Бежать впереди трудно, но иногда это проще, чем бежать позади
Электронная столица мира
Во время деловой поездки в Японию в 2004 году, аналитик в сфере технологий Майкл Гартенберг мельком увидел Librie, первую электронную книгу с дисплеем, созданным по методу «электронных чернил», от корпорации Sony.
Гартенберг был впечатлен. Он понял, что это первый продукт из новой сферы, который станет хитом продаж в США. Но существовало несколько проблем. Программное обеспечение было на японском языке. Для загрузки книг требовался компьютер, да и их выбор был ограничен.
Сегодня Kindle с сайта Amazon.com доминирует на рынке электронных книг и мало кто помнит Librie. Sony пытается догнать этот удачливый девайс, который занимает третье место на мировом рынке.
В течение последних 20 лет подобная история периодически повторяется среди фирм страны Восходящего солнца, когда-то занимавших ведущее положение на рынке электроники. Японские компании опережают своих конкурентов, в изобретении впечатляющих новинок, от плоских телевизоров до современных мобильных телефонов. Но в любом случае, иностранные корпорации быстрее улучшают девайсы, создавая простое в использовании программное обеспечение, онлайн-сервисы и грамотную рекламу.
Это оставило не у дел одного из опытных японских производителей электроники, корпорацию Sharp, столкнувшуюся с острым кризисом средств и падением цен на акции. Sony находится в процессе реструктуризации после финансового спада, продолжавшегося четыре года. А корпорация Panasonic постепенно перестаёт производить бытовую технику.
«Японские производители были слишком уверены своими технологиях и производством электроники высшего класса. Они постепенно перестали учитывать мнение покупателя»
- рассказал в июне на пресс-конференции Казухиро Цуга, после вступления в должность президент компании Panasonic. Его назначение произошло после крупнейших за всю 94-летнюю убытков корпорации.
Совместно в прошлом году Sony, Sharp и Panasonic потеряли около $20 млрд. Это разительно отличается от счастливого времени в конце 1970-х и начале 1980-х годов, когда Япония стала лидером в мире бытовой электроники. Так как японская экономика была на подъёме, технологические конгломераты занимали ведущее положение на рынке карт памяти, цветных телевизоров и видеомагнитофонов. В это же время в их исследовательских лабораториях родились такие изменившие мир гаджеты, как Walkman, CD и DVD-плееры.
Теперь японские производители девайсов уступили место корпорациям Apple, Google Inc и южнокорейской Samsung Electronics Co.
Monozukuri
Слабость Японии в настоящее время основывается на традиционной силе и связано с "monozukuri" - искусством изготовления вещи, ориентированной на технологический прогресс.
Эта концепция - источник национальной гордости - подтолкнул японские электронные фирмы создавать приборы, часто самые тонкие, самый маленькие и предрасположенные к дальнейшим улучшениям, упуская из виду такие действительно важные для покупателей факторы, как дизайн и удобство в эксплуатации.
Так, рассматривая электронные книги, Sony фокусировалась на продаже самих устройств, в то время как целью Amazon была продажа книг. В результате, покупка Kindle была разумно обоснована: купи и читай книги.
«Хотя первое устройство определенно указало нам путь в будущее, это та сфера рынка, которую Sony потеряла», - сказал Гартенберг, директор по исследованиям компании Gartner Inc. - «Другие фирмы гораздо более успешны».
Суммируя причины, можно отметить, что сильная иена затруднила возможность исследовать инновации, так как для обращения к массовому рынку необходимо снизить затраты. При создании передовой продукции, японские производители часто полагаются на внутреннее производство, а затем продают товары за рубежом.
Из-за сильной иены, находящейся на почти рекордной отметке, прибыль от продажи японских товаров заграницу заметно сократилась - проблема, которую избежали корейские производители из-за относительно слабой местной валюты. Падение уровня доходов также затрудняет инвестирование в будущие продукты и технологии.
Из последнего примера, показывающего неудачи страны на поприще лидерства, можно также понять, что японские компании отстают и в гонке за развитие доминирующих технологий следующего поколения телевизоров: OLED или органических светодиодов. Новые дисплеи тоньше и потребляют меньше энергии.
Потеря телевизионного рынка
Samsung, основной корейский производитель в телевизионной отрасли, уже занимает ведущее положение на рынке дисплеев меньшего размера OLED, на настоящий момент встроенных в смартфоны и другие мобильные устройства. Samsung и LG Electronics планируют запустить 55-дюймовый OLED-телевизор уже в этом году.
Это большой шаг вперед по сравнению с Sony, Panasonic, Sharp и Toshiba, которые потратили годы не на разработку новых технологий, а на извлечение максимальной прибыли.
В попытке заполнить пробел, оставленный корейскими конкурентами, в июле Sony и Panasonic, ранее непримиримые соперники, согласились на беспрецедентный союз для разработки технологии производства OLED.
Это резкое падение для Sony, которая пять лет назад была первой компанией, выпустившей телевизоры с OLED. В то время руководство компании назвало данную технологию «символом возвращения Sony». 11-дюймовые модели толщиной около одной десятой дюйма стали технологическим чудом. Однако, по цене в 2500 долларов, OLED-телевизоры ждал финансовый провал.
Проблема с OLED началась всего через несколько лет после аналогичной неудачи в сфере телевизионных технологий последнего поколения. В 2004 году Sony стала первой компанией, представившей ЖК-телевизоры с более яркими и энерго эффективными светодиодами, или LED. В 2008 году она также выпустила первый телевизор на светодиодах по краям, для того чтобы сделать экраны тоньше.
«Тому, кто бежит впереди, ветер дует в лицо, замедляя движение, но иногда это проще, чем бежать позади»
- заявил Тадаши Сайто, занявший в апреле должность главного директора по стратегии в компании Sony.
Другой сотрудник, знакомый со стратегией Sony, отметил, что убытки в телевизионном бизнесе усложнили игру на поприще OLED.
Ситуация очень отличается от той, когда основатели Sony Акио Морита и Масару Ибука почти обанкротили компанию, для того чтобы создать новый цветной телевизор. После появления прототипов в 1964 году, Sony пыталась разработать технологию массового производства, так как компания теряла деньги. Потребовалось четыре года, прежде чем Sony представила Trinitron, продукт, ставший основой успеха компании в течение последующих трех десятилетий.
Samsung выпустила свою модель год спустя, назвав её "LED телевизором", чтобы отличить её от уже существующей модели LCD.
Маркетинговая стратегия была успешной, и Samsung удалось заставить потребителей платить за новые светодиодные модели, что помогло замедлить резкое падение цен на телевизоры.
По данным исследовательской фирмы NPD, на компанию Samsung приходится почти половина всех светодиодных телевизоров, продаваемых в Северной Америке, в то время как Sony не вошла даже в пятёрку продавцов в первой половине 2012 года.
После нескольких неудачных лет, Sony официально поменяла стратегию, решив, что больше не позволит компании Samsung и другим брать на себя инициативу в разработке инноваций.Сейчас же, как сказал Юджи Фухимори, аналитик в сфере электроники из Barclays: "С финансовой точки зрения, японские фирмы не могут взять на себя подобные риски".
Но выбор «не идти на риск» также опасен попаданием в нисходящую спираль. Потери могут привести к уменьшению инвестиций в будущие технологии и новую продукцию.
Соперники, обладающие лучшим финансированием, могут получить фору в развитии новых технологий, способных сделать японские гаджеты менее конкурентоспособными, что, в конечном итоге, приведет к ещё более существенным потерям для японских фирм.
Очевидна разница в расходах на исследования и разработки между японскими и корейскими лидерами. Исторически сложилось, что Sony и Panasonic вкладывали больше в науку, тестирование и разработки, чем Samsung, но в 2009 году, корейская компания превзошла своих японских конкурентов.
В 2011 году Samsung потратила около 8,7 млрд. долларов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Для сравнения, в свои лучшие годы Sony вкладывала 5,5 млрд. долларов, а Panasonic - 6,6 млрд.
Рубрика: Статьи / Ложный шаг
Просмотров: 5197 Метки: Sony , Panasonic , Sharp
Оставьте комментарий!