Будет ли у России свой Голивуд
Фонд кино сократил число получателей государственного финансирования на создание фильмов в 2015 году ещё на одну кинокомпанию. В этот раз из списка выбыла компания «Профит» Игоря Толстунова, которая в ушедшем году выглядела не слишком успешно и выпустила 2 провалившихся в прокате фильма: «Как меня зовут» и «Испытание». Сам Толстунов заявил, что совершенно не расстроен решением попечительского совета фонда, так как теперь ему не нужно будет заниматься дорогостоящими проектами и отвечать перед инвесторами.
Уменьшение числа получателей средств из фонда кино стало уже тенденцией последних нескольких лет. В 2013 были отобраны 13 компаний, в 2014 – 9, а в текущем 2015 – 8. Фонд кино в этом году распределит 3 млрд. рублей, выделенных Министерством культуры – столько же, сколько и в предыдущем. На господдержку могут рассчитывать не только именитые киностудии, но и более мелкие. Хотя, конечно, у известных кинокомпаний шансы намного выше. Лидеры киноиндустрии получат 1,9 млрд. рублей (то есть больше, чем все остальные кинопроизводители вместе взятые), причём 1,2 млрд. им не нужно возвращать вообще, а 700 млн. нужно будет вернуть частично. Фонд профинансирует в 2015 году 35 фильмов, потратив на каждую киноленту в среднем 50 млн. рублей.
Кинобизнес в кризис
2015 кризисный год обещает ударить и по киноиндустрии. Уже значительно выросли затраты на производство из-за удорожания кредитов и повышения зарплат для работников съёмочных групп. С другой стороны доходы не растут. Кинотеатры не могут поднимать цены на билеты, так как население перестанет их посещать, а телевидение сокращает закупки нового контента, минимизируя, свои затраты. Сокращение затрат на контент уже достигло 20-25% в среднем по отрасли.
Государство со своей стороны в последние годы достаточно активно поддерживает отечественную киноиндустрию. Помимо средств, выделяемых фондом кино, был отменен НДС от кинопоказов, чтобы кинотеатры могли тратить эти средства на постройку новых залов. Тем не менее, директор экспертно-исследовательской организации «КиноЭкспертиза» Олег Иванов считает, что пока поддержка недостаточна. Для увеличения рынка кинопроизводства необходимо увеличить финансирование минимум в два раза, а главное создать условия, при которых инвесторам будет выгодно вкладываться в создание новых фильмов. Например, за рубежом успешно применяется страхование риска инвестора от не завершения проекта – сompletion bond. По российскому законодательству использовать такие инструменты сейчас невозможно.
Про качество снимаемого
Российские власти уже давно периодически поднимают вопрос о введении квотирования доли российских фильмов в кинопрокате. Так может зритель вообще не хочет смотреть русское кино? Оказывается, что не всё так безнадёжно. Специалисты из «Европейской аудиовизуальной обсерватории» подсчитали, что российские фильмы принесли кинотеатрам 19% всех сборов за 2014. Это на 0,5% больше, чем в предыдущем периоде.
По доле российского проката Россия заняла 15 место среди 35 стран, для которых проводится это исследование. Лидерами рейтинга стали Турция (59% всех сборов кинопроката), Франция (44%), и Италия (27,8%). Отчасти это обусловлено протекционистскими мерами государства, например, во Франции нельзя рекламировать киноновинки, включая американские блокбастеры, по телевидению. В других странах, например в Турции, зрители сами предпочитают отечественный кинематограф в силу сложившегося менталитета. Однако независимый киноэксперт Георгий Самсонов отмечает, что поддержка национального кинематографа в странах-лидерах рейтинга намного выше, чем в России. Там активно поддерживают киношколы, готовят специалистов, предоставляют гранты. Отечественный кинематограф же после развала СССР находится в упадочном состоянии.
Действительно, качество снимаемых кинолент зачастую оставляет желать лучшего. Продюсеры, опасаясь непредсказуемой зрительской реакции, идут по принципу «Funny is money» (смешное приносит деньги) и снимают преимущественно легкие комедии с достаточно бесхитростным сюжетом. Эту практику начали активно использовать резиденты шоу Comedy Club, а затем её переняли и другие киностудии: Enjoy Movies, «Базилевс». Продюсер киностудии «Арт пикчерс студия» Дмитрий Рудовский считает такую модель кинопроизводства тупиковой, так как российский зритель пока, что обладает достаточным уровнем интеллекта и приходит в кинотеатр не только для того, чтобы расслабиться и поесть попкорн.
В России остаётся спрос на качественные фильмы и их продолжают снимать. «Левиафан» Андрея Звягинцева за первый уикэнд собрал в прокате более 40 млн. рублей. По словам продюсера фильма Александра Роднянского, сборы могли бы быть ещё больше, если бы перед премьерой фильм не оказался выложенным на пиратские сайты. «Левиафан» не единичный пример создания качественных отечественных фильмов. На Белинском кинофестивале в этом году представляли сразу 7 российских кинолент.
Рубрика: Статьи / Изнутри
Просмотров: 3532 Метки: киноиндустрия , кино
Оставьте комментарий!