The International Herald Tribune: Растущая опасность высоких цен на нефть

Среда, 17 сентября 2008 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

 Трехкратный рост цен на нефть - с 30 долларов за баррель в 2001 г. до более, чем 100 сегодня - представляет собой крупнейшее в человеческой истории перемещение капитала. Ожидается, что лишь 13 государств-членов ОПЕК заработают более триллиона долларов, - передает "ИноСМИ".

Это неизбежно должно повлечь за собой политические последствия. Не последним по значимости аспектом этого политического и экономического землетрясения является то, что оно вызвано державами, относящимися к числу слабейших в мире, а страдают от него сильнейшие. Однако пострадавшие безучастно наблюдают за этим, словно цены на нефть - это некое природное событие, детерминированное конкурентным рынком, на который политические силы не имеют и не могут иметь влияния.
Но цена нефти определяется не традиционным конкурентным рынком. Крупнейшие нефтедобывающие страны могут влиять на цену снижая или повышая уровень добычи. А поскольку сегодняшняя цена на нефть также отражает ожидания будущего спроса и предложения, эти поставщики-монополисты способны манипулировать волатильностью рынка и усугублять ее, делая заявления о своих будущих намерениях.

Поставщики-монополисты сохранят за собой мощное влияние на рынке, пока страны-потребители резко не сократят свою зависимость от импортируемой нефти и не выработают политическую стратегию для противодействия политической манипуляции нефтяным рынком или использованию огромных излишков сырья, находящихся в распоряжении ОПЕК, для шантажа экономик или отдельных отраслей промышленности стран-потребителей. В отсутствие таких усилий высокая и продолжающая расти цена на нефть приведет к глубоким политическим и экономическим последствиям:
В промышленно развитых странах высокая цена энергоносителей вызовет снижение уровня жизни, неблагоприятный платежный баланс и рост инфляционного давления.

Влияние растущих цен на уровень жизни еще сильнее в развивающихся странах. Поскольку траты на топливо и продовольствие составляют основную часть расходов любой семьи, а нефть необходима для производства удобрений и транспортировки продовольственной продукции, рост цен на нее ведет к политической нестабильности.

Даже если цены на нефть снизятся примерно до 100 долларов за баррель, ближневосточные экспортеры "черного золота" получат в 2008 г. более 800 млрд. долларов.

Значительная часть этих доходов достается горстке стран с небольшим населением. Например, эмират Абу Даби с населением в 850 000 человек, из которых гражданами является не более 400 000, обладает доказанными запасами нефти в 92 млрд. баррелей и состоянием более, чем в 1 триллион долларов, заработанным на экспорте энергоносителей. Такая концентрация нефтяных доходов и богатства делает эти богатые, но стратегически слабые страны мишенью радикальных соседей.

Кроме того, она дает им непропорциональное политическое влияние на мировой арене, проявляющееся двояко.

Во-первых, определенная часть этих гигантских нефтяных доходов передается радикальным группам исламского мира - таким, как "Хезболла" - через государственные и частные "фонды". Медресе, проповедующие джихад, финансируются в значительной степени на нефтяные деньги.
Во-вторых, доходы, получаемые благодаря высоким ценам на нефть, претворяются в быстрорастущие суверенные инвестиционные фонды стран ОПЕК, которые инвестируют эти излишки в экономику развитых стран. Абу Даби располагает более, чем триллионом долларов для инвестиций.
Взрывообразный рост цен на нефть привел к соблазну проведения более напористой политики. Ресурсы направляются уже не на пассивное инвестирование в государственные облигации США и европейских стран, а на приобретение акций корпораций и прямое поглощение американских и европейских компаний. По мере умножения этих новых инвестиций кредиторы могут начать испытывать соблазн оказывать давление на западные экономики.
В долгосрочном плане такое положение дел недопустимо. Внешняя политика промышленно развитых стран не должна становиться заложницей нефтедобывающих государств. Промышленно развитые страны должны научиться противодействовать угрозам кредиторов продавать большие объемы американских облигаций (что, как известно, ведет к росту долгосрочных процентных ставок в США до уровней, способствующих ухудшению экономической конъюнктуры), или продавать акции, приобретенные суверенными фондами, ставя под угрозу позиции отдельных компаний или целых отраслей.

Пока страны-потребители безучастно наблюдают за происходящим или пытаются справиться с вызовом, прежде всего, своими силами, надеясь воспользоваться плодами усилий других, существующие опасности сохранятся, если не возрастут.

В конечном итоге, все страны-потребители плывут в одной лодке. Глобальной рецессии будут неведомы государственные границы. Ни одно государство не в состоянии обеспечить себе прочную привилегированную позицию среди производителей. Ни одна страна не сможет изменить ситуацию с поставками исключительно собственными усилиями.

Однако страны, потребляющие нефть, способны определять и экономический и политический глобальный баланс в том случае, если они координируют свои усилия и, в определенной мере, объединяют их.

В этом Америка должна сыграть ведущую роль. Вместо того, чтобы пассивно ожидать следующего удара, крупнейшие страны-потребители - "Группа Восьми" вместе с Индией, Китаем и Бразилией - должны создать координационную группу с целью смещения долгосрочных тенденций спроса и предложения в свою пользу и покончить с шантажом сильных слабыми. Нужно пригласить Россию к участию в этой инициативе.

Согласованные действия могут снизить цены на нефть путем сокращения и, в долгосрочном плане, устранения спекулятивного давления, вызвавшего последний рост цен, а также путем проведения последовательной политики в области предложения.

Многие из мер, рекомендуемых для достижения этой цели - такие, как консервация, разработка отечественных запасов и альтернативных источников альтернативной энергии - возможно, обретут эффективность лишь спустя много лет. Однако ожидания перемен приведут к снижению цен на нефть еще до того, как будет трансформировано равновесие рыночных сил.
Политика сотрудничества должна включать в себя соглашения о взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях, призванные противодействовать селективным бойкотам или срывам поставок.

Рост цен в 2008 г. был вызван изменениями ожидаемого долгосрочного спроса в то время, как предложение оставалось, в основном, стабильным. Точно так же те действия, которые приведут к более медленному росту будущего спроса, и более быстрому росту предложения, должны в относительно недалекой перспективе привести к снижению текущих цен.
Ключевое значение имеет изменение национальной энергетической политики США. Но это будет гораздо эффективнее в рамках согласованных международных усилий.

В Соединенных Штатах нефть используется, главным образом, для производства бензина для транспорта. За пределами США нефть используется, прежде всего, для отопления и производства электроэнергии. Поэтому целью согласованной политики должно стать снижение потребления бензина в США, а зарубежные страны могли бы внести свой вклад, отказавшись от нефти в пользу гидроэлектроэнергии, технологии чистого угля и атомной энергии.
Усилия по увеличению предложения нефти заслуживают придания им высокого приоритета. Американская политика по увеличению предложения путем разработки новых нефтяных, а также сланцевых месторождений должна дополняться мерами по увеличению предложения за рубежом. Это требует б о льших инвестиций со стороны государственных нефтедобывающих компаний, являющихся сегодня основным источником нефти. Страны-потребители нефти могут воспользоваться дипломатическими мерами для создания нового равновесия между производителями и потребителями.

Некоторые из мер по снижению цен на нефть могут также снизить зависимость США от импортной нефти, не ликвидируя ее. Соединенные Штаты останутся импортером нефти до тех пор, пока на смену бензину не придут солнечные батареи или водород. Между тем, на время переходного периода усилия по увеличению предложения нефти и других видов ископаемого топлива могут затруднить общее снижение выбросов углерода.

Но в силу глубочайшего политического значения высоких цен на нефть их снижение должно быть насущной, первостепенной целью.

Об этом пишет The International Herald Tribune.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 519
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003