Мы бомбили ржев...

Пятница, 6 мая 2005 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e

Победу под Сталинградом добывали солдаты и в верховьях Волги "…ГРОМИТЬ ВОВСЮ ГОРОД РЖЕВ, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ ПЕРЕД СЕРЬЕЗНЫМИ РАЗРУШЕНИЯМИ ГОРОДА", — приказал Иосиф Сталин командующему Калининским фронтом И. Коневу Было это в канун Ржевско-Вяземской операции Красной Армии, начавшейся 8 января 1942 года и продолжавшейся почти 15 месяцев до середины 1943. Сражение то было безвестным для большинства граждан СССР. И сегодня оно остается не до конца оцененным по его значимости даже отечественными историками.
В интервью "Ржевской правде" от 1973 года писатель Борис Полевой был откровенен: "В 1942 году в "Правде" была опубликована моя корреспонденция, название которой сейчас вспоминать неприятно. Называлась она "Мы бомбим Ржев". С самолета было видно, что город превращен немцами в крепость, каждый подвал представлял дот. Мы бомбили занятый врагом город, иначе было нельзя. И немцы, уходя, взорвали все, что еще можно было взорвать. Я видел много городов, пострадавших от войны, и у нас, и за рубежом. Но Ржев сравнить не с чем. От города, по сути, не осталось ничего".
Надо добавить, что и от деревень и поселков также.
Сталин в 1943 году назвал схватку за Ржевско-Вяземский плацдарм в ряду великих сражений. Именно под Ржев он приезжал летом 1943 года, где в ближней от города деревне Хорошево 5 августа отдал приказ о первом победном салюте в Москве в честь взятия Орла и Белгорода.
ЛЕДЯНЫЕ БУШЛАТЫ
"…3 марта 1943 года я получил приказ заменить начштаба 17-й гвардейской дивизии.
— Слушаюсь! — ответил я и через пару часов ехал на санях-розвальнях, предоставленных мне кем-то из тыла.
Тишина. И вот в такой тишине наша лошадка развернулась круто из-за заросшего кустарником бугра. Перед взором предстала жуткая картина: на огромном ровном, как плац, белом поле стояли сотни воинов, облаченных в бушлаты. На их головах были бескозырки. Они не все стояли. Некоторые фигуры были полусогнутыми, как бы перед каким-то прыжком с винтовкой в своих руках. Некоторые лежали почти клубком, скрюченные взрывом снаряда. Это были страшные скульптуры из матросов морской бригады, которая, презрев всяческую опасность, с ухарством ринулась на врага. И наверняка смяла бы его, если бы не внезапный шквальный прицельный огонь немцев, давно пристрелявших эту поляну. Убитых матросов еще тогда, в ноябре, сковал мороз, и вот они стояли с тех пор — более четверти года…". Это из воспоминаний участника боев под Белым на Ржевско-Вяземском плацдарме И. А. Милявского.
Матросов, конечно, похоронили по теплой погоде в том же далеком году. Но, по неполным данным, незахороненными еще лежат в землях Верхней Волги около 800 тысяч наших солдат и офицеров. И если о Ржевской битве в последние годы стали просачиваться в печать достоверные события, то о многих "частичных" операциях, в том числе и под Белым, до сих пор никто не вспоминает. Хотя надо признать, официальные власти удосужились в 1985 году поставить на одной из братских могил хилую пирамидку с фанерной звездой. Сейчас здесь возвышается часовня, возведенная на собранные сибиряками деньги в память о своих земляках, погибших на тверской земле в составе Калининского фронта. Памятник этот установлен только 14 августа 1996 года.
Все, кто интересуется историей Великой Отечественной, знают, что первый разгром немцев под Москвой — заслуга резервов, сформированных в Сибири. Эти полки и дивизии из-за Урала попали зимой 1941 года и на Калининский фронт. К исходу битвы за Москву фронт стабилизировался на Ржевском плацдарме, который на протяжении 200 км обороняли немцы. Город Белый лежал на западном участке плацдарма и нависал над немецкими позициями. Именно этот участок фронта был избран советским командованием для наступательной операции в ноябре 1942 года, для отвлечения германских резервов из-под Сталинграда. Только вот полководческим замыслам советских стратегов предшествовала, оказывается, масштабная подготовка, разработанная в НКВД — ведомстве Лаврентия Берия.
Первым об этом, судя по изысканиям тверского исследователя Игоря Мангазеева, поведал в недавние годы заместитель начальника управления ФСБ России по Тюменской области Александр Петрушин. Выяснилось, что на фронтах воевало до одного миллиона спецпоселенцев: ссыльных и числившихся в трудовых армиях для перевоспитания. При этом он сослался на 6-й Сибирский добровольческий стрелковый корпус. Он то и являлся ударной силой 41-й армии Калининского фронта при прорыве под Белым немецких позиций с 24 ноября 1942 года по 21 января 1943 года. В корпусе были Омская, Красноярская бригады, Сибирская бригада из Кузбасса, подразделение из Алтая. Все они за исключением командного и политического состава были сформированы из политкаторжан, крови которых не жалели.
Подготовкой Бельской операции руководил лично прилетавший на место будущего сражения Георгий Жуков. Именно он в своих воспоминаниях назвал ее отвлекающим маневром в надежде убедить врага, что именно здесь, а не под Сталинградом, где уже началось великое сражение, предполагается стратегическое наступление Красной Армии на Восточном фронте Германии.
И убедили в конечном счете.
ДОБРОВОЛЬЦЫ
В ТЮРЕМНОЙ РОБЕ
6-й добровольсческий стрелковый корпус должен был действовать на острие 41-й армии Калининского фронта.
Сталинские каторжане с приданной бригадой морской пехоты прорвали оборону противника 25 ноября 1942 года. Им даже поставили задачу выйти… к границам Белоруссии. Но германское командование перебросило на участок прорыва подготовленные для Сталинграда танковые дивизии. Через шесть суток после начала операции возле деревень Клемятино и Плоское наши части попали в окружение вместе с механизированным корпусом, который должен был развить их успех. Приказ им был категоричен: стоять до последнего солдата. С тех пор лощину между деревнями и окрестили "долиной ада". Живыми из окружения вышли единицы.
Евгений Осипов, тверской исследователь, считает, что бельская операция обошлась нам потерей одного миллиона восьмисот тысяч человек. Это из 2,5 миллионов погибших во всей "ржевской мясорубке". А к границам Белоруссии наши войска подошли только в начале 1944 года.
Сегодня известно о подвиге Александра Матросова, закрывшего грудью амбразуру вражеского дота на Калининском фронте. Но мало кто знает, что он был солдатом 91-й Особой Сибирской добровольческой бригады из Кузбасса и в тверские болота попал, как и его сослуживцы, из мест заключения. Известно также, что Сталин лично на сообщении о подвиге Матросова начертал: "Боец — Герой! Корпус — Гвардейский!". Больше награжденных Героев среди сражавшихся заключенных в той же и соседних бригадах не было. Только единицы, дошедшие до Победы, получили высокие звания, а вместе с ними и вольную.
P.S. Когда писались эти строки депутаты Государственной думы приняли в первом чтении закон о придании Ржеву статуса города Солдатской Славы. Так что есть надежда, что подвиг советских солдат на тверской земле будет наконец-то оценен по достоинству.

Следите за нами в ВКонтакте, Facebook'e и Twitter'e


Просмотров: 977
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003