Растить рыбку, большую и маленькую
Развитие рыбоводства тормозит отсутствие закона об аквакультуре, хотя бизнесмены активно интересуются этим направлением.
Потенциал для разведения рыбы, по мнению областных чиновников и бизнесменов, можно реализовать за счет Ладожского озера, акватории Финского залива и внутренних водоемов Ленобласти, а климатические условия здесь наиболее подходят для выращивания радужной форели, сига, нельмы и палии.
Бизнесмены говорят, что такие проекты привлекают их потому, что рынок Петербурга и Ленобласти "не богат свежей рыбой" и из той же Норвегии рыба идет около недели. По этой же причине не пугает рыбоводов вступление в ВТО: ни Китай, ни Норвегия, ни Вьетнам по качеству продукции в сегменте свежей рыбы с местными производителями конкурировать не смогут.
Но как будет развиваться рыбоводство, зависит, по мнению бизнесменов, от того, когда будет принят федеральный закон об аквакультуре. С 2007 года он находится в стадии разработки и до сих пор ходит по Госдуме. На сегодняшний день отрасль регулируется законом о рыболовстве, но, по словам экспертов, рыболовство и рыбоводство — это два разных направления, а аквакультура изначально и вовсе была включена в нацпроект по АПК.
"В новые проекты бизнесмены идут неохотно, потому что закона нет и не совсем понятна правоприменительная практика. Эта проблема актуальна для рыбоводов по всей России", — говорит Отабек Хазеев, директор по развитию компании "Новая Аляска" (входит в Северо–Западный рыбопромышленный консорциум и осуществляет поставки, переработку, оптовую и розничную торговлю рыбой и морепродуктами). — Тем временем дикие запасы рыбы и морепродуктов исчерпаемы, а Россия отстает сегодня не только от мировой индустрии аквакультуры, но даже и от советских показателей. Ожидается, что на 2011 год объемы по выращиванию рыбы составят около 150 тыс. т. Для сравнения: в СССР было 700–800 тыс. т".
На территории Ленобласти сегодня расположено более 40 рыбоводных хозяйств. По данным комитета по АПК Ленобласти, 95% выращиваемой рыбы — радужная форель, также выращивают сиговых, осетра и карпа.
"Уже есть пример разведения сома в Волосовском районе, но проекты по выращиванию форели наиболее окупаемы, — комментирует Сергей Яхнюк, вице–губернатор Ленобласти, курирующий агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы. — В этом году мы планируем произвести более 6 тыс. т рыбы, из которых 4,5 тыс. т будут предоставлены на реализацию".
По мнению экспертов, это "не мало, но и не много". В комитете поясняют, что новых проектов в этом году запущено не было, а объемы производства растут за счет того, что уже существующие хозяйства расширяют свои садковые линии и запускают новые площадки. О своих планах активнее развивать рыбоводство, например, заявил Гатчинский комбикормовый завод (производит комбикорма для животных и птиц, а также занимается рыбоводством).
"В настоящее время у нас уже работают две фермы. В бухте Ключевской Выборгского района производство было запущено в прошлом году, а на озере Копанском Кингисеппского района фермы работают с 2009 года, — говорит Алексей Кондратенко, специалист ЗАО "Гатчинский комбикормовый завод". — Скоро будет запущена еще одна ферма — на озере Глубоком Выборгского района, там рыба появится уже в 2012 году". Сейчас завод ждет результатов конкурса по трем участкам в Финском заливе.
"Наша часть Финского залива не настолько глубока, чтобы ее можно было использовать для выращивания рыбы в масштабах Дании или Норвегии, но за счет своей базы производства корма нам будет легче вести хозяйство", — считает Алексей Кондратенко.
Стартовый капитал небольшого рыбоводческого хозяйства, по оценкам экспертов, составляет около 2,5 млн рублей. Государством из федерального и областного бюджетов субсидируется часть ставок по целевым кредитам (например, взятым на покупку рыбопосадочного материала и кормов). Эксперты между тем считают, что если крупные предприятия, оставляя под залог недвижимость, кредиты получить могут, то малым производствам "дорога нетоптана". Из–за высокой степени рисков в период выращивания бизнесмены требуют прописать и механизмы льготного страхования. Для Ленобласти с ее климатическими изменениями это особенно актуально. Многие рыбоводы до сих пор сетуют на аномально жаркое лето прошлого года, повлекшее за собой мор рыбы.
В комитете по АПК говорят, что по этой же причине в 2011 году не произошло значительного рывка в развитии аквакультуры в Ленинградской области.
"Аквакультура — это по сути дела фермерство. Форель растет до товарного вида до 2 лет. На это время деньги замораживаются. Тем временем рыба может погибнуть или заболеть", — говорит Отабек Хазеев.
Если за 2 года рыба не выросла, двухлетний цикл переходит в трехлетний. К тому же выращивать рыбу в Ленобласти приходится в пресной воде, между тем как в соленой она растет быстрее, менее подвержена болезням и паразитам. Кроме этого, рыбоводы говорят о проблемах с покупкой малька. В большинстве случаев хозяйства везут рыбопосадочный материал из Финляндии и Карелии. По словам Алексея Кондратенко, весной этого года завод закупал малька и вовсе в Волгоградской области, потому что товара по приемлемой цене и качеству в округе было не найти.
Вице–губернатор Сергей Яхнюк заявил, что ситуация с производством малька в Ленобласти должна улучшиться: при поддержке федерального бюджета, например, была проведена реконструкция ФГУП "Федеральный селекционно–генетический центр рыбоводства" в Ропше, и в ближайшие 3–4 года производство рыбопосадочного материала на предприятии достигнет 10 млн мальков в год.
Кроме рисков, связанных непосредственно с выращиванием рыбы, специалисты также говорят о слабо развитой научной базе и дефиците кадров. "Сегодня образовательные учреждения готовят биологов, в не управленцев. Бизнес отдельно — образование отдельно, — комментирует Александр Дихнич, партнер консалтинговой фирмы "Абиора". — Приходят специалисты, которые думают, как хорошо сделать рыбе, а не предприятию. Они не понимают, как устроен сам бизнес. Хотя даже по–английски "рыбовод" звучит как fish manager".
Лидеры по садкам:
По товарному выращиванию рыбы в ЛО лидируют Выборгский и Приозерский районы. Крупнейшие рыбоводческие предприятия области: "Рыбстандарт", СХП "Салма", "СХП "Кузнечное", "Экон", "Форват".
14 000 т составляет ежегодный объем выращиваемой рыбы в Финляндии (90% — радужная форель). Рынок оценивается в 45–50 млн евро (данные компании Oy J Jauhiainen Logistics Ltd).
Александр Дихнич, партнер консалтинговой фирмы "Абиора", ихтиолог:
Основная проблема отрасли — сложности с доступностью финансовых ресурсов. Россельхозбанк неохотно берет в залог прирост биомассы производства, садки, считая их неликвидными. Берут в залог недвижимость. Поэтому начать рыбоводный бизнес с нуля сегодня очень сложно. На начальном этапе, например, нужны инвестиции в корма. Но подо что их брать, если нет ничего кроме идеи и уставного капитала в 12 тыс. рублей? Чаще всего это второй или третий бизнес.
Больших объемов товарного рыбоводства в Ленобласти можно достигнуть за счет выхода в Ладожское озеро и освоения акватории Финского залива. Малые озера области, на мой взгляд, для выращивания наиболее дорогостоящих видов рыбы (лососевых) мало подходят, а выращиваемому в них карпу сложно конкурировать с продукцией, поставляемой из южных регионов РФ, где себестоимость рыбы гораздо ниже. В Ленобласти есть ниша выращивания лососевых и развивать хозяйства можно за счет расширения видового разнообразия продукции. На финских рынках были бы востребованы сиг, судак и палия.
Отабек Хазеев, директор по развитию компании "Новая Аляска":
Ученые должны прорабатывать варианты, где и какая рыба в нашей стране может эффективно выращиваться именно в крестьянских хозяйствах, так как водных ресурсов у нас много, но они распределены по территории всей страны и консолидацию в рамках какой–то корпорации провести будет экономически невыгодно.
А крестьянское хозяйство — по сути, небольшой семейный бизнес — сможет при правильных исходных данных выращивать рыбу эффективно и поставлять ее к столу потребителя в свежем виде.
Например, в Норвегии около 35 лет назад в качестве эксперимента попробовали разводить атлантического лосося. И с нуля они вышли на показатели в 2011 году до 1 млн т в год, это большая индустрия, где сейчас действуют как гигантские корпорации, так и небольшие семейные фирмы по выращиванию лосося.
Сегодня на прилавках магазинов соотношение продукции рыбоводных хозяйств и добытой примерно 50/50. Из выращенной большая часть — это импорт. Крупнейшие импортеры — Вьетнам, Китай, Норвегия.
Олег Кузнецов, директор ООО "Рыбная Федерация":
Мы выращиваем только осетровые виды рыбы и основной объем продукции реализуем через оптовую и розничную продажу живой рыбы. Продукцию покупатели вывозят сами.
Рыбу выращиваем в садках, расположенных в проточном канале. Мы используем только покупной посадочный материал и кормление рыбы также осуществляем импортными кормами.
В целом рентабельность бизнеса зависит от месторасположения хозяйства, погодных условий, качества воды, качества малька и рыбы, оснащенности материальной базы и может составлять как 10, так и 30%.
Сегодня есть проблема использования прибрежной зоны в целях создания материальной базы хозяйств, проблема получения кредитных ресурсов, необходимых для выращивания рыбы, дефицит кадрового состава специалистов–рыбоводов.
Что касается сравнения с Финляндией по объемам рыбоводства, то вода воде рознь, то есть у нас разные природно–климатические условия.
Потенциал для разведения рыбы, по мнению областных чиновников и бизнесменов, можно реализовать за счет Ладожского озера, акватории Финского залива и внутренних водоемов Ленобласти, а климатические условия здесь наиболее подходят для выращивания радужной форели, сига, нельмы и палии.
Бизнесмены говорят, что такие проекты привлекают их потому, что рынок Петербурга и Ленобласти "не богат свежей рыбой" и из той же Норвегии рыба идет около недели. По этой же причине не пугает рыбоводов вступление в ВТО: ни Китай, ни Норвегия, ни Вьетнам по качеству продукции в сегменте свежей рыбы с местными производителями конкурировать не смогут.
Но как будет развиваться рыбоводство, зависит, по мнению бизнесменов, от того, когда будет принят федеральный закон об аквакультуре. С 2007 года он находится в стадии разработки и до сих пор ходит по Госдуме. На сегодняшний день отрасль регулируется законом о рыболовстве, но, по словам экспертов, рыболовство и рыбоводство — это два разных направления, а аквакультура изначально и вовсе была включена в нацпроект по АПК.
"В новые проекты бизнесмены идут неохотно, потому что закона нет и не совсем понятна правоприменительная практика. Эта проблема актуальна для рыбоводов по всей России", — говорит Отабек Хазеев, директор по развитию компании "Новая Аляска" (входит в Северо–Западный рыбопромышленный консорциум и осуществляет поставки, переработку, оптовую и розничную торговлю рыбой и морепродуктами). — Тем временем дикие запасы рыбы и морепродуктов исчерпаемы, а Россия отстает сегодня не только от мировой индустрии аквакультуры, но даже и от советских показателей. Ожидается, что на 2011 год объемы по выращиванию рыбы составят около 150 тыс. т. Для сравнения: в СССР было 700–800 тыс. т".
На территории Ленобласти сегодня расположено более 40 рыбоводных хозяйств. По данным комитета по АПК Ленобласти, 95% выращиваемой рыбы — радужная форель, также выращивают сиговых, осетра и карпа.
"Уже есть пример разведения сома в Волосовском районе, но проекты по выращиванию форели наиболее окупаемы, — комментирует Сергей Яхнюк, вице–губернатор Ленобласти, курирующий агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы. — В этом году мы планируем произвести более 6 тыс. т рыбы, из которых 4,5 тыс. т будут предоставлены на реализацию".
По мнению экспертов, это "не мало, но и не много". В комитете поясняют, что новых проектов в этом году запущено не было, а объемы производства растут за счет того, что уже существующие хозяйства расширяют свои садковые линии и запускают новые площадки. О своих планах активнее развивать рыбоводство, например, заявил Гатчинский комбикормовый завод (производит комбикорма для животных и птиц, а также занимается рыбоводством).
"В настоящее время у нас уже работают две фермы. В бухте Ключевской Выборгского района производство было запущено в прошлом году, а на озере Копанском Кингисеппского района фермы работают с 2009 года, — говорит Алексей Кондратенко, специалист ЗАО "Гатчинский комбикормовый завод". — Скоро будет запущена еще одна ферма — на озере Глубоком Выборгского района, там рыба появится уже в 2012 году". Сейчас завод ждет результатов конкурса по трем участкам в Финском заливе.
"Наша часть Финского залива не настолько глубока, чтобы ее можно было использовать для выращивания рыбы в масштабах Дании или Норвегии, но за счет своей базы производства корма нам будет легче вести хозяйство", — считает Алексей Кондратенко.
Стартовый капитал небольшого рыбоводческого хозяйства, по оценкам экспертов, составляет около 2,5 млн рублей. Государством из федерального и областного бюджетов субсидируется часть ставок по целевым кредитам (например, взятым на покупку рыбопосадочного материала и кормов). Эксперты между тем считают, что если крупные предприятия, оставляя под залог недвижимость, кредиты получить могут, то малым производствам "дорога нетоптана". Из–за высокой степени рисков в период выращивания бизнесмены требуют прописать и механизмы льготного страхования. Для Ленобласти с ее климатическими изменениями это особенно актуально. Многие рыбоводы до сих пор сетуют на аномально жаркое лето прошлого года, повлекшее за собой мор рыбы.
В комитете по АПК говорят, что по этой же причине в 2011 году не произошло значительного рывка в развитии аквакультуры в Ленинградской области.
"Аквакультура — это по сути дела фермерство. Форель растет до товарного вида до 2 лет. На это время деньги замораживаются. Тем временем рыба может погибнуть или заболеть", — говорит Отабек Хазеев.
Если за 2 года рыба не выросла, двухлетний цикл переходит в трехлетний. К тому же выращивать рыбу в Ленобласти приходится в пресной воде, между тем как в соленой она растет быстрее, менее подвержена болезням и паразитам. Кроме этого, рыбоводы говорят о проблемах с покупкой малька. В большинстве случаев хозяйства везут рыбопосадочный материал из Финляндии и Карелии. По словам Алексея Кондратенко, весной этого года завод закупал малька и вовсе в Волгоградской области, потому что товара по приемлемой цене и качеству в округе было не найти.
Вице–губернатор Сергей Яхнюк заявил, что ситуация с производством малька в Ленобласти должна улучшиться: при поддержке федерального бюджета, например, была проведена реконструкция ФГУП "Федеральный селекционно–генетический центр рыбоводства" в Ропше, и в ближайшие 3–4 года производство рыбопосадочного материала на предприятии достигнет 10 млн мальков в год.
Кроме рисков, связанных непосредственно с выращиванием рыбы, специалисты также говорят о слабо развитой научной базе и дефиците кадров. "Сегодня образовательные учреждения готовят биологов, в не управленцев. Бизнес отдельно — образование отдельно, — комментирует Александр Дихнич, партнер консалтинговой фирмы "Абиора". — Приходят специалисты, которые думают, как хорошо сделать рыбе, а не предприятию. Они не понимают, как устроен сам бизнес. Хотя даже по–английски "рыбовод" звучит как fish manager".
Лидеры по садкам:
По товарному выращиванию рыбы в ЛО лидируют Выборгский и Приозерский районы. Крупнейшие рыбоводческие предприятия области: "Рыбстандарт", СХП "Салма", "СХП "Кузнечное", "Экон", "Форват".
14 000 т составляет ежегодный объем выращиваемой рыбы в Финляндии (90% — радужная форель). Рынок оценивается в 45–50 млн евро (данные компании Oy J Jauhiainen Logistics Ltd).
Александр Дихнич, партнер консалтинговой фирмы "Абиора", ихтиолог:
Основная проблема отрасли — сложности с доступностью финансовых ресурсов. Россельхозбанк неохотно берет в залог прирост биомассы производства, садки, считая их неликвидными. Берут в залог недвижимость. Поэтому начать рыбоводный бизнес с нуля сегодня очень сложно. На начальном этапе, например, нужны инвестиции в корма. Но подо что их брать, если нет ничего кроме идеи и уставного капитала в 12 тыс. рублей? Чаще всего это второй или третий бизнес.
Больших объемов товарного рыбоводства в Ленобласти можно достигнуть за счет выхода в Ладожское озеро и освоения акватории Финского залива. Малые озера области, на мой взгляд, для выращивания наиболее дорогостоящих видов рыбы (лососевых) мало подходят, а выращиваемому в них карпу сложно конкурировать с продукцией, поставляемой из южных регионов РФ, где себестоимость рыбы гораздо ниже. В Ленобласти есть ниша выращивания лососевых и развивать хозяйства можно за счет расширения видового разнообразия продукции. На финских рынках были бы востребованы сиг, судак и палия.
Отабек Хазеев, директор по развитию компании "Новая Аляска":
Ученые должны прорабатывать варианты, где и какая рыба в нашей стране может эффективно выращиваться именно в крестьянских хозяйствах, так как водных ресурсов у нас много, но они распределены по территории всей страны и консолидацию в рамках какой–то корпорации провести будет экономически невыгодно.
А крестьянское хозяйство — по сути, небольшой семейный бизнес — сможет при правильных исходных данных выращивать рыбу эффективно и поставлять ее к столу потребителя в свежем виде.
Например, в Норвегии около 35 лет назад в качестве эксперимента попробовали разводить атлантического лосося. И с нуля они вышли на показатели в 2011 году до 1 млн т в год, это большая индустрия, где сейчас действуют как гигантские корпорации, так и небольшие семейные фирмы по выращиванию лосося.
Сегодня на прилавках магазинов соотношение продукции рыбоводных хозяйств и добытой примерно 50/50. Из выращенной большая часть — это импорт. Крупнейшие импортеры — Вьетнам, Китай, Норвегия.
Олег Кузнецов, директор ООО "Рыбная Федерация":
Мы выращиваем только осетровые виды рыбы и основной объем продукции реализуем через оптовую и розничную продажу живой рыбы. Продукцию покупатели вывозят сами.
Рыбу выращиваем в садках, расположенных в проточном канале. Мы используем только покупной посадочный материал и кормление рыбы также осуществляем импортными кормами.
В целом рентабельность бизнеса зависит от месторасположения хозяйства, погодных условий, качества воды, качества малька и рыбы, оснащенности материальной базы и может составлять как 10, так и 30%.
Сегодня есть проблема использования прибрежной зоны в целях создания материальной базы хозяйств, проблема получения кредитных ресурсов, необходимых для выращивания рыбы, дефицит кадрового состава специалистов–рыбоводов.
Что касается сравнения с Финляндией по объемам рыбоводства, то вода воде рознь, то есть у нас разные природно–климатические условия.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00