Входит и выходит: Почему новое правительство не выведет Украину из политического кризиса
29 марта истекает срок ультиматума, который президент Украины Петр Порошенко поставил Верховной Раде: объявить новый состав кабинета министров. Западные партнеры Киева в те же сроки требовали ликвидировать бардак в исполнительной и законодательной власти страны. Однако в украинском постмайданном политикуме складывается такая ситуация, что любые попытки устранения кризиса его только углубляют. «Лента.ру» проанализировала, спасет ли Украину уход Арсения Яценюка с поста главы правительства и пришествие нового премьера.
Брюссель слезам не верит
С тех пор как в феврале де-факто развалилась правящая коалиция в Верховной Раде, политический кризис на Украине, как, собственно, и ожидалось, идет по нарастающей. Суть ситуации в следующем: кабмину Арсения Яценюка удалось в феврале избежать отставки, однако никакой поддержки в парламенте он не имеет. «Правительство камикадзе» парализовано — ни одну свою инициативу через Раду провести оно не может, при этом сам Яценюк после провала голосования по отставке имеет «неприкосновенность» до осени и может оставить свой пост исключительно добровольно. Наблюдая ситуацию в Киеве, свою помощь оперативно сворачивают до лучших времен ключевые соратники Украины — Международный валютный фонд (МВФ) и США. «Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем уверены в том, кто будет нашим партнером по ту сторону стола переговоров», — констатировала один из главных кураторов Украины в Вашингтоне — помощник государственного секретаря США Виктория Нуланд.
Конечно, в Киеве время тянули как могли. Например, тот факт, что коалиция де-юре развалилась, был зафиксирован только 24 марта. Однако уже стало понятно, что терпение Запада не резиновое. Еще в начале марта лидер фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной Раде Юрий Луценко заявил, что европейские партнеры отводят Украине всего несколько недель для формирования новой коалиции в парламенте и нового правительства, а после этого лишь два-три месяца для проведения жестких антикоррупционных реформ. Именно так Луценко подвел итоги своего визита в Брюссель, где у украинской делегации состоялись закрытые встречи с руководством Европарламента и Еврокомиссии. «Иначе — фиаско, Брюссель слезам не верит», — добавил напряжения в ситуацию соратник президента.
Заявление лидера президентской фракции было ярким, но в рутинных политических боях быстро забылось. 23 марта на сцене появился сам Порошенко, чтобы напомнить, что «в украинских интересах» новое правительство должно быть провозглашено 29 марта, и предупредить, что дольше затягивать с формированием нового правительства никак нельзя. Он призвал «мятежные» фракции Рады — «Батькивщину» Юлии Тимошенко, «Самопомощь» Андрея Садового и Радикальную партию Олега Ляшко — отбросить собственные амбиции и не прятаться от ответственности. Порошенко громко заявил, что готов поддержать любую кандидатуру на должность премьер-министра Украины, которую выдвинет коалиция депутатских фракций в Раде. Президент вроде бы забыл, что единственным реальным претендентом на пост сегодня является один из его ближайших соратников — нынешний спикер парламента Владимир Гройсман.
Гонка на выбывание
С начала правительственного кризиса на Украине главным претендентом на пост премьер-министра считалась нынешняя глава Минфина Наталья Яресько. Об этом в лагере президента заявляли публично, не стесняясь подчеркнуть, что такой формат — «внепартийное правительство технократов» — поддерживает и все украинское общество, которое, к слову, никто и не спрашивал, и западные партнеры. Последнее было правдой, что косвенно подтвердил и бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, которому без веских на то оснований заявлениями такого рода разбрасываться не положено.
Однако когда дело дошло до конкретики, Рада внезапно встала на дыбы. Главная претензия депутатов к Яресько — слишком глубокая интеграция с МВФ и другими западными политическими и финансовыми структурами, которая приведет к тому, что американская подданная будет без оглядки на нужды украинцев внедрять все их требования. Общие опасения конкретизировал глава «радикалов» Ляшко, напомнивший, что одно из ключевых требований Яресько заключается в том, что парламент должен безусловно поддерживать программу подписанного с МВФ меморандума: «Я хочу напомнить, что в этом меморандуме — повышение пенсионного возраста до 70 лет, продажа земель сельскохозяйственного назначения, продажа государственных стратегических предприятий (…). Мы не собираемся это поддерживать».
Считался претендентом на премьерский пост и мэр Львова, глава «Самопомощи» Андрей Садовый, но, правда, считаные часы. Заявление из администрации президента о своих премьерских шансах Садовый опроверг оперативно и весьма жестко. «Они наделали неизвестно что, в стране беда, а теперь — "Самопомощь", спасите ситуацию. Чем?» — вопрошал он, попутно оценив ситуацию с «премьериадой» как «позор для страны».
В качестве альтернативы было вброшено несколько совсем уж экзотических вариантов. Например, на пост главы правительства Украины будто бы претендовал один из авторов польской программы реформ «шоковой терапии» Лешек Бальцерович. А вот кандидатура губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, вопреки ожиданиям многих, всерьез даже не обсуждалась. Видимо, скандальный бывший президент Грузии благодаря испорченным отношениям с большинством представителей политической элиты Украины не имеет шансов пройти через Раду. К слову, такое положение дел спровоцировало одиозного губернатора Одесской области на ряд истеричных заявлений.
В результате эта гонка на выбывание привела к тому, что к концу марта единственным реальным кандидатом на пост премьера Украины остался председатель парламента Владимир Гройсман, который все это время числился в претендентах, но как бы второго плана. А теперь дождался своего шанса.
Главный враг «правительства лузеров»
Общеизвестно, что Владимир Гройсман — безусловный человек Петра Порошенко, что бы публично ни говорили по этому поводу в администрации президента. Именно при финансовой и политической поддержке команды Порошенко в 2006 году на тот момент 28-летний депутат горсовета Винницы Гройсман, имеющий депутатский мандат с 24 лет, победил на выборах мэра города и безальтернативно руководил там два срока подряд. Порошенко испытанием своего протеже на региональном уровне остался доволен, и после госпереворота на Украине весной 2014 года Гройсман оказался в Киеве — в первом правительстве Яценюка, на посту вице-премьера. Более того, в отсутствие Яценюка Гройсман исполнял его обязанности. На досрочных парламентских выборах, объявленных Порошенко после победы на президентских, Гройсман был представлен одним из лидеров БПП — почетное четвертое место в избирательном списке. Наградой ему стало кресло спикера Верховной Рады, которое бывший мэр Винницы сохраняет по сей день.
Всю прошлую неделю команда президента грамотно «выкатывала» кандидатуру Гройсмана на премьерский пост. Сначала он был объявлен основным кандидатом на Совете парламентской коалиции, потом — на внеочередном съезде партии «Блок Петра Порошенко — Солидарность». Сам спикер парламента тоже не молчал, рассказывая прессе о своем видении работы правительства и решении кадровых вопросов в случае назначения на пост премьера. «Я могу точно сказать, что я никогда не соглашусь быть премьер-министром правительства лузеров», — заявил Гройсман, намекая, видимо, на незавидную участь нынешнего украинского кабмина.
Вечером 28 марта состоялась очередная встреча лидеров фракций и групп с Порошенко, формальной целью которой было обсуждение путей урегулирования политического кризиса. Именно там стороны могли договориться окончательно, поскольку вскоре последовало заявление самого Гройсмана о том, что голосование за новое правительство состоится уже 29 марта.
Несколько сценариев — и все плохие
Даже если Владимира Гройсмана действительно сделают премьер-министром Украины, маловероятно, что это разрешит политический кризис в стране. Во-первых, это не совсем легитимно, в силу того что нынешний премьер Арсений Яценюк сейчас имеет иммунитет как минимум до сентября 2016 года. Во-вторых, и это главное, получается та самая узурпация власти в одних руках, против которой в 2013 году якобы восстал Майдан. Порошенко — президент Украины, его ближайший соратник — премьер, его фракция — наибольшая в парламенте. То есть не будет никакой системы сдержек и противовесов, ведь даже у свергнутого Виктора Януковича административный ресурс был меньше. А в-третьих, далеко не факт, что под Гройсмана в Раде соберется стабильное большинство. Озлобленный отставкой Яценюка «Народный фронт» может обещать что угодно, а когда дело дойдет до серьезных решений — попросту умоет руки, как и другие «заклятые друзья» в парламенте.
Если же премьером остается Арсений Яценюк — кризис только углубится. Очевидно, что нынешний глава правительства — несерьезный игрок, и его смещение с поста — вопрос времени. Паралич власти и охлаждение отношений с Западом идут по нарастающей. Выходом из ситуации теоретически могли бы стать внеочередные парламентские выборы, но Порошенко при каждом удобном случае заявляет, что это самый крайний вариант.
Николай Подгорный
Брюссель слезам не верит
С тех пор как в феврале де-факто развалилась правящая коалиция в Верховной Раде, политический кризис на Украине, как, собственно, и ожидалось, идет по нарастающей. Суть ситуации в следующем: кабмину Арсения Яценюка удалось в феврале избежать отставки, однако никакой поддержки в парламенте он не имеет. «Правительство камикадзе» парализовано — ни одну свою инициативу через Раду провести оно не может, при этом сам Яценюк после провала голосования по отставке имеет «неприкосновенность» до осени и может оставить свой пост исключительно добровольно. Наблюдая ситуацию в Киеве, свою помощь оперативно сворачивают до лучших времен ключевые соратники Украины — Международный валютный фонд (МВФ) и США. «Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не будем уверены в том, кто будет нашим партнером по ту сторону стола переговоров», — констатировала один из главных кураторов Украины в Вашингтоне — помощник государственного секретаря США Виктория Нуланд.
Конечно, в Киеве время тянули как могли. Например, тот факт, что коалиция де-юре развалилась, был зафиксирован только 24 марта. Однако уже стало понятно, что терпение Запада не резиновое. Еще в начале марта лидер фракции «Блока Петра Порошенко» в Верховной Раде Юрий Луценко заявил, что европейские партнеры отводят Украине всего несколько недель для формирования новой коалиции в парламенте и нового правительства, а после этого лишь два-три месяца для проведения жестких антикоррупционных реформ. Именно так Луценко подвел итоги своего визита в Брюссель, где у украинской делегации состоялись закрытые встречи с руководством Европарламента и Еврокомиссии. «Иначе — фиаско, Брюссель слезам не верит», — добавил напряжения в ситуацию соратник президента.
Заявление лидера президентской фракции было ярким, но в рутинных политических боях быстро забылось. 23 марта на сцене появился сам Порошенко, чтобы напомнить, что «в украинских интересах» новое правительство должно быть провозглашено 29 марта, и предупредить, что дольше затягивать с формированием нового правительства никак нельзя. Он призвал «мятежные» фракции Рады — «Батькивщину» Юлии Тимошенко, «Самопомощь» Андрея Садового и Радикальную партию Олега Ляшко — отбросить собственные амбиции и не прятаться от ответственности. Порошенко громко заявил, что готов поддержать любую кандидатуру на должность премьер-министра Украины, которую выдвинет коалиция депутатских фракций в Раде. Президент вроде бы забыл, что единственным реальным претендентом на пост сегодня является один из его ближайших соратников — нынешний спикер парламента Владимир Гройсман.
Гонка на выбывание
С начала правительственного кризиса на Украине главным претендентом на пост премьер-министра считалась нынешняя глава Минфина Наталья Яресько. Об этом в лагере президента заявляли публично, не стесняясь подчеркнуть, что такой формат — «внепартийное правительство технократов» — поддерживает и все украинское общество, которое, к слову, никто и не спрашивал, и западные партнеры. Последнее было правдой, что косвенно подтвердил и бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, которому без веских на то оснований заявлениями такого рода разбрасываться не положено.
Однако когда дело дошло до конкретики, Рада внезапно встала на дыбы. Главная претензия депутатов к Яресько — слишком глубокая интеграция с МВФ и другими западными политическими и финансовыми структурами, которая приведет к тому, что американская подданная будет без оглядки на нужды украинцев внедрять все их требования. Общие опасения конкретизировал глава «радикалов» Ляшко, напомнивший, что одно из ключевых требований Яресько заключается в том, что парламент должен безусловно поддерживать программу подписанного с МВФ меморандума: «Я хочу напомнить, что в этом меморандуме — повышение пенсионного возраста до 70 лет, продажа земель сельскохозяйственного назначения, продажа государственных стратегических предприятий (…). Мы не собираемся это поддерживать».
Считался претендентом на премьерский пост и мэр Львова, глава «Самопомощи» Андрей Садовый, но, правда, считаные часы. Заявление из администрации президента о своих премьерских шансах Садовый опроверг оперативно и весьма жестко. «Они наделали неизвестно что, в стране беда, а теперь — "Самопомощь", спасите ситуацию. Чем?» — вопрошал он, попутно оценив ситуацию с «премьериадой» как «позор для страны».
В качестве альтернативы было вброшено несколько совсем уж экзотических вариантов. Например, на пост главы правительства Украины будто бы претендовал один из авторов польской программы реформ «шоковой терапии» Лешек Бальцерович. А вот кандидатура губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, вопреки ожиданиям многих, всерьез даже не обсуждалась. Видимо, скандальный бывший президент Грузии благодаря испорченным отношениям с большинством представителей политической элиты Украины не имеет шансов пройти через Раду. К слову, такое положение дел спровоцировало одиозного губернатора Одесской области на ряд истеричных заявлений.
В результате эта гонка на выбывание привела к тому, что к концу марта единственным реальным кандидатом на пост премьера Украины остался председатель парламента Владимир Гройсман, который все это время числился в претендентах, но как бы второго плана. А теперь дождался своего шанса.
Главный враг «правительства лузеров»
Общеизвестно, что Владимир Гройсман — безусловный человек Петра Порошенко, что бы публично ни говорили по этому поводу в администрации президента. Именно при финансовой и политической поддержке команды Порошенко в 2006 году на тот момент 28-летний депутат горсовета Винницы Гройсман, имеющий депутатский мандат с 24 лет, победил на выборах мэра города и безальтернативно руководил там два срока подряд. Порошенко испытанием своего протеже на региональном уровне остался доволен, и после госпереворота на Украине весной 2014 года Гройсман оказался в Киеве — в первом правительстве Яценюка, на посту вице-премьера. Более того, в отсутствие Яценюка Гройсман исполнял его обязанности. На досрочных парламентских выборах, объявленных Порошенко после победы на президентских, Гройсман был представлен одним из лидеров БПП — почетное четвертое место в избирательном списке. Наградой ему стало кресло спикера Верховной Рады, которое бывший мэр Винницы сохраняет по сей день.
Всю прошлую неделю команда президента грамотно «выкатывала» кандидатуру Гройсмана на премьерский пост. Сначала он был объявлен основным кандидатом на Совете парламентской коалиции, потом — на внеочередном съезде партии «Блок Петра Порошенко — Солидарность». Сам спикер парламента тоже не молчал, рассказывая прессе о своем видении работы правительства и решении кадровых вопросов в случае назначения на пост премьера. «Я могу точно сказать, что я никогда не соглашусь быть премьер-министром правительства лузеров», — заявил Гройсман, намекая, видимо, на незавидную участь нынешнего украинского кабмина.
Вечером 28 марта состоялась очередная встреча лидеров фракций и групп с Порошенко, формальной целью которой было обсуждение путей урегулирования политического кризиса. Именно там стороны могли договориться окончательно, поскольку вскоре последовало заявление самого Гройсмана о том, что голосование за новое правительство состоится уже 29 марта.
Несколько сценариев — и все плохие
Даже если Владимира Гройсмана действительно сделают премьер-министром Украины, маловероятно, что это разрешит политический кризис в стране. Во-первых, это не совсем легитимно, в силу того что нынешний премьер Арсений Яценюк сейчас имеет иммунитет как минимум до сентября 2016 года. Во-вторых, и это главное, получается та самая узурпация власти в одних руках, против которой в 2013 году якобы восстал Майдан. Порошенко — президент Украины, его ближайший соратник — премьер, его фракция — наибольшая в парламенте. То есть не будет никакой системы сдержек и противовесов, ведь даже у свергнутого Виктора Януковича административный ресурс был меньше. А в-третьих, далеко не факт, что под Гройсмана в Раде соберется стабильное большинство. Озлобленный отставкой Яценюка «Народный фронт» может обещать что угодно, а когда дело дойдет до серьезных решений — попросту умоет руки, как и другие «заклятые друзья» в парламенте.
Если же премьером остается Арсений Яценюк — кризис только углубится. Очевидно, что нынешний глава правительства — несерьезный игрок, и его смещение с поста — вопрос времени. Паралич власти и охлаждение отношений с Западом идут по нарастающей. Выходом из ситуации теоретически могли бы стать внеочередные парламентские выборы, но Порошенко при каждом удобном случае заявляет, что это самый крайний вариант.
Николай Подгорный