В Минэнерго вернулись к вопросу отдельного экспорта тяжелой нефти
17 июля 2015 г А.Новак заявил, что в Минэнерго рассматривают возможность выделения высокосернистой нефти по отдельному нефтепроводу.
Напомним, что проблема высокосернистой нефти давно является заботой Транснефти и министерства энергетики.
Идея выделения высокосернистой нефти в отдельный экспортный маршрут принадлежит как раз нефтяному транспортному монополисту. Суть в том, что, по стандартам экспорта нефти из России, в сырье должно содержаться определенное количество серы.
По показателю сернистости отделяют сорта легкой нефти от тяжелой, учитывая в том числе и плотность сырья.
Эталонные сорта - северный Brent и американская WTI, к которым иногда еще причисляют Dubai. Оба 2 сорта - легкая нефть, Dubai – традиционная нефть со средним содержанием серы примерно в 2% весовых. По этим сортам формируются цены на нефть в мире, в т.ч. и отечественный Urals.
Легкая нефть стоит дороже тяжелой, но в вопросе стоимости также есть и нюанс потребления.
Подавляющее большинство НХЗ и НПЗ восточного блока, США, России и экс-ССР нацелены на тяжелую нефть - сбыт легкой нефти становится проблемой.
Запасы нефти США в случае начала полномасштабного экспорта захлестнут рынок куда сильнее, чем при предполагаемом возвращении Ирана на нефтяной рынок.
При этом тяжелой нефти становится больше – в России большинство месторождений с запасами легкой нефти входят в зрелый возраст и не смогут служить гарантом добычи, а вновь найденные месторождения в подавляющем большинстве содержат ТРИЗ, либо залежи расположены настолько неудобно, что практически дешевле их не разрабатывать.
В перспективе в добыче тяжелая нефть, которую Транснефть будет поставлять на экспорт. Поступающая на экспорт нефть, включая тяжелую и легкую, смешивалась - на выходе получался именно экспортный сорт нефти.
С увеличением количества добываемой нефти с высоким содержанием серы встал вопрос – с чем ее смешивать, чтобы она на выходе подпадала под экспортный стандарт?
Есть варианты пересмотреть стандарты экспорта или выделить тяжелую нефть в отдельный маршрут.
Существует вариант возложить на плечи добывающих компаний обязанность обессеривать нефть на месте добычи и поставлять уже облегченную. Пока что его не рассматривают, а стоило бы.
Другой вопрос – куда девать оставшуюся серу. Нефтянка вытеснила с рынка серодобывающие предприятия, по сути, побочным продуктом производства. Газойль им когда-то тоже был, но теперь используется и все более активно. Нефть сама была побочным продуктом, но прогресс заставляет находить применение всему.