Горькие будни шоу-бизнеса
В 1997 году в финале музыкального конкурса «Утренняя звезда» разгорелась нешуточная борьба, и члены жюри никак не могли выбрать победителя. После череды дополнительных заданий первый приз достался участнику театра-студии «Непоседы» москвичу Сергею Лазареву. Примерно тогда у молодого человека появились большие творческие амбиции – стать звездой международного уровня. Все бы ничего, но это мешает ему зарабатывать деньги на родине, хотя при своих получать около 2 млн долларов в год.
Ни гроша от Smash!!
В начале 1990-х, за 11 лет до запуска «Фабрики звезд», на базе одного московского Дворца пионеров открылась своя кузница эстрадных кадров – театр-студия «Непоседы». Причем, в отличие от «фастфудного» телепроекта, учить танцам, вокалу и актерскому мастерству там начинали почти с пеленок. В результате к 14 годам выпускники школы вполне профессионально держались на сцене и поголовно мечтали о блистательной певческой карьере. Вот только мало у кого были средства и связи для раскрутки.
«Непоседам» Сергею Лазареву и его приятелю Владу Топалову повезло. Отец Влада, бизнесмен Михаил Топалов, решил поощрить талант сына – так в 2001-м, спустя несколько лет после увольнения ребят из студии «по возрасту», родилась группа Smash!!. Наставлять ее участников взялся уроженец Великобритании продюсер Саймон Нэпиэр-Белл. С его подачи в репертуаре ансамбля появились англоязычные хиты, а в кармане – контракт с российским представительством одной из крупнейших мировых студий звукозаписи Universal Music Group International.
Хорошим толчком для роста популярности послужила победа в конкурсе «Новая волна» в Юрмале в 2002 году. Молодые люди взяли первый приз, исполнив арию Belle из мюзикла Notre-Dame de Paris, балладу «Ты меня на рассвете разбудишь» из мюзикла «Юнона и Авось» и собственную композицию Talk to Me. Кроме того, во время фестиваля они познакомились с Филиппом Киркоровым, который с ходу предложил Smash!! поучаствовать в его зарубежных гастролях. Позже король российской поп-музыки стал наставником и советчиком Сергея Лазарева.
Первый альбом – Freeway – дуэт выпустил лишь через два года после своего основания. Его продажи довольно быстро перевалили за 1 млн экземпляров, обеспечив диску золотой статус. Правда, по словам Сергея, он с этого не получил ни рубля. Не принес финансовой выгоды и второй сборник – 2nite, записанный годом позже. «Все деньги шли в зачет трат на раскрутку группы», – сетует певец.
О причинах распада коллектива на пике популярности ходит множество слухов. По одной из версий, Михаил Топалов и Сергей Лазарев сильно повздорили из-за того, что в СМИ появилась утка: дескать, Лазарев собирается заняться сольной карьерой. Выяснение отношений со спонсором вылилось в крупную ссору. В расстроенных чувствах оскорбленный недоверием артист «прогулял» концерт в Киеве и был уволен за нарушение трудовой дисциплины. «На момент ухода у меня в кармане оставалось чуть больше 1 тыс. долларов, – вспоминает он. – Растягивал эти деньги, как мог, а когда и они закончились, одолжил 300 долларов у Жени Орлова, тогдашнего сопродюсера Smash!!. Мне на самом деле не на что было жить».
Вот так к концу 2004-го Сергей Лазарев попал в ситуацию, когда ему волей-неволей пришлось задуматься о сольных выступлениях. И хотя проект Smash!! не принес вокалисту больших заработков, зато обеспечил его бесценными активами: узнаваемостью, знакомствами в мире шоу-бизнеса и опытом.
Шило на мыло
Какое-то время Сергей безуспешно искал спонсоров. «Помогла менеджер Universal Music Russia Ася Калясина. Она свела меня с представителями звукозаписывающей компании «Стиль Рекордс», которые согласились дать деньги на первый сольник», – рассказывает он. Условия контракта были довольно жесткими: в течение следующих двух лет певец работал на студию за зарплату, а все собранные средства шли на его раскрутку, теперь уже под собственным именем.
Приличный гонорар принес Лазареву русскоязычный хит «Даже если ты уйдешь» только в 2006-м. По оценке экспертов, сумма не была астрономической – несколько десятков тысяч долларов, но с того момента установилась цена на корпоративные выступления артиста. По информации управляющего партнера Международного концертного агентства «Ру-Концерт» Кирилла Чибисова, порядка 12-15 тыс. евро.
Вместе со «Стиль Рекордс» Сергей Лазарев выпустил два альбома – Don't Be Fake и TV Show. Однако в 2008 году, когда контракт закончился, исполнитель захотел творческой свободы, а потому решил не ввязываться в новые отношения со звукозаписывающими компаниями. «Мне поступили звонки от нескольких продюсеров, но я не желал работать ни под чьим руководством. Отказался даже от предложения Филиппа Киркорова, несмотря на то что мы давно дружим», – говорит Сергей.
Дело в том, что он всегда мечтал стать звездой международного уровня. «Кем-то вроде русского Джорджа Майкла или Рики Мартина», – уточняет г-н Чибисов. Видимо, сказывались нереализованные еще со времен Smash!! амбиции. «В начале 2000-х глава Universal Music Russia Дэвид Джанк, вдохновленный успехом группы «Тату» за рубежом, попытался по ее подобию раскрутить Лазарева и Топалова. Но оказалось, что в мужском проекте возникают сложности с созданием привлекательной, гармоничной гомосексуальной составляющей. А ведь именно она обеспечила популярность девушек», – рассуждает продюсер Сергей Галоян. Кстати, нацеленностью на Запад объясняется и преобладание в репертуаре дуэта (а потом и одного Сергея Лазарева) англоязычных композиций. Так, в первом альбоме Smash!! на русском была только «Молитва».
Между тем отечественные продюсеры, сотрудничавшие с Сергеем, думали в первую очередь не о его творческих устремлениях, а о тех деньгах, которые он мог бы заработать на родине. «Сергей, безусловно, талантлив, но всех артистов, прошедших нашу вокальную школу, на международной арене автоматически записывают в вокальные карлики. Это штамп, – отмечает Кирилл Чибисов. – Лазарев охотно соглашается выходить на сцену за границей, но за эти выступления ему не платят ни копейки. И пока ничто не может изменить ситуацию». Как показала практика, счастливым исключением из данного правила смогла стать лишь упомянутая группа «Тату». Причем только благодаря тому, что ее солистка Лена Катина, под которую и создавался проект, помимо «Непосед» обучалась пению в США, а аранжировки к ее трекам делали ведущие американские музыканты.
Горький воздух свободы
Как выяснилось, быть одновременно и артистом, и управляющим совсем непросто. 70% времени занимает организационная работа, на нее тратится куча нервов, а сил на креатив уже не хватает, признается Сергей Лазарев. И все-таки он упорно не желает принимать в расчет реалии отечественного шоу-бизнеса и поет западно-ориентированные песни, которые продаются откровенно плохо. «В творчестве Сергей не идет ни на какие компромиссы, – утверждает Филипп Киркоров. – Даже я иногда говорю ему, что, наверное, стоит исполнять более коммерческую музыку. Но он не отступает от своих предпочтений, поет только то, что ему нравится».
А треки российских исполнителей на английском не ставят в ротацию на радио и телевидении. «Есть негласный закон: у русскоязычного артиста не должен быть только иностранный репертуар, – поясняет Кирилл Чибисов. – А если ты не светишься на экранах, нет и заказов на корпоративы». По подсчетам компании «Ру-Концерт», при самом удачном стечении обстоятельств Сергею Лазареву перепадает от силы два таких выступления в месяц. Причем его ценник с годами не меняется. «Певица Нюша несколько лет назад стоила 120 тыс. рублей, а сегодня – 25 тыс. евро. Это называется рыночный рост. А Лазарев уже шесть лет берет около 15 тыс. евро», – называет цифры г-н Чибисов. При этом, продолжает он, если Сергей наденет рубаху в русском стиле и споет «Ой, мороз, мороз» или простенькую «Калинку-малинку», ситуация мгновенно изменится. С этим согласен продюсер Иосиф Пригожин: «Такой артист сможет зарабатывать 25-50 тыс. долларов за концерт, если будет исполнять песни на родном языке».
Кроме корпоративов некоторый доход Сергею приносит участие в телевизионных проектах – «Цирк со звездами», «Призрак оперы», «Звезды на льду». Однако эксперты полагают, что ежемесячного заработка в 40 тыс. долларов ему едва хватает на содержание балета и репетиционную базу. До Нового года в труппе было восемь человек, теперь шесть. В чем Лазарев-менеджер действительно преуспел, так это в работе с кадрами. «О профессионализме его девушек-танцовщиц за кулисами ходят легенды», – говорит один из участников рынка. А концертный директор компании «Империя звезд» Заур Миптаев добавляет, что шоу Сергея всегда очень хорошо поставлены.
Несмотря ни на что, кардинально менять политику и начинать делать бизнес г-н Лазарев не собирается. «Меня вполне устраивает мой заработок, хватает и на жизнь, и на развитие карьеры», – уверяет он. Тем не менее не так давно был подписан контракт с Sony Music Russia. «К осени я должен сделать новый альбом, но, каким он будет и какие песни туда войдут, решаю я сам», – заявляет артист. От успеха этой пластинки зависит его будущее на ближайшие несколько лет. Ведь если он прислушается к совету старших товарищей и создаст что-то продаваемое на российском рынке, как знать, может, с легкостью затмит Диму Билана и получит путевку на все конкурсы начиная с «Евровидения». Но сейчас надежды на это мало. «С другой стороны, Сергей еще молод, не исключено, что через 15 лет в его жизни произойдут изменения и он добьется успеха, следуя выбранному пути. Пока у него есть силы выдерживать свою линию», – резюмирует Кирилл Чибисов.
Рубрика: Статьи / Личные финансы
Просмотров: 4700 Метки: шоу-бизнес , Сергей Лазарев
Оставьте комментарий!