Эжен-Франсуа Видок.

Понедельник, 4 апреля 2011 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Как каторжник спас Париж от бандитов.

Современники наделяли Эжен-Франсуа Видока сверхъестественными способностями и мистическим даром перевоплощения. Однако в историю Франции он вошел как основатель парижской криминальной полиции, сыщик, использовавший при раскрытии преступлений «дедуктивный метод», тот самый, авторство которого через сто лет с легкой руки англичанина Артура Конан Дойля стали приписывать вымышленному герою– Шерлоку Холмсу.



Эжен-Франсуа Видок родился 23июля 1775 г. в Аррасе, близ Лилля, в семье пекаря. До 35 лет Видок вел беспорядочную жизнь, полную приключений. Он был артистом, солдатом, матросом, кукольником, арестантом (избил офицера, соблазнившего одну из его подружек), совершил несколько побегов. Однажды ему удалось убежать из тюрьмы в украденной им форме жандарма, в другой раз Видок бросился с головокружительной высоты тюремной башни в бурлящие воды протекавшей под ней реки. Он стал настоящим профи: научился освобождаться от наручников и оков, рыть подкопы с помощью любых подручных средств. Безразличный к перепадам температур Видок мог часами без движения пребывать в укромном месте, в то время как его искала вся окрестная полиция.

Но ему не везло: каждый раз его ловили. Наконец, он был приговорен к каторжным работам и закован в цепи. В тюрьмах Видок годами жил бок о бок с опаснейшими преступниками тех дней. Среди них были члены пресловутого французского клана убийц Корню, воспитывавшие из своих детей убийц: чтобы будущие киллеры быстрее привыкали к своему ремеслу, им для игры давали головы мертвецов.

В 1799 г. Видок совершил наконец свой удачный побег. Десять лет он жил в Париже, торгуя одеждой. Но все эти годы бывшие соседи по тюрьмам шантажировали его и угрожали выдать властям. Возненавидев их, Видок сделал решительный шаг в своей жизни.

Вор ловит вора.

Эжен-Франсуа Видок отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил использовать его знания. Он предложил свои услуги для борьбы с преступностью главе полиции Лиона в обмен на прощение ему его уголовного прошлого. Ведь он мог ловить преступников лучше других сыщиков по той причине, что прекрасно знал, на что именно способны матерые рецидивисты.

Естественно, ему не поверили. Тогда Франсуа предложил пари: если он сбежит из заключения и добровольно явится в полицию города в течение суток, его освободят, и он займется искоренением бандитов в Лионе, если нет – останется в тюрьме и больше никогда не будет пытаться бежать. Комиссар согласился. Через час Видок предстал пред его очами, спокойный и невозмутимый.

О бывшем каторжнике прослышал парижский комиссар Анри. Штат главы столичной жандармерии в то время состоял из 28 мировых судей и нескольких инспекторов. Париж кишел ворами и грабителями. Волна преступности грозила накрыть столицу.

Комиссар предложил Видоку очистить город и в случае успеха обещал забыть о его уголовном прошлом. Так постоянный обитатель каторги стал ее поставщиком, навсегда приковав себя к галере власти. В течение нескольких десятков лет Франсуа Видок был самым знаменитым сыщиком во Франции и отправил на каторгу не одну тысячу уголовников.

Бывший арестант возглавил новое ведомство – Сюрте («Безопасность»). Так в 1810 г. родилась парижская криминальная полиция.

Видок считал, что с бандитами могут справиться только бывшие бандиты. И приглашал к сотрудничеству недавних арестантов. Так что к Сюрте относились с опаской. Парижане шептались: то ли воры, то ли жандармы, все окружено тайной… Но впервые за долгие годы столица вздохнула свободно: преступлений стало куда меньше.

Сподвижники Видока – всего 12 человек – проходили у него особую выучку. Впервые в истории борьбы с преступностью Сюрте применяла такие методы, как мнимые аресты и побеги, мистификации разных видов вплоть до имитации смерти после выполнения задачи. (Не напоминает ли это современную программу защиты свидетелей?) Вчерашние уголовники становились блестящими стражами закона: зная порядки и места сбора преступников, они внедрялись в банды, накрывали притоны, ловили убийц.

Тем не менее сотрудники бригады безопасности нигде официально не числились, работали они фактически полулегально. Однако в этом были и свои положительные стороны: их услуги оплачивались из тайного фонда, в который поступал определенный процент от стоимости украденного имущества в случае его возврата. Суммы, поступающие в фонд, были довольно внушительными, ведь Сюрте занималась всеми преступлениями, вплоть до хищения драгоценных камней.

Предшественник Шерлока Холмса.

В процессе разоблачения злодеев Видоку пригодились не только знание уголовного мира и талант сыщика, но и искусство лицедея. Во время охоты на преступников он появлялся на парижских улицах, в кабачках и ночлежках, в притонах и трущобах под видом угольщика и водовоза, слуги и ремесленника, одинаково ловко носил костюм аристократа и бродяги. Бурное прошлое «на дне» тоже сыграло ему на руку: он свободно изъяснялся на арго – воровском жаргоне, знал законы блатного мира и мог такое порассказать о своих похождениях, что оторопь брала самых закоренелых лиходеев. Никто из арестованных и мысли не допускал, что оказался за решеткой по его милости.

Но в основном весь процесс опознания происходил благодаря редкостной зрительной памяти Видока. Его сотрудники использовали специальные тренировки для того, чтобы развивать фотографическую память.

Видок устраивал «парады арестантов»: приказывал по несколько раз проводить перед ним заключенных. Это помогало Эжену составить личную фототеку. Кроме того, он создал картотеку: здесь были все, кто когда-либо подвергался проверке, в том числе иностранцы! Это были первые попытки систематизировать методы опознания преступников. Видок начал систематизировать информацию о преступниках в архиве, которым можно было бы пользоваться в сыскной работе.

И первое в мире пособие по борьбе с преступниками тоже написал Эжен Видок!

Историки утверждают, что, несмотря на преступное прошлое, Видоку удалось поймать преступников больше, чем его предшественникам за 200 лет.

Методами бригады безопасности впоследствии стали пользоваться и профессиональные криминалисты. И хотя архив Видока превратился в огромные горы бумаг, которыми были завалены мрачные помещения префектуры, тем не менее с его помощью были раскрыты многие преступления. Французская криминалистическая школа считалась одной из лучших в мире, а парижская полиция пользовалась легендарной славой.

На жизнь Видока неоднократно покушались. А он, исполнившись человеколюбия, мечтал перестроить всю систему карательных мер и наказаний. Он полагал ее нелепой и малоэффективной. Считал, что эта система уродует, лишает человеческого достоинства, озлобляет, особенно тех, кто оказался в тюрьме впервые и часто за ничтожную провинность – кражу куска хлеба или кочана капусты.

Однажды при задержании особо опасного и неуловимого преступника, Саблена, Эжен Франсуа даже помог появиться на свет его отпрыску… Потрясенная видом супруга, мгновенно закованного в ручные кандалы, жена Саблена преждевременно разродилась мальчиком, принятым Видоком по всем правилам акушерского искусства. По предложению матери он стал крестным отцом малютки, оплатив из собственного кармана церемонию крещения и организовав праздничный стол по этому поводу. Папашу тем временем приговорили к пяти годам лишения свободы. Увы, вскоре и мать новорожденного попала в тюрьму – за мошенничество. Позаботился ли Видок, как истинный романтический герой, о приличном воспитании и содержании своего крестника, история умалчивает.

Слава Видока гремела по всей Франции. Со своей «бандой» Эжен-Франсуа умудрялся за год арестовывать по нескольку сотен убийц, воров, взломщиков, грабителей и мошенников. Дабы заткнуть рот злопыхателям, обязал своих агентов – бывших уголовников – постоянно носить замшевые перчатки. Зачем? Даже малосведущие понимали, что «работать» в перчатках никакой карманник не сможет.

Литературное поприще.



Тем не менее после 18 лет безупречной службы Видок подает прошение об отставке. Причина точно неизвестна. То ли он арестовал чуть ли не принца крови за кражу драгоценностей, то ли сменивший комиссара Анри менее либеральный комиссар Жиске посчитал недопустимым сотрудничество с уголовниками. И Видок ушел. И сжег картотеку.

В 1833 г. прошение 52-летнего Эжен-Франсуа Видока об отставке удовлетворили. Бывший шеф Сюрте сразу же уехал в свой загородный дом. Ему выплатили 3тыс. франков, но пенсию не назначили. Однако по совету своих друзей-литераторов Видок засел за мемуары, которые издатели выкупили мгновенно, заплатив за них 24 тыс. франков.

Мемуары были написаны и переведены на многие языки, в том числе и на русский. Англичане ставят на их основе пьесу, которая собирает в театрах полные залы. Видок становится мировой знаменитостью, зарабатывая миллионы литературным трудом.

Для книг, написанных им, одной полки недостаточно. Вот некоторые из них. «Воры» – рассказ-исследование о нравах криминального мира, содержащий полезную информацию для добропорядочных граждан. «Словарь арго» – бесценное пособие для лингвистов, журналистов и литераторов. «Несколько слов от автора»– размышления Видока о каторге, тюрьме, смертной казни и способaх сокращения преступности и числа рецидивов. Новаторский труд для своего времени, до сих пор не потерявший актуальности. И наконец, роман «Подарок», который сам автор считал «истинными тайнами Парижа»,– своеобразный ответ знаменитым «Парижским тайнам» Эжена Сю – книге, которая не вполне удовлетворила профессиональную взыскательность Видока.

Мало того! Удивительная судьба Видока, отраженная в его мемуарах, не могла не впечатлить французских писателей, многие из которых были лично знакомы со знаменитым сыщиком. Высокий, широкоплечий, мускулистый, с пронзительными голубыми глазами на властном лице и огненно-рыжей шевелюрой, расположившись в глубоком кресле загородного дома Бальзака, он рассказывал хозяину и его гостям о законах преступного мира, о клеймах обитателей галер под пышными мундирами и чопорными сюртуками, о тайных связях парижского дна с верхами общества. Его знакомцы, недруги и приятели стали прототипами героев «Человеческой комедии» Бальзака, романов Дюма и Жорж Санд, «Парижских тайн» Эжена Сю. А яркая индивидуальность и удивительная судьба рассказчика – Эжен-Франсуа Видока – воплотилась в «благородных каторжниках» Вотрене из эпопеи Бальзака и Жане Вальжане в «Отверженных» Гюго.

Частный сыщик.

Видок прожил еще 30 лет, и годы эти были столь же схожи с авантюрным романом. Неудостоенный пенсии, когда-то грозный шеф Сюрте вел спокойную, упорядоченную жизнь. Писательством он не ограничивался: строил новый дом, создал фабрику по производству бумаги, на которой работали бывшие каторжники, не вписавшиеся в социум после заключения.

Вновь вспомнили о Видоке во время Июльской революции, когда власть короля Луи-Филиппа повисла на волоске. Ему снова предложили возглавить Сюрте. Он согласился. Позже о Видоке скажут, конечно преувеличивая, что он спас королевство. Ведь стоило защитникам баррикад узнать Видока, как раздавались крики: «Это Мек! (на арго – пахан) Спасайся!»

Но едва буря успела отгреметь, Видок, ошельмованный оппозиционной прессой, вновь становится неугодным властям.

Не стерпев «благодарности», он опять уходит в отставку. И в 1836 г. создает свою частную полицию «Бюро расследований в интересах торговли». Задача этой первой в мире организации такого рода– защищать солидных предпринимателей от аферистов. Каждый заинтересованный должен подписаться на услуги бюро и платить по 20 франков в год. Год спустя у Видока было уже 4 тыс. подписчиков: принцы королевской крови, графы, бароны, министры, коммерсанты, промышленники, банкиры. Отделения бюро возникают в провинции, за рубежом. В Лондоне Видок ведет переговоры о создании организации «Всемирное расследование» – нечто вроде будущего Интерпола. Доходы Видока исчисляются миллионами.

Но официальная полиция, за спиной которой стояли все те же высокопоставленные мошенники, не собиралась попустительствовать новоявленному конкуренту. Ворвавшись в бюро, полицейские агенты захватили около 6 тыс. секретных документов. Видок писал в газеты, протестовал, направил жалобу королевскому прокурору. Полиция ответила тем, что бросила его в тюрьму. Взбудораженная публика с нетерпением ожидала громкого судебного процесса, но предвкушающих спектакль ждало разочарование: Видок был признан невиновным и освобожден. Правда, лишился своих клиентов, а следовательно, и доходов. Власти, более не страшившиеся его, бросили, как милостыню, бывшему «королю сыска», оказавшемуся за чертой бедности, «ежемесячное вспоможение» в размере ста франков.

Тюрьма лишила его не только состояния, но и здоровья. Он уже не мог начать все заново.

Соотечественники Видока долгие годы испытывали неловкость, когда речь заходила о возникновении криминальной полиции Франции и о ее первых сотрудниках. Но ничего не поделаешь, историю не изменишь!

***

Джентльмен удачи, король риска, основатель Сюрте, талантливый литератор, один из ярчайших представителей XIX в., Эжен-Франсуа Видок скончался в 1857г., дожив до 82 лет. «Отвага льва, тонкость дипломата и нежность сестры милосердия соединились в этом человеке»– так вспоминали о нем Бальзак и Гюго. В предсмертном бреду Видок шептал о том, что мог бы стать Клебером, Мюратом, добиться маршальского жезла, но слишком любил женщин и дуэли.

Его последнее желание – почувствовать землю под ногами. Разве нельзя, подобно Антею, восстановить силы, прикоснувшись к земле? Принесли корзину земли и высыпали ее перед кроватью умирающего. Его подняли, лицо старика преобразилось, но… Миф не стал реальностью: он встретил свою смерть так, как жил, – рискуя и надеясь.

Елена Степунина

Фото: «www.dtktiv.ru»

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 858
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003