Андрей Мовчан: время энтерпренеров-одиночек прошло
Управляющий партнер компании «Третий Рим» Андрей Мовчан делится своими мыслями, почему он считает, что время энтерпренеров-одиночек прошло, моде на стартапы осталось недолго, а деньги лучше вкладывать в того, кто украл идею.
Время свободных художников проходит
«Успешные энтерпренеры первой волны создают свои энтерпренерские корпорации. Большие корпорации создают свои энтерпренерские отделы. 20 лет назад что-то новое считалось уродцем в большой корпорации и подхватывалось энтерпренерами – вспомните Xerox (как Xerox потерял все). Сегодня ситуация обратная – против каждого энтерпренера, который что-то придумывает, стоят отделы крупных корпораций, у которых значительно больше возможностей придумать то же самое, и которые сделают это значительно профессиональней, у которых много денег, которые могут себе позволить сто раз ошибиться и найти решения, которые легче защитить патентами. И у них готова маркетинговая сеть. Корпорации осознали, что такое предпринимательство, они значительно шире стали в это инвестировать. Идея свободного художника значительно сложнее находит себе право на жизнь и через 10 лет, может быть, будет вообще невозможна. Это первый большой тренд».
Какой он, гениальный стартап следующего десятилетия?
«Второй тренд – насыщение потребительского рынка. Потребители сегодня, в отличие от ситуации 20 лет назад, тотально завалены тем, что им предлагают использовать в жизни. Их жизнь так упростилась, что простота начинает быть отрицательной. Нам предлагают делать проще даже то, что нам не хочется делать проще. Мы хотим вставать со стула, чтобы включить лампочку. Мы хотим найти плевательницу, чтобы плюнуть и мы хотим взять вилку, чтобы есть. Мы уже не хотим ваших улучшений. И эта тенденция в ближайшие годы будет доминировать и превалировать. Поэтому через 5–10 лет стартапы, которые предлагают людям делать больше и менее удобно, будут иметь успех. Освободить людей от возможности сидеть в кресле и делать все – будет гениальным стартапом следующего десятилетия».
Когда лопнет пузырь стартапов?
«Третья тенденция, которая всегда будет с нами – это тенденция моды. Вы помните бум доткомов? Это мода, мода работает именно так. Вы помните ипотечные облигации в Америке? Это мода. Цены в Бруклине на жилье, стоимость РАО ЕЭС... Это все мода. Сегодня, в некотором смысле, мы находимся в конце периода роста моды на стартапы. В частности, дополнительным топливом для такого периода послужил кризис. Когда люди продавали свои акции больших компаний за 30% от того, за что они их покупали, они волей или неволей отворачивались от больших рынков и хотели покупать стартапы.
Вы не представляете себе, какое количество больших предпринимателей в России, потеряв миллионы и десятки миллионов долларов на leverage equity в 2008 году, немедленно переключились на поиск стартапов в IT и биотехнологиях. Со словами «уж здесь-то потерять деньги невозможно, это ж понятный продукт». В течение ближайших лет они потеряют деньги и там, причем намного больше. Потому что акции «Мечела» хоть как-то делают recovery, стартапы их не делают. И тогда начнется мода на большие любимые рынки, потому что к тому времени они окажутся низкими и перспективными. И вся та масса людей, которая точно знает, что теперь-то они заработают на стартапах, ринется покупать «Мечел», «Магнит», «Пятерочку», Wall-Mart и General Motors. И мы увидим резкое падение моды на стартапы. Когда это резкое падение моды совпадет с быстрым движением в профессионализации стартапов и явно видными признаками насыщения, мы увидим стартапком в полном расцвете».
Инвестируйте в того, кто украл идею.
Воровство идеи – это способность украсть идею, в нормальном смысле. Прежде всего означает очень острый ум и способность человека рационально и цинично оценивать то, что происходит вокруг него. Как правило, это связано с большой мотивацией к созиданию. И очень сильно отличается от встречающейся у генераторов идей мотивацией к самолюбованию. Вы можете сравнить хорошего актера и плохого поэта. Процент хороших актеров среди актеров значительно выше, чем процент хороших поэтов среди поэтов. Потому что мотивация актера – выбрать лучшее и сделать хорошо, он все равно читает чужое. Мотивация поэта – продать себя, а не свое произведение. Никто не спорит, что есть гениальные поэты, но сделать ставку на поэта значительно сложнее. Все-таки с актером вы говорите на одном языке.
Циничном. Как довести до публики чужое великолепное произведение. И, как правило, воровство идей связано не с тем, что человек пошел и украл у кого-то идею, которую тот бы реализовал. Это невозможно. Если у него уже есть идея, и он продвинулся в ее реализации, тот, кто ее украл, будет опаздывать. Воровство идей происходит у тех, кто не в состоянии их реализовать. И слава богу, иначе огромное количество идей бы погибло, и мы бы с вами не пользовались бы ни iPhone, ни Windows, ни настольным компьютером... А с точки зрения мотивации – у человека, который украл идею, готов пойти вперед, искать под нее деньги, она значительна выше, чем мотивация человека, который что-то придумал, и хочет это продать.
Более того, с точки зрения стоимости, тот, кто взял чужую идею, уже обладает определенным набором качеств, которые позволяют двигаться вперед и пробиваться. Обычный образ поэта – это человек самовлюбленный, нежный и боящийся за себя. Встречаясь с ударами, с неуважением инвестора, с отказом от дальнейшего финансирования, с неисполнением плана, который он сам себе наметил, с циничным отношением к его идее, с вопросом «а почему вы думаете, что это вообще будет успешным», он часто замыкается, расстраивается, уходит в истерику, перестает работать и... придумывает новую идею. Человек, который взял чужую идею, поставил на нее, должен значительно сильнее за нее цепляться».
Оставьте комментарий!