«За два месяца бот набрал 230 тысяч установок» — Колонка разработчика самого популярного игрового бота для Telegram «Деревня»
Разработчик Сергей Иванов, создавший самый популярный, согласно рейтингу Storebot, игровой бот для Telegram «Деревня», написал для vc.ru колонку о проектировании сервиса, его продвижении, приеме платежей от пользователей.
Создавать ботов я начал почти с самого их появления, в августе-октябре 2015 года, написав несколько простых игрушек. Это были первые боты своего направления в Telegram — бот-гонки @CarRacingBot, казино с несколькими играми @casino_tgbot, бот-голосовалка @brandsbattlebot и ряд других. Их продвижением и развитием я не занимался, они были предоставлены сами себе, но все же набирали десятки, а иногда и сотни новых пользователей в день.
К апрелю 2016 года я понял, что в Telegram пользователей уже достаточно много, а специалистов, которые в нем работают — мало, поэтому у меня есть возможность развиваться на этой площадке и пустующую свою нишу.
На мой взгляд было очевидным, что на данном этапе развития мессенджера выигрывать будут именно развлекательные боты, поэтому решил сделать небольшую игру, которой будет удобно пользоваться. Выбор я остановил на мини-стратегии, которую назвал «Деревня», со сбором урожая, сражениями, квестами и общением — с основными компонентами полноценной игры.
К концу двух месяцев работы бот набрал 230 тысяч установок, окупил расходы на сервер, а я получил огромный опыт и деньги на развитие своих проектов. В этом тексте я поделюсь идеями, которые помогли моему проекту и могут помочь остальным разработчикам. 1. Откуда взять игроков
Существует несколько способов, как можно набрать игроков в своего бота. Я комбинировал все перечисленные ниже.
Пригласить друзей и знакомых — отличный способ для начала. Обычно их немного, в зависимости от круга общения — 10–500 человек. Но зато вы получаете игроков, заинтересованных в развитии и готовых вам помогать и советовать.
Взаимопиар — вы договариваетесь с каналами или ботами схожей тематики и публикуете информацию друг о друге у себя. Я пробовал такую схему только со своими предыдущими проектами и это позволило перевести примерно 10% активных пользователей из проектов в игру. Первую тысячу людей я набрал именно так.
Если у вас получился действительно качественный продукт, то имеет смысл опубликовать в каталоге @storebot. Я получил около 2000 установок в первый день и примерно 200–500 в каждый последующий. К сожалению, точно посчитать количество переходов нельзя, так как каталог не отдает реферральные ключи.
Если о вас напишут в каком-то канале или боте, вы сможет получить новых участников. После упоминания игры на @g33ks в игру перешло более 250 человек, то есть примерно 10% аудитории канала на тот момент.
По мере развития бота о вас начнут писать различные сетевые издания: обзоры и так далее. Это приятно, но приносит большую отдачу только если издание заточено для пользователей с Telegram. О нас написали, в частности, latecnosfera.com, blog.hommel-net.de и twitter.com/failwars. У первых двух эффективность посчитать нельзя, а вот публикация в Twitter привела около тысячи новых игроков или 2% аудитории.
И самый сложный и в то же время простой способ — сделайте так, чтобы игроки хотели делиться вашим ботом. Он должен быть интересен, удобен, качественно сделан, с понятной логикой — тогда поток новых пользователей не иссякнет. В моем боте 83% пользователей пришли по приглашениям от других игроков.
Я также сделал группы во «ВКонтакте» и Facebook, но это больше имиджевая история и задел для развития, чем источник трафика.
2. Поддержка
О качественной поддержке игроков стоит задуматься с самого начала. Пользователи мессенджера — люди ветреные, если вы не ответите ему здесь и сейчас, он обидется и уйдет к конкурентам, которые отвечают быстрее.
Поэтому вы должны быть готовы помогать игрокам круглосуточно или иметь хорошую команду поддержки. Я создал чат, в который могли писать все желающие. В какой-то момент это начало казаться адом — спам, стикеры, глупые вопросы.
Но постепенно забанил спамеров, опытные игроки стали помогать новичкам, пара игроков решили стать модераторами — стало спокойнее. И теперь я на это почти не отвлекаюсь. Сейчас в чатах игры присутствуют суммарно около 2000 участников. 3. Многоязычность
Telegram пользуются люди во всем мире, поэтому после определенного этапа важно охватить их всех. При этом нужно поддерживать актуальность переводов по мере развития проекта. Распределение игроков по языкам в игре: 4. Как удержать людей в боте
Многие пользователи запустят вашего бота, но то, какое время они проведут в нем, зависит от того, как он сделан.
Важно понимать, что пользователи мессенджеров очень импульсивные — если бот начал тормозить, какой-то момент стал непонятен, труден, то они его заблокируют и пойдут по свои делам. И вы больше их не вернете.
В моем боте доля незаблокировавших всего 39%. Поэтому важно делать проект сразу качественно, продумывать все мелочи, вплоть до длины подписи на кнопках и размера картинок. 5. Не бойтесь конкуренции
После первого успеха появится много людей, которые захотят скопировать или повторить вашу идею. Сразу после того, как мой бот попал на второе место в storebot, появилось несколько игр со схожей механикой.
Не думаю, что их стоит опасаться — потому что вы двигаетесь вперед, пока они догоняют. И это является хорошим стимулом развиваться и внедрять новые фишки. Я добавил возможность строительства зданий, анкету для пользователей и возможность дарить подарки внутри игры — пользователи остались очень довольны. 6. Сервис оплаты
При запуске меня убеждали, что вот-вот Telegram запустит свою платежную систему. Я прождал месяц, а потом плюнул и решил использовать стороннюю.
При выборе сервиса мне были важны несколько вещей — может ли он охватить большую часть аудитории, удобно ли им пользоваться, удобно ли его интегрировать в бот и могу ли я ему доверять.
Я остановился на Xsolla — пока мне нравится. Платежи действительно идут со всего мира — в топе Россия, Германия, Китай, Бразилия.
Игроки из Ирана сказали, что им сложно пользоваться этой платежной системой и мне пришлось подключить местную, что оказалось не очень сложно. Оказалось, что иранцы тоже платят и делают это охотно.
На 6 июля в игре:
Из 140 тысяч иранских пользователей 320 заплативших игроков со средним чеком в $1,8.
Из 90 тысяч игроков из других стран — 70 заплативших со средним чеком в $4,5.
Сейчас Telegram используется большим количеством пользователей. Аудитория растет ежедневно. Они активны, ищут что-то новое и интересное. Поэтому если вы сможете сделать хороший и качественный продукт, о котором люди захотят рассказывать друг другу — вас ждет успех.
Ещё новости по теме:
18:20