Рост цен на хлеб заставил правительство начать зерновые интервенции

Вторник, 3 февраля 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Премьер-министр Михаил Касьянов в понедельник подписал постановление о проведении товарных зерновых интервенций. Продажи зерна из государственного фонда начнутся уже во второй декаде февраля. Как отмечают аналитики и участники рынка, в постановлении столько много нестыковок и упущенных моментов, что говорить о положительных эффектах интервенций сейчас нельзя. А если не принимать дополнительных мер по регулированию рынка, то результат от торгов для отрасли вообще окажется отрицательным.

После долгих обсуждений, которые начались еще в конце осени прошлого года, правительство наконец-то решилось провести товарные зерновые интервенции. Из-за низкого урожая — а в этом году собрали 67.4 млн. тонн зерна — цены на все виды зерновых подскочили до небес. Сейчас тонна пшеницы 3-го класса стоит около 6 тыс. рублей. Высокие цены и дефицит зерна вызвали у мукомолов и хлебопеков панику — резко стала дорожать мука, следом за ней и хлеб. Продажи зерна из госфонда должны были прекратить рост цен на зерно и дать возможность переработчикам снизить сырьевые затраты.

В постановлении записано, что на биржевых торгах будет продаваться зерно, закупленное в ходе интервенций в 2002-2003 годах. Всего фонд накопил около 1.6 млн. тонн зерновых, из которых примерно 1.2 млн. тонн — продовольственная пшеница, остальное — рожь. Правительство установило такие стартовые цены: на пшеницу 3-го класса — 4400 рублей за тонну, на пшеницу 4-го класса — 3400 рублей, на рожь — 2500 рублей.

В торгах будут участвовать только мукомольные предприятия. Есть и другое ограничение — объемы, закупаемые мельницами на торгах, будут лимитированы. Сколько можно будет взять зерна "в одни руки", в постановлении не прописано. По словам президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, раздача "всем сестрам по серьгам" может оказаться экономически нецелесообразной — доступ к зерну должны иметь именно нуждающиеся в нем мельницы. "Понятно, что государство пытается предусмотреть ситуацию, когда в торгах участвует одно предприятие, например, входящее в крупный холдинг, а потом зерно, купленное им, уходит в адрес другой компании этого холдинга и используется не по назначению, — говорит он. — Но должны работать рыночные механизмы, и, для того чтобы проконтролировать движение зерна, достаточно записать в контракте, что получатель — именно участник торгов, в противном случае должны действовать штрафные санкции".

Есть в постановлении еще одна "нерыночная" мера. Речь идет о пункте, в котором сказано, что Минсельхоз должен учитывать предложения губернаторов о том, какие мельницы допускать к торгам. "Получится, что если у предприятия не сложились теплые отношения с местной властью, то оно не будет допущено к торгам", — высказали предположение представители одного из аграрных холдингов.

Впрочем, есть и другое мнение насчет "губернаторского" пункта. По словам директора аналитического центра "Совэкон" Андрея Сизова, предложения регионов могут быть выслушаны, но совсем не обязательно, что только на них будет опираться Минсельхоз.

Гораздо опаснее "губернаторского" пункта, как считают эксперты, может оказаться очевидная "сырость" самого постановления. Хотя министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, что цены после интервенций упадут на 10%, уверенности в этом у аналитиков нет. "В постановлении нет механизма по ограничению роста цен, — считает Андрей Сизов. — Установлены только стартовые цены, торги же могут идти до тех пор, пока цены не приблизятся к рыночным. Может быть снижение на проценты, но не на десятки процентов".

Как считают в "Совэконе", нет гарантии, что мелькомбинаты, купив "государственное" зерно, будут снижать цены на свою продукцию (сейчас цена тонны муки на рынке доходит до 9 тыс. рублей), они могут просто несколько увеличить свою прибыль, получив дешевое зерно.

В том виде, в каком правительство предлагает интервенции, они не смогут оказать желаемого эффекта, считают отраслевики. Нужно принимать дополнительные меры. По словам директора по маркетингу "Росхлебопродукта" Николая Демьянова, чтобы зерно оставалось после торгов внутри страны, можно было бы ввести запрет на вывоз. Кстати, именно это предлагал Российский зерновой союз, но правительство не учло его пожелания, а ввело в начале года экспортную пошлину 25 евро с тонны зерна. По общему мнению зерновиков, она не работает — зерно все равно вывозят. А как считает Андрей Сизов, надо ограничить экспорт не только зерна, но и муки, которую сейчас активно везут на Украину. "Кроме того, надо думать о том, как расширить импорт зерна в Россию, — говорит он. — В этом случае вполне могли бы помочь межправительственные соглашения с Казахстаном".

Финансовые известия

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003