За магниевый суверенитет

Понедельник, 5 декабря 2011 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

«Эксперт Урал» №48 (491)     Людмила Колбина

Магний для России — стратегический металл, а его экспорт — хороший источник доходов. Это и определило участие Роснано в проекте «Русский магний»

Cтратегическим акционером ОАО «Русский магний» (Асбест, Свердловская область) станет Роснано: совет директоров госкорпорации 15 ноября одобрил участие в реализации проекта строительства магниево-кремниевого завода стоимостью почти 17 млрд рублей. Завод претендует на статус мирового игрока на магниевом рынке.

Уставный капитал уральского предприятия будет увеличен за счет дополнительной эмиссии в пользу ОАО «Роснано» (51% акций) и еще одного нового акционера ООО Корпорации «Металлы Восточной Сибири» (16%). Доля действующих акционеров уменьшится: пакеты правительства Свердловской области и ОАО «Ураласбест» с 25% до 1%, швейцарской компании Minmet Financing Company (она уже затратила на разработку технологий и проектной документации 50 млн долларов) — с 51% до 32%. Два новых инвестора вложат в строительство завода 3 млрд рублей. На основную сумму, более 13 миллиардов, кредитную линию на 30 месяцев должен выделить Внешэкономбанк: документы отправлены туда на экспертизу. По завершении всех процедур начнется строительство первой очереди магниевого завода, рассчитанное на 2,5 года. Снизить зависимость

— Самое главное — в лице Роснано проект наконец-то обрел партнера, — говорит заместитель генерального директора ОАО «Русский магний» Максим Щелконогов. — Строительная площадка на 75,5 га в 3 км от Асбеста полностью подготовлена, есть все коммуникации: три асфальтированные дороги, федеральная железная дорога, ЛЭП и газопровод высокого давления. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней ожидаются в размере 1,5 — 2 млрд рублей в год, бюджет Асбеста рассчитывает на 1,1 млрд рублей, а еще город получит 900 высокотехнологичных компьютеризированных рабочих мест на заводе-автомате и перспективу уйти от монопрофильности.

Объем товарной продукции первой очереди в денежном выражении составит 5 млрд рублей в год. В производственном цикле «Русского магния» будет примерно в равных долях совмещен выпуск двух основных продуктов: металлического магния и, чуть больше, осажденного диоксида кремния с наноразмерной структурой. Магний для России считается стратегическим металлом, поскольку используется оборонно-промышленным комплексом. Глобальный платежеспособный спрос создают автомобилестроение, аэрокосмическая отрасль, электроника и металлургия. Экспорт магния — хороший источник доходов. Все это и определило решение об участии Роснано с его возможностями привлечь в коммерчески выгодный проект деньги государственных и иных банков.

Помимо того, актуальность проекта для экономики России обусловлена ее нынешней 100-процентной зависимостью от иностранных производителей чистого осажденного и пирогенного диоксидов кремния, а также дефицитом недорогого и высокочистого тетрахлорида кремния. С пуском первой очереди «Русского магния» сырье получат отечественная шинная промышленность и производители высококачественной резины, а после реализации второго этапа — производители лекарственных препаратов, пищевой, косметической и иных отраслей. Создание нового предприятия способно насытить внутренний спрос, снизить себестоимость продукции российских предприятий и их зависимость от импорта сырья. Исследовали — удивились

— Целью исследований был магний. Когда его извлекают из серпентинита, остается оксид кремния. Начиная шесть лет назад проект, мы просто не знали, что делать с этой кремниевой составляющей, предполагали оксид использовать в лучшем случае для строительных целей, — рассказывает заместитель начальника экспериментально-исследовательского центра (ЭИЦ) «Русского магния» по науке Дмитрий Детков. — На технологии его переработки вышли по наитию. А в ходе исследований оказалось, что это уникальнейшее сырье, аналогов которого в мире не существует. Начали прорабатывать варианты, создали целую линейку продуктов, а в итоге придумали и вовсе безотходное производство.

Оксид кремния у нас получается чистым и очень активным, легко вступает в реакции со многими веществами. Мы разработали технологию получения осажденного кремнезема — наноструктурированного оксида кремния для производства так называемых «зеленых» автомобильных шин. Этот продукт производят лишь несколько компаний в мире, шинная продукция которых гораздо лучше российских аналогов. Автомобильной шине придаются совершенно другие свойства: на 15 — 20% увеличивается сцепление с дорожным покрытием, особенно с мокрым. На 5% экономится топливо, увеличивается безопасность езды. Вся Европа переходит на такие шины, продукт востребован рынком. Основные компании-поставщики и законодатели мод в этой области — французская Rhodia и немецкая Gislaved. Именно они и придумали добавлять наноструктурированный оксид кремния в шины. Надеюсь, вскоре россияне будут третьими производителями.

Сейчас наноструктурированный оксид кремния приобретается за рубежом по 2 — 4 тыс. долларов за тонну, это дорого. Компания «Русский магний» полагает, что у нее себестоимость будет ниже среднерыночной. Возможность перерабатывать сырье без дополнительных затрат на его добычу в отличие от конкурентов обеспечит «Русскому магнию» более низкую себестоимость конечной продукции:

— Вы нигде не найдете цифры по себестоимости того или иного продукта: они глубоко засекречены компаниями. Но об этом можно судить по косвенным данным, — полагает Максим Щелконогов. — Так, французы и немцы возят сырье (кварцевые пески) издалека, из них делают силикат, из которого варят жидкое стекло и из него уже получают осажденный кремнезем. В России на данный момент производством магния занимаются «Ависма» (Березники) и Соликамский магниевый завод. Они добывают сырье, содержащее 5,5% металлического магния, с глубины 400 метров: это соляные шахты, сложнейшая инфраструктура. А в Асбесте сырье, содержащее 24% магния, лежит буквально под ногами: это отходы горно-обогатительного производства асбестового волокна. В отвалах уже накоплено 4 млрд тонн серпентинита, а «Ураласбест» увеличивает их на 10 млн тонн в год. Потребление первой очереди нашего завода составит всего 120 тыс. тонн в год: это отходы уже необходимого нам гранулометрического состава.

Самым главным достижением на «Русском магнии» считают то, что на предприятии практически не будет отходов. Комплексная переработка — всегда большой плюс. Серпентинит в ЭИЦ полностью разложили на линейку высокотехнологичных продуктов. Себестоимость производства в среднем оценивается на уровне 70 копеек затрат на рубль готовой продукции.

Например, здесь будут производить тетрахлорид кремния для получения высокочистых продуктов кремниевой линейки, заканчивая электронным и солнечным кремнием, чтобы снабдить всю Россию этим достаточно дешевым продуктом. Роснано входит в проект в том числе и ради этого. Сейчас Россия завозит тетрахлорид кремния из Германии по 50 долларов за килограмм для оборонки. У «Русского магния» он будет не дороже 1 тыс. долларов за тонну.

Аналогичная линейка продуктов с наноразмерной структурой в мире существует. Тем не менее Дмитрий Детков уверен: воспроизведение чужих патентов — это дополнительные риски для проекта. В Асбесте пошли другим путем и разработали собственные технологии, в корне отличающиеся от западных.

Самый важный, практически основной аспект — то, что магний у «Русского магния» будет электролизный. Спрос на него в мире значительно превышает предложение, сегодня он почти весь уходит на экспорт. Летать надо на своем

Российской экономике необходим магниевый суверенитет, чтобы снять импортозависимость. Владимир Путин недавно заявил: будут вкладываться огромные средства в создание подводных лодок, кораблей, ракет. Совсем не хочется, чтобы и российские вертолеты делали на китайском магнии: сегодня Китай — наш партнер, но кто знает, как повернутся события завтра.

В качестве перспективного производителя редкого металла как раз и позиционируется «Русский магний» в Асбесте. Наращивая мощности, компания через восемь лет планирует выйти на 10% мировой добычи и стать заметным игроком на рынке магния, насытить российский рынок этим продуктом. О конкуренции на мировом рынке говорить пока рано: из 800 тыс. тонн магния, выпускаемых в мире (из них 80% — в Китае), на Россию даже с запуском первой очереди асбестовского проекта будет приходиться всего 40 тыс. тонн.

Исследовательский центр пока законсервировали. Он как мавр: сделал за шесть лет свое дело, разработал уникальную продуктовую линейку и технологию безотходного производства, теперь может уйти. После открытия общего финансирования и кредитной линии Внешэкономбанка предполагается центр запустить снова: компания должна развиваться.

Проектная мощность первой очереди «Русского магния», тыс. тонн в год: магний и сплавы — 22,3; осажденный диоксид кремния — 22,9; железооксидный пигмент — 6, никелевый концентрат — 1,5, сульфат натрия — 19,2.

Остаток после выщелачивания серпентинита представляет собой аморфный диоксид кремния, содержание SiO2 до 98%. 

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1422
Рубрика: Металлургия


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003