Кому продаст свои акции одна из крупнейших российских страховых компаний

Пятница, 10 августа 2007 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Некоторое время назад крупная страховая компания - РЕСО-Гарантия объявила о своих планах провести IPO. Случись это, РЕСО стала бы первым отечественным страховщиком, вышедшим на фондовый рынок. Но неожиданно для всех компания взяла тайм-аут. Собирается ли РЕСО-Гарантия проводить обещанное первичное размещение акций? На этот и другие вопросы "Итогам" ответил председатель совета директоров и главный бенефициар компании Сергей Саркисов.
- Сергей Эдуардович, вы заинтриговали рынок историей с IPO. Так состоится оно или нет?
- Мы даже себя заинтриговали. Размещение акций для нас не самоцель. Да, наверное, престижно было бы стать первой российской страховой компанией, которая вышла на публичные рынки. Но мы в бизнесе всегда были прагматиками. На сегодняшний день РЕСО-Гарантия не нуждается в финансовых ресурсах, у компании избыточный капитал. Средства нужны акционерам для развития других проектов. Если нам удастся привлечь больше денег, не выходя на IPO, мы выберем другой вариант. Если же мы увидим, что рынок оценивает нас адекватно, тогда мы выйдем осенью на биржу.
- Вас не удовлетворили результаты премаркетинга?
- Мы общались примерно с двадцатью инвестиционными фондами в Лондоне, Стокгольме и Франкфурте. К сожалению, в подавляющем большинстве это были хедж-фонды. А это не те инвесторы, которые нам интересны. Мы планировали выпуск на 400 миллионов долларов, и не хотелось бы, чтобы процентов 80-90 этих акций попало в руки спекулянтов. При таком небольшом объеме ежедневная купля-продажа, игра на новостях сделают бумаги сильно волатильными. Нас больше интересовали фонды пенсионные, страховые, которые покупают акции для того, чтобы их держать определенное время. Собственно говоря, именно по этой причине мы приостановили общение с инвесторами, не начали роуд-шоу и не объявили ценовой коридор.
- Выходит, зря потратили деньги и время?
- Сейчас, после того как мы уже вернулись из Европы, на нас выходят более серьезные инвесторы. Мы с ними ведем активные переговоры, и я не исключаю, что рынок услышит кое-что новое.
- Необходимость раскрывать информацию о собственниках вас не останавливала?
- Нет, не останавливала. Трудно скрывать очевидное. К тому же мы считаем, что это хороший сигнал для рынка, когда известны владельцы финансового института.
- Можно назвать вашу компанию семейной?
- В какой-то степени.
- Какова ваша доля с братом Николаем?
- У нас сегодня больше 80 процентов в РЕСО-Гарантия. В Казахстане у нас 50 процентов бизнеса, на Украине и в Белоруссии - по 70 процентов, в Литве - 100 процентов. Как видите, мы не везде являемся "абсолютными" владельцами.
- Все-таки с какой долей вероятности можно сказать, что IPO состоится?
- Пожалуй, пятьдесят на пятьдесят.
- Зачем тогда вам новые ресурсы, если денег в избытке?
- Акционеры РЕСО-Гарантия присутствуют в очень динамично развивающихся капиталоемких сегментах рынка. Мы вкладываем сегодня деньги в недвижимость, у нас большие девелоперские проекты в Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени, Киеве, Минске. Наша компания - крупнейший девелопер в Литве. Мы активно развиваем лизинговую деятельность. У нас есть несколько интересных крупных проектов, связанных с автобизнесом. То есть, с одной стороны, денег много, с другой стороны, денег всегда не хватает.
- Создается ощущение, что акционерам надоел страховой бизнес...
- Абсолютно не так. Нам очень нравится страховой бизнес, мы им серьезно занимаемся, но нам удалось создать команду менеджеров, которые этот бизнес развивают без акционеров. Безусловно, мы принимаем участие в разработке стратегии, в лоббировании этого бизнеса, но мы не участвуем в оперативном управлении компаниями ни здесь, ни на Украине, ни в Казахстане. Есть другие сегменты экономики, которые тоже дают очень высокую доходность.
- Не проще договориться с одним стратегическим иностранным инвестором, как это делают другие страховщики?
- Продавать сегодня долю "стратегу" при том, что нет острой необходимости в средствах, нерационально. Мы выигрываем на своем рынке у иностранных компаний за счет быстроты принятия решений, большей гибкости, адаптированности к рынку. И проводить время в борьбе со "стратегом", объясняя ему, что нужно делать так, а не эдак, не хочется. Вхождение иностранцев для национального рынка опасно, когда он в стадии развития. Мы бы потеряли национальный рынок, как его потеряли большинство восточноевропейских стран и Прибалтика. С каждым годом отечественные игроки крепнут, и для иностранцев вхождение сюда будет все более сложным. Кроме того, у меня есть глубокое убеждение, что все, кто хотел сюда прийти, давно пришли.
- Пока вы решили не продавать, а скупать акции. Как укладывается в стратегию компании объявление оферты на выкуп 465 тысяч акций?
- Совет директоров принял решение о выкупе порядка полутора процентов акций, исходя из капитализации компании в 2 миллиарда 50 миллионов долларов.
- Но аналитики оценили капитализацию лишь в полтора миллиарда, исходя из той цены, что в свое время заплатил ЕБРР за 10 процентов акций.
- Не надо забывать, что эта цена определялась год назад на основе результатов деятельности компании в 2005 году. К тому же надо учитывать, что ЕБРР - это не просто стратегический инвестор, а, скажем так, политический. Это некий знак качества, поэтому он всегда покупает пакеты в любых компаниях с дисконтом. Отсюда и родилась цена в полтора миллиарда. Но за это время компания выросла на 35 процентов, и премаркетинг показал оценку в 1,8-2,2 миллиарда.
По мнению специалистов, будущее отечественного рынка - это развитие страхования жизни, пенсионного страхования, обязательных видов страхования
- Вы уже определились, куда направите выкупленные акции?
- Да, сейчас руководство холдинга готовит опционную программу для сотрудников и агентов компании.
- Можно ли считать трендом то, что две крупнейшие компании таким образом мотивируют своих сотрудников? "Росгосстрах" объявил о том, что продаст часть акций менеджменту и агентам.
- У нас разные программы, "Росгосстрах" декларирует свою как некое народное IPO. Мы это делаем исключительно для того, чтобы сохранить лучших сотрудников. Вы понимаете, что лучшими не могут быть сто тысяч человек. У нас это порядка пятидесяти человек в центральном офисе и примерно сто агентов.
- Каким вы видите будущее российского страхового рынка?
- Это развитие страхования жизни, пенсионного страхования, развитие обязательных видов страхования, таких, как страхование профессиональной ответственности, ответственности производителя, и других. Это неизбежный путь любого цивилизованного государства по защите интересов своих граждан.
- Граждане не всегда в восторге от обязательных видов страхования.
- На сегодняшний день в России нет института компенсации понесенных убытков. Поэтому я считаю, что граждане должны выходить на улицы с транспарантами "Государство, введи обязательное страхование!".
- После введения ОСАГО немало граждан готовы выйти с другими транспарантами.
- Это потому, что у нас наиболее активная часть граждан, к сожалению, не самая сознательная. Закон по ОСАГО в первую очередь защищает пешеходов. Инвалидами у нас становятся более 200 тысяч человек в год, а 35 тысяч человек погибают. Кто будет защищать интересы этих пострадавших? У нас автовладельцев около 30 миллионов человек, а в стране живет 142 миллиона.
- Государство не платит за нас взносы.
- Но государство, обязывая вас заплатить этот взнос, защищает и вас в том числе. Почему мы говорим только о моменте передачи денег в страховую компанию? Давайте говорить о моменте возмещения.
- По каждому обязательному виду страхования будет такая же морока с оформлением документации, как с ОСАГО?
- Нет совершенных систем. Во всяком случае, они возникают не сразу. Мы работаем над прямым урегулированием по ОСАГО. Скоро мелкие убытки будут оформляться без участия сотрудника ГИБДД.
- Вы в самом начале своей страховой биографии пытались заниматься страхованием жизни...
- Это был мой первый проект - продажа страховых продуктов через сеть Сбербанка, и он оказался провальным. Мы и сейчас продаем "жизнь", но мало. Невозможно делать это успешно, не имея налоговых льгот для клиентов. Невозможно также продавать "жизнь" при инфляции на уровне 8 процентов. Когда крупные банки дают 12 процентов годовых, как вы уговорите купить 15-летний полис с гарантированной доходностью в 3-5 процентов? На сегодня рынка страхования жизни в России не существует.
- Есть шанс, что клиенты страховых компаний получат льготы на страхование жизни?
- Шанс есть всегда.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1420
Рубрика: Страхование


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003