Астрономы сняли "обвинение" в символизме с норвежского художника
Произведения искусства часто становятся объектом исследований ученых. Полотна норвежского художниками Эдварда Мунка (1863-1944) - автора знаменитой картины "Крик" - вот уже более ста лет привлекают к себе внимание не только искусствоведов, но и астрономов.
В произведениях Э. Мунка много странных несоответствий, которые искусствоведы склонны объяснять пристрастием художника к символизму - к примеру, на картине "Девушки на мосту" желтый диск в левой части полотна не отражается в водной глади. Что это - художественный символ или тщательное копирование природного явления?
Чтобы ответить на эти вопросы, профессор Дон Олсон (Don Olson) вместе с коллегами из Техасского университета провел ряд исследований - и астрономических, и географических, сообщает Sky and Telescope.
Э. Мунк создал около 20 вариантов картины "Девочки на мосту". Полотно, хранящееся в Национальной галерее в Осло признано самым первым и датируется 1899 или 1901 годом. Американские ученые посетили курортный городок Асгардстранд на севере Норвегии, где в ту пору жил художник. Со времени создания картины там мало что изменилось - те же домики, деревья, фьорды.
Летом там царят белые ночи. По сохранившимся фотографиям начала века ученые определили, где находился художник, и вычислили положение солнца и луны на летнем небе. Результаты вычислений показали, что солнце должно было бы находиться в правом углу картины. Следовательно, желтый диск - полная луна. Это подтверждают и письма Мунка, в которых картину "Девушки на мосту" художник также называл "Летняя ночь".
Оставалось найти ответ на второй вопрос: почему луна не отражается в воде?
По мнению искусствоведов, таинственное отсутствие отражения следует считать неким символом и ключом к эмоциональному восприятию изображенной сцены. Ученые не удовольствовались этим олбъяснением и решили обратиться к атмосферной оптике. Оказалось, что отсутствие отражения в воде наблюдается с определенной точки на высоте около 3 м над поверхностью воды. В этом случае проявляется известный оптический эффект - наблюдатель видит луну над домом, однако в воде луна не отражается, поскольку свет от нее не достигает поверхности воды - его закрывает дом.
Так была решена эта загадка - отсутствие отражения в воде объясняется законами физики и не имеет отношения к психологии или символизму. Более того, сравнивая фотографии того времени с картиной, ученые установили, что художник очень точно передал небольшое искажение перспективы у отражения дома в воде.
В произведениях Э. Мунка много странных несоответствий, которые искусствоведы склонны объяснять пристрастием художника к символизму - к примеру, на картине "Девушки на мосту" желтый диск в левой части полотна не отражается в водной глади. Что это - художественный символ или тщательное копирование природного явления?
Чтобы ответить на эти вопросы, профессор Дон Олсон (Don Olson) вместе с коллегами из Техасского университета провел ряд исследований - и астрономических, и географических, сообщает Sky and Telescope.
Э. Мунк создал около 20 вариантов картины "Девочки на мосту". Полотно, хранящееся в Национальной галерее в Осло признано самым первым и датируется 1899 или 1901 годом. Американские ученые посетили курортный городок Асгардстранд на севере Норвегии, где в ту пору жил художник. Со времени создания картины там мало что изменилось - те же домики, деревья, фьорды.
Летом там царят белые ночи. По сохранившимся фотографиям начала века ученые определили, где находился художник, и вычислили положение солнца и луны на летнем небе. Результаты вычислений показали, что солнце должно было бы находиться в правом углу картины. Следовательно, желтый диск - полная луна. Это подтверждают и письма Мунка, в которых картину "Девушки на мосту" художник также называл "Летняя ночь".
Оставалось найти ответ на второй вопрос: почему луна не отражается в воде?
По мнению искусствоведов, таинственное отсутствие отражения следует считать неким символом и ключом к эмоциональному восприятию изображенной сцены. Ученые не удовольствовались этим олбъяснением и решили обратиться к атмосферной оптике. Оказалось, что отсутствие отражения в воде наблюдается с определенной точки на высоте около 3 м над поверхностью воды. В этом случае проявляется известный оптический эффект - наблюдатель видит луну над домом, однако в воде луна не отражается, поскольку свет от нее не достигает поверхности воды - его закрывает дом.
Так была решена эта загадка - отсутствие отражения в воде объясняется законами физики и не имеет отношения к психологии или символизму. Более того, сравнивая фотографии того времени с картиной, ученые установили, что художник очень точно передал небольшое искажение перспективы у отражения дома в воде.
Ещё новости по теме:
18:20