районах.
Более того, в Пестовском районе, в частности, потребкооперация заключает договоры с населением на откорм поросят. При этом район предоставляет молодняк, корма и картофель для откорма. Не потому ли крестьяне Лесного района давно мечтают, чтобы их присоединили к "несеющему" соседнему Пестово. Новгородские новации отмечают даже некоторые тверские издания. А вот в тверской обладминистрации опыта соседей не замечают. Даже вовсе лишают частные подворья последней поддержки. Хотя представители власти и заявляют о своей приверженности развитию села.
- Мы исходим из того, что основная масса земельных угодий должна сохранить свой нынешний сельскохозяйственный профиль, - подчеркивает главный монетарист области, первый заместитель губернатора Михаил Бершадский. – Однако для того чтобы вывести наш агропромышленный комплекс из его нынешнего прозябания, на земле необходим эффективный собственник. Причем необязательно это должна быть огромная агрофирма, хотя, конечно, без укрупнения ныне действующих на селе хозяйствующих субъектов не обойтись. Мелким пайщикам просто нереально привлечь серьезные кредиты, консолидировать денежные потоки.
Кто получит поддержку?
И никакой конкретики. Бершадский говорит о необходимости проведения большой разъяснительной работы на местах, чтобы сельское население убедилось: проводимая реформа отрасли ни в коем случае не обернется для них потерей источников заработка. И как же понимать тогда постановление губернатора о дотациях на животноводство, вернее, о том, что их снимают?! Это с учетом мнения губернатора, что приоритетными видами продукции области считаются молоко, мясо и лен…
Касательно льна также не стоит радоваться максимально обещанным дотациям чуть ли не в пять тысяч рублей за тонну волокна. Из числа дотируемых производителей льняного сырья исключат хозяйства, имеющие задолженности по налогам, и те, чьи площади подо льном не превышают 70 гектаров. Но таких сельских производителей в области два-три, не больше. Надо подчеркнуть, что в нынешнем году в области засеяно чуть более 22 тысяч гектаров льна. При этом точная цифра неведома. Может, это и неважно. Главное, что посевная площадь сократилась с 25 тысяч до 22 тысяч гектаров. Не исключено сокращение площадей льна и в дальнейшем при такой "монетаристской" политике местной власти.
- За рубежом на каждый гектар пашни имеют тысячу долларов дотации. У нас сейчас 8 тысяч гектаров пашни. Получи я сейчас их деньги, то прожил бы и без нищих дотаций наших, и другим помощь бы оказал, – считает народный академик, председатель колхоза "Красный путиловец" Иван Паплевченков, - Такова государственная поддержка не только в США. Во всем развитом зарубежье за гектар льна платят от 700 до 1000 долларов. Кроме того, и за выращенную продукцию дотация от 50 до 70 процентов от ее себестоимости. Вот они и могут с нами конкурировать, продавать по низкой цене свой товар, затраты на производство которого возмещаются государством. У нас такого нет. Нашу политику надо в корне менять, неправильная она. Мы получаем 15 копеек дотаций за литр молока, имеем за продажу мяса, за продажу элитных семян по 3 рубля за кг. За лен федеральную дотацию 1900 рублей и областную по 2800 рублей. Были времена, когда деньги получали сразу при сдаче льна. Его рентабельность была 350-400%. Сейчас льнозаводы дают за тонну 2700-2600… За рубежом одни хозяйства занимаются производством только льносемян, другие – только льноволокна. Мы же занимаемся тем и другим. И сидим с голой шеей. Получаем мизер…
Только в самом начале уборочной страды "богатенький" Паплевченков надеется на получение дотации. При его реальной статистике это особо важно. Обычные косилки стоили в прошлом году 28 тысяч рублей. Сейчас - 47 тысяч. Бензин, солярка были 6–7 рублей литр, ныне - больше 10. Не говоря уже о запасных частях. Так что без областной поддержки и в "Путиловце" не потянут. Но ему, судя по заявлениям властей, помогут, как и другим 50 крепким хозяйствам области. И это вполне справедливо. В какой-мере и эти хозяйства помогут своим нищим соседям, памятуя о социалистической взаимовыручке. Но какова судьба прочих?
А производство продолжает падать…
- Помогать надо тем, кто действительно работает на прибыль, а не тем, кто находится в коме. Таких надо банкротить, искать для них эффективного собственника. Я за такой путь развития, - считает Михаил Бершадский. - Я думаю, что в ближайшие год-два заработают земельные банки, будут брать землю под кредит. Могут быть и несколько собственников, которые договариваются, закладывают землю под кредит и работают… А если собственников 100 или тысяча, они не договорятся между собой. Чем быстрей это произойдет, тем будет лучше. Процесс реформирования для многих будет весьма болезненным, но страшного в этом нет ничего…
На селе с этим согласны далеко не все. Они считают, что новая команда слишком далека от проблем земли. Уже сейчас, в уборочную страду, многие задумались о дальнейшем сокращении поголовье скота, свиней и птицы… По предварительным подсчетам специалистов, спад отрасли в нынешнем году составит около 30%. Но это уже совсем другая статистика, о которой в сельском областном департаменте предпочитают умалчивать.
- У нас разработана технология выращивания адаптированных к области многих сельскохозяйственных культур, - сказал доктор сельскохозяйственных наук из всероссийского института мелиорированных земель Дмитрий Иванов, - Главное, чтобы ее начали применять в хозяйствах. Многие регионы сотрудничают с нами... кроме родной Тверской области. Здесь у хозяйств нет средств. В губернской же казне впервые не предусмотрели и средства на научные разработки…
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00