Азербайджанский политолог: Сближение позиций Азербайджана и Туркменистана по вопросу раздела Каспия не терпит отлагательств

Среда, 3 декабря 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Day.Az публикует интервью с известным азербайджанским политологом Расимом Мусабековым.

- Как Вы оцениваете нынешний уровень межгосударственных отношений Азербайджана и Туркменистана? Как Вы думаете, какова истинная цель визита президента Ильхама Алиева в эту страну?

- По сравнению с тем, как низко опустился уровень отношений Азербайджана с Туркменистаном в бытность Сапармурата Ниязова, нынешнюю ситуацию я оцениваю позитивно. Если же принять во внимание общность истории, культуры, языковую близость, географическое соседство, родство наших народов, то потенциал отношений между Азербайджаном и Туркменистаном реализован в минимальной степени, и у стран есть возможность и необходимость развивать связи и дальше по восходящей линии.

- Визит Ильхама Алиева в Туркменистан свидетельствует в пользу расширения Азиатско-Транскавказского-Европейского коридора. Азербайджан неоднократно проявлял заинтересовать в прокладке Транскапийского газопровода, который соединит энергоносители двух стран. Как это может отразиться на взаимоотношениях России и Азербайджана, учитывая то, что реализация этого проекта так или иначе ударит по интересам Кремля - во-первых, прокладка трубопровода будет проводиться в обход России, во-вторых, он сыграет значительную роль в обеспечении энергетической безопасности Европы, которая в газовом вопросе не будет так зависеть от России как сейчас?

- Южно-кавказский газопровод уже построен. Это газопровод Баку-Эрзерум. Есть возможность и планы по увеличению его пропускной способности, с учетом объемов газа, которые предполагается получить с Фазы 2 «Шах-Дениз». Что касается Транскаспийского газопровода, то это, в первую очередь, в интересах Туркменистана, а также европейских потребителей.

У Азербайджана скромная функция транзитной страны. Конечно, этот проект, несомненно, выгоден и для нас. Помимо транзитных платежей, транскаспийский газопровод повышает значение Азербайджана, усиливает наши позиции в регионе и в мире. Россия негативно относится к идее транскаспийских трубопроводов.

Однако мешает реализации этого проекта не столько позиция Москвы, сколько неурегулированность вопроса размежевания национальных секторов Туркменистана и Азербайджана на Каспии. Ожидать, что ради того, чтобы туркменский газ пошел через нашу территорию, Баку пойдет на неоправданные уступки Ашхабаду, не следует. Линия поведения Азербайджана в этом вопросе известна, и не думаю, что Россия как-то слишком нервно будет реагировать.

- Можно ли сегодня спрогнозировать то, как себя будет вести в дальнейшем непредсказуемая Туркмения? Какие ставки будет делать Ашхабад? И можно ли сегодня однозначно говорить, какой сегодня позиции придерживается эта страна - прозападной, или пророссийской?

- Позицию Туркменистана не стоит квалифицировать в терминах «прозападный» или «пророссийский». Туркменистан официально объявил о своем нейтралитете и не входит в систему союзов, которые конструирует Москва. Однако Ашхабад не особенно склонен развивать отношения с НАТО, и даже Евросоюзом. Скорей всего, этот курс с различными вариациями и временными отклонениями в ту или иную сторону в ближайшей перспективе будет продолжен.

- Многие российские политологи поспешили назвать визит Ильхама Алиева в Ашхабад «мини-энергетическим саммитом». Как Вы думаете, какими рычагами давления сегодня может воспользоваться Россия, чтобы переговоры Азербайджана и Туркменистана по реализации проекта строительства Транскаспийского газопровода не увенчались успехом?

- Не нужно давить для предотвращения того, что пока что прорабатывается на уровне идеи. Если для заполнения планируемого Транскаспийского газопровода предполагалось сокращение поставок законтрактованных «Газпромом» объемов газа (а это 50 миллиардов кубометров в год), то очевидно, что Москва сделает все, чтобы не допустить такого ущемления собственных интересов.

В ход могут пойти как экономические, политические, так и иные меры, начиная от провоцирования военных действий в Нагорном Карабахе и кончая диверсиями на уже существующих трубопроводах на Южном Кавказе. Если же для Транскаспийского проекта предполагается разработка новых месторождений, то реакция Москвы, оставаясь негативной, может и не дойти до конфронтационной.

- Можно ли говорить о том, что Турция сегодня посредством Азербайджана и наличия у него нагорно-карабахской проблемы, укрепляет свои позиции на Южном Кавказе и Центральной Азии?

- Не совсем корректная постановка вопроса. Карабахский конфликт не способствует, а мешает усилению позиций Турции в регионе. Но очевидно стремление Анкары в партнерстве с Баку наращивать свое влияние, как на Южном Кавказе, так и в Центральной Азии. Это естественно. Тому способствует географическая, языковая, культурная, религиозная близость Турции. Она заинтересована в укреплении связей с этими регионами как для обеспечения стабильности и безопасности, так и в силу экономической целесообразности.

- Говорят, что президенты Ильхам Алиев и Абдулла Гюль поехали Ашхабад, чтобы уговорить Бердымухаммедова присоединиться к проекту Nabucco. Вы разделяете подобную точку зрения? И можно ли говорить о возможности реализации каких-либо проектов между Азербайджаном и Туркменистаном без решения каспийского вопроса?

- Тема Nabucco присутствовала в трехсторонних переговорах, возможно, была даже главной, но далеко не единственной. Главам трех соседних, выросших из единого огузского корня тюркских народов, есть, что обсудить помимо Nabucco. Это и проекты в области транспорта и коммуникаций, экономики, культуры, образования и пр.

Но очевидно и то, что сближение позиций Азербайджана и Туркменистана по вопросу раздела Каспия не терпит отлагательства. Нужно найти взаимоприемлемый компромисс по спорным вопросам, в первую очередь, по месторождению Кяпаз-Сардар, чтобы лишить третьи силы возможности играть на противоречиях между Азербайджаном и Туркменистаном.

Возможно, именно это является главным в прошедшем трехстороннем саммите Алиев-Гюль-Бердымухаммадов в Туркменистане.

- Европа и США хотят, чтобы Туркменистан и Азербайджан урегулировали территориальный спор по Каспийскому морю и построили подводный газопровод, связывающий две страны. Это ветка может быть направлена в Nabucco?

- Это важно. Но полагаю, что для реализации Nabucco не менее важен приход в Туркменистан крупных энергетических корпораций, которые должны заключить контракт с правительством Туркменистана и приступить к разведке и добыче газа, который можно закачать в трубопровод. В этой части движение не отмечается.

Западные корпорации не знают, как вести дела в Туркменистане. Здесь Турция и Азербайджан могут сыграть роль проводников и неких гарантов стабильности заключаемых контрактов. Азербайджан может представить в распоряжение Туркменистана не только свою территорию для транзита газа, но и поделиться опытом работы с западными энергетическими корпорациями, предоставить в распоряжение братской страны современную высокотехнологическую инфраструктуру (плавучие буровые установки, морские трубоукладчики и пр.) Все это может сильно удешевить и ускорить разработку и транспортировку дополнительных объемов туркменского газа на европейский рынок.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 437
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003