Альтернативные инвестиции
"Альтернативные инвестиции, в частности инвестиции в антиквариат, нельзя считать инвестициями в полной мере, поскольку это в основном хобби для состоятельных людей, - предупреждает аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. - Рост таких инвестиций сейчас связан с посткризисным временем, поскольку доходы растут, что как раз и обеспечивает рост рынка".
Однако сами антиквары считают некоторые сегменты рынка недооцененными. Например, владелец аукционных домов "Знакъ" и "Знакъ-Арт" Илья Горянов отмечает привлекательность вложений в старинные ценные бумаги. "Оказавшись в центре мирового финансового кризиса, люди стали больше интересоваться финансовой историей, и спрос на вышедшие из обращения документы, которые могут рассказать о взлетах и падениях различных рынков акций и экономик, неуклонно растет, - рассказывает Илья Горянов. - Ярким примером тому служит недавняя продажа на немецком аукционе HWPH акции инвестбанка Lehman Brothers номиналом в 50 центов.
Бумага была куплена за 24 000 евро, причем стартовая цена лота составляла всего 5000 евро". Рынок антиквариата достаточно разнообразен, и время от времени интерес к его сегментам меняется. "Мне кажется, сейчас сильно "перегрета" живопись и сильно же недооценена букинистика, что хорошо иллюстрирует 10-20-кратные превышения стартовых цен на аукционах на многие позиции", - говорит о ситуации на рынке директор аукционного дома "Империя" Алексей Кудин. Свято место пусто не бывает. В недооцененную букинистику, кроме обычных для антикварного рынка покупателей - людей с достатком выше среднего, можно привлечь и новых клиентов из разрастающегося среднего класса. Главное - начать.
Рынок как он есть
Отечественный рынок антиквариата непрозрачен. В российском законодательстве даже нет такого определения, как "антикварный рынок". Определения нет, а оборот - есть, в том числе и нелегальный. В тени "крутятся", по разным оценкам, до $200 млн, что сопоставимо, например, с оборотом нелегального рынка оружия. Государственное регулирование рынка незатейливо - он регламентируется правилами комиссионной торговли. Правила антикварной торговли пишутся с 1991 г., последняя версия датирована 2008 г. После отмены лицензирования в 2000 г. появилось огромное количество салонов, галерей и дилеров, готовых проконсультировать на предмет инвестиций в "ретро" и найти достойные вложений арт-объекты. Но, несмотря на кажущееся разнообразие точек продаж и культурных ценностей, эксперты упирают на дефицит материала - легальных лотов недостаточно, чтобы привлекать на рынок новых клиентов.
Четкого деления аукционных домов по сегментам рынка не существует. Скорее, можно говорить о приоритетных направлениях. "Так, фалеристикой, нумизматикой и военной историей успешно занимаются "Монеты и медали", "Империя", "Знакъ", "Кабинетъ", "НИКО", РНД, - рассказывает о коллегах по цеху Алексей Кудин. - Старейший в России аукционный дом "Гелос" работает со всеми видами антиквариата. Книги, гравюры и фотографии - это снова "Империя", аукционный проект журнала "Про книги", аукционы Чапкиной, "Кабинетъ" и в скором времени проект Сергея Бурмистрова "Дом антикварной книги в Никитском". По живописи их много, но мне на память приходят только "Гелос" и "Совком", галерея Шишкина, Русский аукционный дом, "Русская эмаль", "Знакъ", "Русские сезоны" (Питер)".
Книги не для чтения
На днях в Москве состоялось открытие Дома антикварной книги в Никитском. Заведение не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Под одной крышей действуют и магазин антикварных книг, и аукционный дом, и реставрационная мастерская, и выставочный зал, и образовательная площадка. По сути это клуб букинистов. По мнению генерального директора Дома антикварной книги в Никитском Сергея Бурмистрова, вложения в книги - это оптимальные инвестиции в антиквариат для среднего класса. "При условии, если потенциальный коллекционер имеет хорошую подготовку или пользуется услугами профессиональных консультантов, - уточняет эксперт. - В этом случае цена на книжную коллекцию может подняться за 3-5 лет на 50-100%. Например, коллекционирование дебютных книг русских писателей и поэтов вошло в моду после того, как один из коллекционеров собрал, издал и представил общественности красочный каталог своей коллекции дебютных книг.
В результате цены на данные книги на рынке значительно повысились. Поэтому творческий подход к библиофильству позволит не только реализовать собственные творческие искания и амбиции, но и даст возможность создать фонд ликвидных сбережений в виде книг и прочих предметов коллекционирования". Собственно, проект и создан для привлечения этого сегмента покупателей, хотя на данный момент обслуживает по большей части состоятельных коллекционеров. "Во времена Советского Союза книги активно собирали представители интеллигенции, - сказал "Ко" Сергей Бурмистров. - После развала империи рынок сильно изменился по своему составу, и меняется до сих пор. Постсоветская интеллигенция уже не может позволить себе коллекционирование антикварных книг, появившиеся в 1990-е "новые русские" собирали коллекции под интерьер. И только сейчас появились люди, готовые вдумчиво покупать книги, цена которых со временем будет продолжать расти". По оценкам участников рынка, на книги приходится порядка 10-15% всего рынка антиквариата.
* По некоторым оценкам, оборот антикварного рынка может достигать - 1,5 млрд долларов
* Удачное вложение может принести 500% прибыли
* Старея, антикварная вещь прибавляет до 20% стоимости в год
* За последние 5 лет спрос на антиквариат в России вырос в 10 раз
"Пока большой спрос на эксклюзивные издания, - отмечает Сергей Бурмистров. - Это книги, например, изданные при жизни автора и находящиеся в идеальном состоянии, книги с автографами и рукописи наиболее известных деятелей русской культуры и искусства XVIII - начала XX века. Однако в силу того, что цены на данные эксклюзивные предметы, как правило, максимальные, потенциальный рост инвестиционной привлекательности на такие вещи в краткосрочной перспективе минимален. Гораздо интереснее с точки зрения инвестирования книги, находящиеся сейчас в более низком ценовом сегменте - до 60 000 руб. По-настоящему дорогое издание в дальнейшем можно перепродать, но с незначительной наценкой. А вот то, что сегодня относительно дешево, завтра может существенно вырасти в цене".
Золото или макулатура?
Аналитики такой оптимизм разделять не спешат. Подобные инвестиции, что называется, наугад, можно с одинаковым результатом сравнить с походом в казино: или угадал, или нет. Только вот если угадал, то в казино прибыль можно получить сразу, а не через 50 лет, когда иному инвестору это уже может и не пригодиться. Лишний раз рисковать, вкладываясь наобум в рынок с темной репутацией, такой инвестор вряд ли захочет. "На мой взгляд, когда представитель среднего класса покупает старинные книги, он, скорее, делает это из своих предпочтений в искусстве, истории, литературе, чем вкладывает свободные средства, - комментирует проект Алексей Кудин. - В связи с этим у меня нет уверенности, что людей, зарабатывающих на среднем уровне, можно расценивать как серьезных инвесторов. Коллекционер, он, как правило, не вкладывает, он формирует коллекцию, хотя стоимость ее постоянно растет". Кроме сомнений в целесообразности вложений в антикварные книги, существуют и устоявшиеся в обществе стереотипы относительно антикварного рынка в целом.
Вложиться в далекое прошлое
Самым прибыльным сегментом антикварного рынка в России считается живопись. В цене пейзажи и иконы, написанные не позже XVIII века. Продавцы антиквариата не устают повторять, что вложения в "вечное" - самые безопасные инвестиции в условиях нестабильности экономической обстановки. Но арт-дилерам нужно продать, а риски, безусловно, есть. "Высокая доходность всегда предполагает высокую степень риска инвестиций, поэтому человек должен четко оценивать конъюнктуру рынка и возможное изменение стоимости объекта своих инвестиций, ведь основным правилом инвестора по-прежнему остается "продавай дорого, покупай дешево", - рассуждает аналитик "Хоум Кредит энд Финанс банка" Станислав Дружинский.
Однако, несмотря на существенные риски, инвестировать в искусство готовы не только частные коллекционеры, которым потенциальная прибыль иногда интересна меньше, чем обладание конкретной вещью. Интерес к собиранию дорогостоящих коллекций антиквариата проявляют и финансовые структуры. Например, управляющая компания "Атланта". Антикварный ПИФ сформирован в 2010 г. Сумма активов фонда - 133,3 млн руб. ($4,4 млн), однако предусмотрена возможность дополнительного выпуска паев на сумму до $1,6 млрд. Минимальная сумма инвестирования составляет $33 300.
Фонд создан на 15 лет с возможностью продления. Имущество фонда на настоящий момент - это альбом жанровых итальянских зарисовок Карла Брюллова с дарственной надписью графине Витгенштейн. Решения о приобретении активов принимаются коллегиально с привлечением экспертов: искусствоведов, антикваров и продавцов художественных ценностей. "Инвесторов в ПИФы данной категории я бы разделила на два типа, - пояснила "Ко" Валерия Панкова, генеральный директор УК "Атланта". - Это состоятельные люди, которые хотят диверсифицировать портфель своих сбережений путем инвестирования в предметы искусства, но для кого важна ликвидность. Пай фонда является более ликвидным активом, чем само произведение искусства, так как пай - это ценная бумага, ее можно не только заложить в банке для кредитования, а также продать, например, на бирже, ведь паи нашего фонда в прошлом году были выведены на ММВБ. И коллективные инвесторы, готовые объединять активы для совместного инвестирования средств в коллекции и дальнейшей экспозиционной работы".
Другой пример вложений крупных компаний в искусство - это УК "Лидер" (принадлежит банку "Россия"). Компания пыталась сформировать два ПИФа художественных ценностей, но не уложилась в предусмотренный законодательством срок, и ПИФы были исключены из реестра ПИФов. Теперь они зарегистрированы под управлением УК "Агана" (аффилированной со скандально известным бизнесменом Аркадием Гайдамаком), и у них есть еще почти три месяца, чтобы собрать имущество: ПИФ "Собрание" на $33 млн, ПИФ "Собрание. Фотоэффект" на $100 млн. Говорят, что оба ПИФа сформированы активами узкой группы коллекционеров, близких к руководству УК.
Финансист - друг антиквара
Для тех, кто готов вкладывать средства в арт-рынок без непосредственной покупки произведений искусства, существуют еще два альтернативных инструмента, позволяющих инвестировать и менее состоятельным инвесторам. Один из них - вложения в арт-акции. Под арт-акциями понимаются не ценные бумаги, созданные в процессе секьюритизации, а акции компаний, прибыль которых сгенерирована предоставлением продуктов и услуг, связанных с арт-рынком. Размер этого сегмента акций является небольшим. Большую часть от общей капитализации занимают аукционные дома Sotheby's и Christie's.
Индикатором общего состояния рынка художественных ценностей является американский индекс Mei Moses All Art Index. Аналитики считают, что инвестировать в художественные ценности можно только с чисто факультативным подходом, то есть формировать не более 5% от всего портфеля инвестиций. Это объясняется низкой предсказуемостью данного рынка.
Кроме вложений в произведения искусства, финансовые структуры готовы зарабатывать и на взаимодействии с коллекционерами. Некоторые банки стали предлагать услуги для частных коллекционеров: начиная от специальных хранилищ и сейфов и заканчивая кредитованием под залог произведений искусства. Так, банк "Новый символ" совместно с партнерами (страховыми, экспертными организациями) разработал комплекс услуг "Хранение и оборот произведений искусства", который включает экспертизу подлинности, оценку стоимости, страхование сохранности, страхование подлинности, хранение, транспортировку, сопровождение сделок и кредитование под залог произведений искусства.
Однако с развитием мирового финансового кризиса от кредитов под залог произведения искусства банку пришлось отказаться - услуга не пользовалась популярностью. "Кредитование под залог имущества конечно распространено в России, - говорит аналитик "Инвесткафе" Екатерина Кондрашова. - Но с произведениями искусства ситуация трудная, так как крайне сложно определить истинную ценность того или иного объекта искусства или антиквариата. Необходимо привлечение профессиональных и зарекомендовавших себя экспертов по оценке объектов искусства со стороны финансовых учреждений. Именно поэтому данная услуга не представлена широко и является своего рода "экзотикой". Поэтому в настоящее время не все банки готовы развивать данный вид кредитования. В крупных российских банках подобный вид кредитования не представлен".
Ловушка для дилетантов
Надежды антикваров связаны с тем, что на рынок рано или поздно придет средний класс. Однако на сегодняшний день основные клиенты многочисленных антикварных магазинов, салонов, аукционных домов и специальных предложений от банков все же люди обеспеченные, и уместнее говорить скорее о коллекциях, а не об инвестициях. Инвестиции в антиквариат сопряжены со многими опасностями.
"Нет свободы перемещения культурных ценностей за рубеж, - поясняет президент аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра, - и стабильности, которая способствует инвестициям в искусство. А то заметное, что покупается в Лондоне и Нью-Йорке (как коллекция Фаберже), часто находится в режиме временного ввоза и в случае потрясений будет вывезено. В ХХ веке все смешалось, появилось слишком много предметов, происхождение которых невозможно отследить. Когда вещи попадают на открытый рынок, то не так уж редко бывают претензии".
Ценообразование на рынке российского антиквариата в основном стихийно и интуитивно. При определении цены учитываются происхождение антикварного предмета, факторы уникальности и подлинности, оценивается уровень мастерства автора и степень сохранности с учетом того, была ли вещь реставрирована или нет. Но хороший продавец видит покупателя и способен определить, сколько тот готов заплатить. А большинство покупок (до 90%) происходит через салоны и галереи, где бизнес ведется в диалоговом стиле.
Компетентность арт-дилеров тоже иногда вызывает сомнения. "Специальное образование для работы на рынке антиквариата в России дорого и неполноценно, - констатирует Сергей Бурмистров. - Например, не существует внятного курса про книжный раздел, а ведь это целый сегмент рынка".
С долей оптимизма можно предполагать, что средний класс со временем тоже начнет присматриваться к искусству не только как к культурному объекту, но и как к финансовому инструменту. Но пока вложения в антиквариат, будь то книги, картины или монеты, кажутся в лучшем случае забавной игрушкой, а большинству и вовсе "темным лесом", лезть в который и опасно, и незачем.
Оставьте комментарий!