Меняю корову на тонну солярки

Понедельник, 11 июля 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Цены на горючее, запчасти и удобрения душат экономику российской деревни - воронежские мужики продают последних буренок.
На центральном городском рынке Воронежа я прошу взвесить говядины. Смуглый кудрявый продавец бросает будущий бифштекс на весы: "200 рублей". Сколько? Это за кусочек, величиной с хлебную горбушку? Продавец в ответ задушевно улыбается: "Бери, дорогой, а то завтра говядину вообще не купишь".
Продавец знает, что говорит: для пессимистических прогнозов есть основания. Цифры официальной статистики опрокидывают натужный оптимизм, с которым чиновники рассуждают о "преодолении спада на селе", "положительной динамике в АПК…" Динамика есть, вот только положительная ли? В 2002 году воронежские фермы потеряли 30 тысяч коров, в 2003 - еще 50, в 2004 - 74 тысячи. А 2005 год, судя по всему, побьет печальные рекорды, ибо только за первый квартал стадо буренок сократилось на 84 тысячи. На фоне массовой резни дико выглядят попытки реанимировать животноводство закупкой в Австрии и Швейцарии элитных коров, с трудом привыкающих к тяжелому для них российскому климату.
Для оценки масштабов экономических потерь логично сравнить прошлое с настоящим. Но это оказалось не просто. В конце концов согласился помочь бывший главный зоотехник райсельхозуправления. Попросив не называть фамилии, он поделился из своего собственного архива "государственной тайной", касающейся поголовья на фермах. Итак, в середине 80-х в районе было 21 219 коров. Сейчас, в 2005-м, всего 3204. Свиней тогда - 49 878, теперь - 3228. Овец было 21323, осталось 89.
Такая вот арифметика. И совершенно справедливо губернатор области Владимир Кулаков, выступая недавно перед журналистами, с горечью произнес: "Если взять точкой отсчета село, которое было 20 лет назад, то нам к нему еще шагать и шагать". При таких "успехах" следовало бы сказать спасибо тем, кто везет к нам многократно осмеянные "ножки Буша"...
Что же получается? Выходит, наша деревня все пореформенные годы резво поднималась вверх по лестнице, ведущей вниз. И бессмысленное "восхождение" закончится не раньше, чем главы хозяйств перестанут метаться по нефтебазам с плакатом: "Меняю корову на тонну солярки!" Если энергетики умерят свои аппетиты и сбавят тарифы. Если выпускники Воронежского агроуниверситета потянутся на работу в село, привлеченные достойной зарплатой и жильем. В прошлом году из 960 молодых специалистов, получивших дипломы, работать в деревню отправилось меньше полусотни.
Виктор Шевцов, глава администрации крепкого Лискинского района, категорично заявляет: "Важней всего сегодня - животноводство. При хорошей механизации в поле управятся несколько механизаторов. А что делать остальным? Идти на фермы и комплексы, где каждая пара рук найдет себе применение". Кстати, чистая прибыль лискинских аграрников в прошлом году составила 150 миллионов рублей, но обитатели "островка благополучия" не успели почувствовать себя миллионерами. Перед посевной почти все деньги сожрал "трехглавый дракон" - горючее, запчасти и удобрения. Но куда сложнее неблагополучным районам, которым свои медвежьи услуги навязали "инвесторы с большой дороги".
…Летнее пастбище под Грибановкой. Заросший высокой травой луг с искрами клевера, где пасется небольшое стадо. Обеденная дойка закончилась, молоко слито во фляги. Словоохотливые доярки рассказывают, что эти 25 коров - все, что уцелело от артельного стада в 350 голов. Раньше каждая управлялась с 30-40 буренками, а сейчас, при ручной дойке, и пяти хватает "выше головы". Правда, сегодня вышло по шесть, потому что их товарка Глаша слегла: "Ничего не ест, плачет без конца". Вчера ее любимицу, дававшую по два ведра молока, заезжие мужики отправили на мясокомбинат. "Были коровы ваши - стали наши",- мрачно пошутил детина в камуфляже, закрывая двери фуры. В конторе дояркам объяснили, что это не грабители, а "инвесторы". Скот забирают в погашение долга за солярку.
Они мимо просто так не ездят. То семенное зерно выгребут из амбаров, то загонят "налево" новый комбайн "Доминатор", купленный по лизингу. Но особенно бурную деятельность развивают на фермах, распродавая коров и свиней. В сельхозартель "Добрино" недавно тоже наведалась крепкие парни из "Воронежагропродукта". Выставили оцепление и попытались загонять коров в фуры. В ответ окрестные мужики взялись за вилы. Потом местная милиция подтянулась, не дала земляков в обиду. В общем, на селе давно расстались с иллюзиями насчет того, что только частный бизнес возродит разрушенный АПК. У новоявленных хозяев мысли в основном о том, как бы урвать для себя кусок пожирнее.
Напрашивается сакраментальный вопрос: что же все-таки делать? А взять для начала пример со стран, где процветает сельское хозяйство. Весной делегация воронежских аграриев посетила штат Канзас в США. Рассказывает глава артели из Кантемировского района Владимир Покусаев: "Мы спросили у американских фермеров, что они делают весной, когда начинают скакать цены на горючее и энергию? Каково же было удивление, когда мы узнали: в самой либеральной американской экономике никто не смеет по своей воле переписать ценники, а потому стоимость энергоносителей остается стабильной". В каждом штате ежегодно утверждаются минимальные цены по 12 видам сельхозпродукции, включая зерно, молоко и мясо. Ставка сделана не на фермерские "ранчо", а на крупные холдинги - наподобие комплексов по производству молока и мяса, что когда-то действовали и на территории Воронежской области. По словам Покусаева, члены делегации сошлись в том, что в США есть и рынок, и элементы государственного регулирования в поддержку села. А в России нет по-настоящему ни того, ни другого.
В минувший выходной я зашел на центральный базар Воронежа после обеда и говядины уже не нашел. Знакомый брюнет торговал свиной вырезкой: "Почем килограмм?" - "Только ты, дорогой, не обижайся - тоже по 200 рублей".
С недавних пор наши либеральные министры поминают недобрым словом мясо, которое слишком быстро дорожает и портит общие показатели инфляции. Но этот упрек не по адресу. Уж сколько лет деревня просит и требует умерить аппетиты монополистов, которые задирают цены на энергоносители, тарифы на транспорт и тем самым подрывают отечественное животноводство. "А власти будто в рот воды набрали, - сказал в беседе со мной рамонский механизатор Федор Кретинин.- Как у нас раньше говорили: "Ни бэ, ни мэ, ни кукареку".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 636
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003