Комментарий. Путешествие от Москвы до Новороссийска и обратно по федеральной трассе М4 «Дон». Хлеб на обочине.

Вторник, 21 октября 2014 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Портал AgroNews, - и мы много раз об этом писали, - уникальная информационная новостная площадка, где публикуются разные по тематике, принадлежности, авторским позициям материалы. Сегодня мы даем слово нашему активному блогеру (ник – fus), который очень захотел поделиться с широким читателем своими путевыми заметками.



Понятно, что точка зрения редакции может отличаться от позиции автора.



В последнее время у меня появилась возможность почти ежегодно совершать поездки на 2-3 недели в Краснодарский край и Крым. Тем более, что имея пятидесятилетний опыт вождения отечественных автомашин, связанный с бесконечными ремонтами, несколько лет назад оседлал автомобиль иностранного производства, позволяющий даже водителю старшего возраста совершать за световой день более 1000 км пробега, не потеряв после этого возможности дойти на прямых ногах до кровати придорожной гостиницы.



Мои коллеги- водители согласятся – насколько приятно вождение нормального авто по трассе или серпантину дорог Черноморского побережья Крыма и Краснодарского края.



Своими впечатлениями от этой поездки, которую я проделал в середине сентября с.г. мне захотелось поделиться. Тем более, что меня всегда интересовало состояние сельского хозяйства в регионах, через которые проходит трасса «Дон».



Мое путешествие начинается от МКАД, от которой на протяжении 60 - 80 километров чуть ли не каждый участок земли застроен коттеджами, в основном из облицовочного кирпича, зачастую имеющими безобразную архитектуру (поневоле вспоминаешь слова древни: архитектура – искусство королей).



А дальше пейзаж за окном по-видимому у каждого из нас вызывает уныние - поля заросли чертополохом, кустарниками или 2 - 3-х метровыми березками. И таких сельхозземель в Подмосковье более полумиллиона гектаров. Областная программа ввода в оборот подобных сельхозугодий по ряду районов существует только на бумаге. Могу привести примеры.



Подобные картины видны дальше по пути следования в Тульской области, частично встречаются и в Липецкой.



Далее, в Воронежской области почти все поля обрабатываются. Вдоль дороги выставлены огромные рекламные щиты, извещающие, что область лидирует по приросту скота, создаются условия для комфортного развития бизнеса, и здешний регион занимает 7-е место по уровню жизни. Правда, КРС мне довелось увидеть в этой области только на обратном пути (не доезжая примерно 100 км до Воронежа). На огромном убранном кукурузном поле подбирал растительные остатки скот темной масти, по-видимому, абердин-ангусы, дающие мраморное мясо.



А вообще, первое небольшое деревенское стадо скота увидел только возле станицы Брюховецкая Краснодарского края, а коров возле фермы сельхозпредприятия за время всей поездки увидел только возле Славянска на Кубани. При этом следует отметить, что если в ряде регионов животноводческие фермы разрушены или используются под производства тротуарной плитки, размещения пилорам, столярных производств и др., то в Краснодарском крае они заботливо сохраняются.



По-видимому, в последующем, животноводство в этом регионе будет возрождаться.



Где-то на границе Воронежской и Ростовской областей поговорил с первым продавцом арбузов и дынь со своей бахчи - бывшим агрономом местного колхоза Василием Ивановичем. Правда, его торговая точка размещалась за 60 метро от дороги прямо в поле - ближе не разрешено. В его колхозе было около 500 работающих - ныне осталось только человек 30, остальные - кто куда - уехали на заработки в Москву и другие города. Владельцы земельных паев площадью 12 га сдают их в аренду фермерам, получая при этом зерно и другие продукты пропитания. Так и живут.



Ростовская область всегда поражала меня своими бескрайными просторами. Обрабатываются далеко не все земли. Поневоле подумалось - какие огромные возможности для производства животноводческой продукции. Нашлось бы здесь место и для абердин-ангусов, которых на выпасах мне довелось ранее видеть в Брянской области.



И вот конечная цель моей поездки – Краснодарский край. Житница России. Регион, собравший в текущем году более 13 млн. тонн зерна. Правда, уже сегодня «прогнозеры» сборов зерна, слова которых зачастую повторяют высокие чиновники Минсельхоза, предсказывают снижение сбора зерна в этом регионе в 2015 году. Если это произойдет, они будут на коне - мы же давали прогноз! Их авторитет вырастет, что немаловажно для таких людей.



По моему мнению, снижение урожайности сельхозкультур в последующие годы - вполне закономерно, так как в ряде случаев сегодня имеет место варварское отношение к земле, к ее плодородию.



Земля не принадлежащая рачительному хозяину и сдающаяся в аренду истощается. Сегодня редко кто вносит органические удобрения. Нет животноводства – откуда возьмется навоз?



Испражнения животных на свинокомплексах навозом не назовешь.



Недавно (по рекомендации одного из комментаторов нашего сайта) прочитал публикацию «Свинство на Псковщине». Описанное напоминает события 70 - 80-х годов прошлого столетия, когда свиной навоз одного из сельхопредприятий под Ленинградом попадал в водные источники фонтанов Петродворца и туристы, особенно иностранные, недовольно ворочали носами, улавливая резкую вонь.



Интересно, по этой ли причине датчане не строят таких крупных свиноградов в своей стране?



Кстати, очередной свинокомплекс на прошлой неделе с помпой принимали в Московской области.



Полагаю, что и в былые годы в Черноземной зоне страны несколько пренебрежительно относились к внесению органических удобрений.



А зачем их вносить? Мы и так за счет высокого плодородия почвы получаем приличные урожаи. Такие слова мне приходилось часто слышать.



Лет 35 назад мне, в ту пору работнику Минсельхоза РСФСР, довелось побывать в колхозе им 1 Мая под Курском. Был поражен – возле животноводческих ферм были самые настоящие горы из навоза. Вот бы сюда подмосковных дачников, все бы тачками и ведрами перетащили на свои грядки, сказал я сопровождающим местным руководителям. (Однажды своими глазами наблюдал в Раменском районе, как эти дачники следовали за совхозным стадом по пастбищу и совочком подбирали коровьи лепешки, задабривая пастухов четвертинками).



На полях всех регионов почти нет многолетних трав, восстанавливающих плодородие почв. Да и зачем они, если нет животноводства. Только в районе населенного пункта Журавская Краснодарского края и под Воронежом увидел в посевах люцерну.



По канонам развития сельского хозяйства животноводство и растениеводство должны идти рядом, дополняя друг друга. Растениеводство производит корм животным, навоз которых удобряет поля. Так продолжается в течение тысяч лет. Это закономерность.



Как агроному, мне хорошо известно значение севооборотов в системе земледелия.



О каком севообороте может идти речь, если на полях видишь только озимую пшеницу и кукурузу, иногда подсолнечник или сахарную свеклу?



Ведь из года в год в почве накапливаются возбудители болезней и прогрессируют вредители, поражающие сельхозкультуры одного семейства (в данном случае злаковые).



Ведь известно, что несоблюдение севооборотов настолько пагубно для выращиваемых культур - снижается их качество, ухудшается лежкость той же капусты, столовых корнеплодов и других видов овощей и картофеля. Это наглядно можно было видеть в крупных овощеводческих хозяйствах Подмосковья (совхозах «Большевик», «Раменское», «Каширский»), где та же капуста из-за недостатка поливных земель выращивалась в течение 5-10 лет на одном и том же месте. И как результат – имело место стремительное накопление болезней (бактериозов, точечного некроза, гнилей), что приводило к быстрой порче, заложенной на зимнее хранение продукции. Тысячи тонн капусты и столовых корнеплодов вскоре приходилось вывозить из хранилищ на корм скоту или на свалку.



Именно поэтому сегодня, решая вопрос приобретения земли для К(Ф)Х моего сына, мы определяем потребность в площадях с учетом наличия в овощном севообороте как минимум трех полей многолетних трав.



Проезжая по территории Староминского района Краснодарскргр края остановился возле поля сахарной свеклы, где работал 9-ти рядный уборочный комбайн, чтобы сделать снимок. Во время учебы в сельхозтехникуме проходил производственную практику в свеклосеющем колхозе и весной помогал бригадиру полеводческой бригады нарезать 5-ти гектарные делянки посевов сахарной свеклы на каждую колхозницу для прорывки, проверки, прополки и т.д. вплоть до уборки и погрузки корнеплодов на транспорт для доставки на сахзавод. И все это делалось вручную. Хорошо если управлялись до Нового года. И в помине не было одноростковых семян, сеялок точного высева, гербицидов и тому подобного. Поэтому и сахар такой сладкий, что проливалось столько пота.



А тут и главный агроном местного сельхозпредприятия подъехал на «Ниве», с ним мы подробно поговорили о севооборотах, внесении органических удобрений, обменялись мнениями по другим наболевшим вопросам. Комбайн, которым я так восхищался убирает за световой день более 50-ти гектаров свеклы, урожайность этой культуры более 300 центнеров, в хозяйстве есть животноводство, на поля вносится навоз, соблюдается севооборот, пятую часть посевов занимают многолетние травы, урожайность зерновых в хозяйстве более 50 центнеров. В хозяйстве имеются комбайны с настолько совершенной очисткой зерна, что нет необходимости дорабатывать его на токах. Влажность зерна при уборке составляла 11 процентов, что на 2 процента ниже требований к этому показателю.



Зерно с такими показателями качества прямо из бункера отправляется на элеватор и дальше на экспорт.



Разве могли мы в свое время, молодые агрономы, мечтать о таком?



И весьма показательно, что так работают во всем Староминском районе.



На Кубани встречаюсь с фермерами – выходцами из нашего Солнечногорского района, которые переехали в этот благодатный край более 10-15 лет назад и успешно работают. В свое время в Подмосковье нам всем, начинающим фермерам район выделил по 2 гектара земли. Разве можно создать настоящее фермерское хозяйство на такой площади? Вот и побежали кто куда.



Правда, по указанию свыше в начале 90-х г.г. в нашем районе было создано два К(Ф)Х, за которыми закрепили по 150 - 200 гектаров земли, за счет государства построили фермы, всю инфраструктуру, жилые дома, закупили поголовье скота.



Только работай, фермер!



Естественно, эти хозяйства успешно работают и поныне.



Не исключаю, что при определенных обстоятельствах таких хозяйств в России было бы множество. Но не суждено было нам всем стать владельцами таких К(Ф)Х. Вот и кувыркаемся на протяжении 25 лет, кто как может.



Мое фермерство началось после публикаций «Советский фермер» Анатолия Ананьева и «Анна на шее» Юрия Черниченко. В последующем довелось с ними встречаться. Особенно запомнились слова Анатолия Ананьева - на земле не разбогатеешь, но жить можно. Очень жаль, что сегодня авторов этих публикаций уже нет среди нас.



Сегодня лично меня не очень огорчает, что в стране миллионы гектаров сельхозземель не используются в течение 15 - 20 лет. Была же в одно время перелоговая система земледелия, позволяющая почве какое-то время отдохнуть.



Известно, что чернозем образовался на земном шаре в результате ежегодного отмирания растительных остатков буйных трав в безлесых зонах.



Принято считать, что за 100 лет образуется 1 см чернозема. Поэтому не исключаю, что те полмиллиона неиспользуемых земель в Подмосковье со временем могут стать черноземом. Только при этом процессе время от времени надо корчевать кустарники и березки. Техника для этого уже разработана. Достаточно для этого посмотреть, как легко справляются с этой задачей строители скоростных автомагистралей, когда их детища проходит через вековые рощи.



Несложно посчитать, сколько надо времени, чтобы образовалось хотя бы 30 см чернозема. Несколько тысячелетий…



И, наконец, - о хлебе на дороге.



Трасса «Дон» М-4 берет начало от МКАД и ведет до Новороссийска. Днем и ночью автодорога стонет под тяжестью автопоездов с зерном до глубоководных морских портов - Ейска, Новороссийска, Тамани. Многие автопоезда везут до 50 тонн зерна, которое в последующем после перегрузки в трюмы кораблей последует в дальние страны.



Далеко не каждый из нас, проезжающий по этой трассе, обращает внимание - обочины дороги с двух сторон на ширину 120 -150 см покрыты россыпью зерна, улетевшего из-под тентов зерновозов. Под г. Крымск я собрал с одного кв. м. обочины 300 гр. отборной пшеницы. На территории Тульской области (1264 км от Новороссийска) на дороге на протяженности более 300 метров рассыпано зерно кукурузы, которое успешно можно собирать совковой лопатой. Зрелище такое, как будто на дороге рассыпаны золотые самородки. В былые времена при таком явлении собирать это зерно сбежались бы все крестьяне окружающих деревень. Сегодня или нет скотины в округе или проживающих поблизости крестьян. Зерно под шинами проезжающих машин превращается в крупу.



В беседе с водителями зерновозов на мой вопрос – а бывает ли у вас недостача при сдаче зерна, ответили, что порой недостает от 50 до 100 кг.



Вспоминается, когда в былые годы с потерями зерна, начиная от комбайна кто только не боролся - Народный контроль, пионеры и т. д. Да и сами водители вспоминают, как инспектор ГАИ в былые времена выписывал штраф - сколько зерен просыпалось от легкого стука жезлом по кузову, столько рублей штрафа.



Так почему же сегодня такое имеет место? Или многие из нас уже забыли, что хлеб не имеет цены. Он бесценен.



Что поделаешь, воспоминания - удел стариков. Сегодня еще живы многие блокадники Ленинграда, познавшие голод. Да и мне на всю жизнь запомнились послевоенные годы и голод 1947 года, когда приходилось употреблять в пищу листья лебеды, свеклы, липы. И за миску похлебки целый день водить корову с бороной на колхозном поле.



Один из авторов комментариев на сайте AgroNews как-то упрекнул меня, что он не хочет проживать мою жизнь. Но ведь помнить это прошлое надо, чтобы трудные моменты нашей жизни не повторяли наши дети и внуки.



Когда сегодня я вижу эти гонки с экспортом зерна (Минсельхоз рапортует о рекордных поставках) мне вспоминаются времена, когда страна импортировала хлеб, и булочки отпускались по рецепту врача. Это тоже было в нашей совсем недалекой истории.



Так почему же мы сегодня гоним на экспорт именно зерно, а не продукты его переработки?



Торгуем зерном, как и другим сырьем - нефтью, лесом- кругляком и др. Где логика? Что, торговать сырьем проще? Не надо напрягаться.



К сожалению, не надеюсь получить когда-нибудь ответы на эти вопросы.



Отвечать некому.



После краткого пребывания на черноморском побережье на обратном пути посетил Крымскую овощную опытную станцию, встретился с руководством и работниками станции, чтобы прояснить некоторые вопросы семеноводства овощных культур. Полагаю, что мы должны быть готовы к тому, что в ответ на сокращение поставок овощей из Европы в нашу страну - нам могут прекратить поставки семян многих культур, и так или иначе придется возрождать свое семеноводство.



Уже сегодня, используя свой многолетний опыт в овощеводстве и семеноводстве, мне удается произвести двухлетнюю потребность нашего К(Ф)Х в семенах одной из салатных культур, которые в прежние годы приходилось завозить из-за рубежа



Во время пребывания на опытной станции мне пришлось услышать слова одного работника - раньше мой отдел производил ежегодно более 5 тонн элитных семян томатов, а сегодня они никому не нужны.



К сожалению, ответить ему я не смог. При всем желании чем-то его утешить…

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1481
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003