Создание зерновых бирж в России откладывается

Понедельник, 4 августа 2003 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Зерну нового урожая готовят новый способ продажи. Отраслевые союзы, биржевики, региональные власти думают над тем, как создать адекватный механизм биржевой торговли зерном. Пока, правда, все они выступают не единым фронтом, а отдельными группами. Соответственно процесс идет медленно и с большими проволочками.
Если бы у российского агропромышленного комплекса была система биржевой торговли зерном, то она могла бы избавить его от многих бед. Например, от несправедливых цен на зерновые, от отсутствия денег у крестьян, от закрытости рынка. Но, несмотря на очевидные плюсы, по мнению бизнеса, пока говорить о зерновых биржах можно только в сослагательном наклонении. "Сейчас зерновая торговля построена по принципу business to business, поэтому ни продавец, ни покупатель не хотят включать в свою цепочку еще и биржу", — объясняет настроения большинства торговцев руководитель департамента маркетинга ООО "Росхлебопродукт" (входит в группу "Агрос") Николай Демьянов.
Но желание сделать из России цивилизованную страну еще и в плане торговли зерном присутствует. "Сейчас наша страна постепенно становится на рельсы цивилизованного развития зернового рынка, — говорит президент АПК "Стойленская нива" Федор Клюка. — Процесс это непростой, во многом связанный с ситуацией на полях, урожаем, позицией правительства по вопросам регулирования сельскохозяйственных рынков и многими другими факторами. Поэтому пусть не сегодня, но зерновая биржа будет создана".
Аргументы же противников создания биржевой торговли зерном, по мнению аналитиков, выглядят несерьезными. "Скептики основываются на том, что российский рынок уникален и поэтому биржа — не для него, — говорит директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. — Но зерновые биржи созданы и работают во многих регионах, начиная от Америки и заканчивая Африкой. И я не думаю, что африканский рынок менее уникален, чем российский".
Биржевые регионы
Было бы неправильно говорить, что товарных бирж в новой рыночной России не существовало совсем. С завидным постоянством они создавались на протяжении последнего десятка лет. Например, только в одной Волгоградской области было организовано 15 биржевых площадок. По большому счету биржи предоставляли информацию о спросе и предложении на товар. Правда, особого успеха эти площадки не имели, и зерна туда сельхозпроизводители несли мало. Но, как правило, и сами биржи не делали ставку только на зерно. Так что назвать их зерновыми можно было с большой натяжкой.
Сейчас, похоже, пошла волна создания именно зерновых бирж. В этом прежде всего преуспевают регионы. Для зерна нового урожая в разных уголках России создаются и находятся в планах новые площадки. Мотивы для этого разные. С одной стороны, как говорят представители зернового рынка, сами биржевики инициируют их создание. "И это оправданно, ведь для них это хлеб, их деньги", — говорят аграрники. С другой стороны, возникновение биржевых площадок во многом происходит после вмешательства региональных властей. "Власти приветствуют открытие бирж, при этом указывают благую цель — избавление крестьян от посредников и перекупщиков, у которых оседают основные "зерновые" деньги, — говорят зерновики. — Но на самом деле они сами хотят контролировать торговлю зерном в регионе".
Несмотря на свою привязку к конкретному региону, биржи пытаются расширить поле деятельности. К примеру, в Орловской области идет создание Международной Орловской зерновой биржи, на которой, по задумке создателей, будут торговать не только орловским зерном, но и злаками из других областей России и стран СНГ. Соседние с Алтайским краем области присматриваются к опыту местной биржи, которая провела свои первые торги 22 апреля этого года. В Тамбовской области создана Биржа сельскохозяйственной продукции (БСП), которая намерена вести торги на своих 11 филиальных площадках, расположенных по всей России.
Но создаваемые с таким энтузиазмом региональные биржи аналитики не берутся называть именно биржами. "Существующие сегодня биржи имеют серьезный недостаток — на них отсутствует стандартизация торговли, из-за чего ликвидность операций на них очень низкая, — говорят в Российском зерновом союзе (РЗС). — Кроме того, отсутствие развитой биржевой инфраструктуры превращает эти торговые площадки в клубы по интересам". Как говорит Николай Демьянов из "Росхлебопродукта", именно по этим причинам объемы торгов на региональных биржах очень низкие.
Скептицизм по отношению к региональным площадкам нисколько не смущает самих их устроителей. По словам председателя совета директоров БСП Валерия Корнеева, его биржа имеет большой успех среди крестьян. "Результат налицо: куда бы мы ни приехали, где бы ни агитировали сельхозпроизводителей за биржевые торги, везде выражали готовность к работе, — говорит он. — Мы уже запланировали начало торгов на 15 августа".
Крестьян не только агитируют за биржевую торговлю. Эксперты рынка говорят, что их заставляют участвовать в торгах. "Очень сильно административное давление, и местные селяне понимают, что если они будут продавать зерно за пределами новоявленной торговой площадки, то рискуют поссориться с властями", — говорят они. На местах крестьянам выписывают рекомендации. Как сообщили собственному корреспонденту "Известий" Ирине Тарасовой в Волгограде в местной администрации, губернатор подписал постановление, по которому сельхозпроизводителям и всем участникам рынка агропромышленного комплекса рекомендовано осуществлять реализацию своей продукции через систему биржевой торговли.
Начало цивилизации
О том, что на биржи сельхозпроизводителей и зерновые компании придется "приводить за руку", еще зимой говорил президент РЗС Аркадий Злочевский. Но одновременно он высказывал надежду, что этого не потребуется и бизнес придет на биржевые площадки сам. Отчасти так оно и есть, и региональные рекомендации — не общий отличительный признак. Как утверждает Дмитрий Рылько, бизнес говорит, что ему нужны биржевые торги; главное — чтобы был понятный механизм. Такого же мнения придерживается Николай Демьянов. "Сельхозпроизводителей заманить на биржи можно только с помощью нормальной экономики, — говорит он. — Если они увидят, что биржа реально работает и зерно на ней торгуется успешно, то они на нее придут".
По мнению директора "Русагро-зерно" (входит в группу "Русагро") Антона Малинкина, биржевые торги начнут работать прежде всего тогда, когда будет законодательно закреплен регламент оборота складских свидетельств (варантов). С одной стороны, это гарантия, подтверждающая наличие зерна. С другой — способ без проблем продать зерно. Продавец может не только заключить фьючерсный контракт, застраховав себя от колебания цен, но и, поставив зерно на уполномоченный биржей элеватор, получить варант и передать его бирже.
И если пока законодатели не торопятся узаконить складские свидетельства, то отраслевые союзы начинают детальную разработку механизмов биржевых торгов зерном. Созданная при РЗС рабочая группа уже сделала черновой вариант концепции создания биржевого рынка срочных контрактов на зерно. Группа намеревается определить механизм и создать центральную биржевую площадку, на которой, по задумке разработчиков, и будут происходить все зерновые операции.
Пока идут споры и выработка определений вокруг базового актива и базиса поставки. Кто-то из участников "биржевой" группы говорит, что за базовый актив надо принимать сразу несколько товаров, то есть пшеницу различных классов, ячмень, рожь. Но есть мнение, что достаточно сосредоточить внимание на одном активе — пшенице 4-го класса, так как это наиболее ходовой вид. И уже к тем ценам, которые будут определяться в ходе торгов на этот сорт пшеницы, можно будет привязывать цены других видов зерна.
Определить базис поставки рабочей группе еще сложнее. Россия большая, и зернопроизводящие регионы в ней раскиданы от Юга России с его Краснодарским и Ставропольским краями до Сибири, где зерновыми славится Алтайский край и Омская область. Пока в концепции записано, что базис определяется по региональному принципу без разделения элеваторов, входящих в региональный базис поставки. Например, определяется базис поставки Ставропольский край; это означает, что поставка может быть осуществлена на любой уполномоченный элеватор, отнесенный к Ставропольскому краю.
Это на самом деле только первый этап работы. Как говорят разработчики, завершить проект удастся не скоро. Но уже сейчас разработчики опровергают популистский тезис о том, что в биржевых торгах будут непосредственно принимать участие и крестьяне, чтобы защитить себя от перекупщиков. По словам Дмитрия Рылько из ИКАРа, они будут пользоваться производными инструментами от биржевой торговли. "Например, на американских элеваторах из семи базовых контрактов шесть привязаны к бирже, то есть они ориентированы на те цены, которые есть на бирже, то же самое должно быть и у нас, — говорит он. — Точно так же, ориентируясь на биржевые цены, крестьяне смогут продавать свое зерно компаниям".
Куда податься крестьянину... На биржу
Первые товарные биржи появились в США в середине XVIII века в главном городе страны — Нью-Йорке. Строго говоря, это были ярмарки, на которые приезжали продавцы, имея товар "налицо". В условиях ярко выраженной сезонности в сельскохозяйственном производстве рынок испытывал массовый приток продавцов в определенное время года, что создавало идеальный рынок для покупателей, которые могли свободно диктовать цены. В исторических описаниях содержатся записи о том, что многие продавцы, не желая идти на кабальные условия, просто избавлялись от своей продукции, выбрасывая ее на улицу.
Настоящей революцией для оптовой торговли стало появление срочных контрактов, предполагавших поставку товара после сбора урожая.
Пионером этой практики считается крупнейшая торговая площадка Среднего Запада — Чикагская товарная палата (CBOT), которая благодаря своей зерновой истории превратилась к нынешнему времени в крупнейший рынок срочных контрактов. Появились такие контракты здесь, по всей вероятности, в 60-е годы XIX века. Но доказать это не представляется возможным — Великий чикагский пожар 1871 года уничтожил все архивные записи биржи. Впоследствии практика срочных зерновых контрактов распространилась и на другие товары — кофе и хлопок — и пришла на Восточное побережье США.
Америка не открыла рынок срочных контрактов. Появились они в странах Юго-Восточной Азии, и намного раньше. Известно, например, о такой практике в Японии в XVII веке. Впрочем, историки считают, что еще 6 тыс. лет назад китайские торговцы использовали так называемые "рисовые фьючерсы". История, таким образом, опровергает привычное представление о том, что срочные контракты — это продукт сообщества биржевых спекулянтов нового времени. Для экономистов наличие срочных контрактов — абсолютно естественный элемент рыночной инфраструктуры.
Сегодня в США десять торговых бирж, самыми крупными из которых являются две чикагские — CBOT и CME и три нью- йоркские — NYMEX, COMEX и CSCE. Регулируется оборот производных инструментов специальной федеральной комиссией по торговым фьючерсам (Commodity Futures Trading Commission).

Финансовые известия

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003