Чаепитие по-китайски.
Согласитесь, приятно после дневных забот и тревог заварить ароматный чай и долго-долго наслаждаться его вкусом, отдыхая и предаваясь неспешным размышлениям…
Заблудший чайный лист упал в котелок с кипящей водой, что поставил на огонь сам великий Шэнь Нун. Вкус образовавшегося напитка произвел на правителя Поднебесной столь сильное впечатление, что Шэнь Нун немедленно повелел китайцам использовать чай для утоления жажды и обретения бодрости духа. Он влился в широкие народные массы и уже скоро потек по Великому шелковому пути в Индию, Турцию, Россию. И потянулась «зеленая лента нефрита, благоухающая сильнее, чем орхидеи из-под снега» через таинственную и загадочную Азию в страны Европы.
За тысячелетия существования традиции чаепития в Китае было выработано множество способов приготовления напитка, предназначенных для тех или иных целей. Так появились не только «порядок пития на каждый день», но и изысканные способы для исключительных случаев. Эти изыски, воистину рождающие в человеке возвышенные чувства, на Западе стали называть «церемонией». Слово английского происхождения отразило отношение европейцев к аристократическим ритуалам и внешней дворцовой жизни, с которыми они столкнулись по приезде в Срединную Империю в 17 и 18 веках. Сами же китайцы не употребляют слова «ли» по отношению к чайной традиции, которое можно перевести как «ритуал» и также «закон», поскольку чайная культура допускает вполне вольное (не такое дотошно детализированное, как у японцев) обращение с этим удивительным напитком.
Путь чая — это, скорее, индивидуальная практика поисков внутреннего спокойствия и уверенности, которую можно встретить, к примеру, среди монахов в удаленных горных монастырях. Поэтому сами китайцы не говорят «Чайная церемония». Речь, скорее, идет о разных способах чаепития, то есть о разных способах общения, как с самим чаем, так и с людьми, участвующими в чаепитии. На китайском языке чайное действо звучит как «Гун-Фу Ча». Гун-Фу - «высшее мастерство» или «высшее искусство», а Ча, соответственно, «чай». То есть - «высшее мастерство чаепития» .
Участники китайской церемонии не только наслаждаются четырьмя достоинствами чая – формой листа, цветом настоя, ароматом и вкусом. Как во всякое исключительное действие для особых событий, они вкладывают в свою церемонию имитацию модели всего мирового процесса. Его квинтэссенцию: нет ничего постоянного, кроме самих перемен, поскольку силы Инь и Ян постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга . Символический смысл этого, можно сказать, мистического ритуала, выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян.
Гун-Фу Ча длится от 40 минут до 2 часов. требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Желательно не иметь внешних ограничений по времени, чтобы не отвлекаться от собственного внутреннего мира. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз. Нежной музыке положено услаждать слух. И все вокруг пребывает в гармонии, поскольку в чайном действе участвуют все пять стихий. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания всего чаепития. Удивительным образом его роль и незаметна, и определяющая одновременно, поскольку ведущий чутко ощущает состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону. У каждого мастера Гун-Фу Ча есть свои наработки, свое тонкое умение, свои приемы. Можно сказать, что чай создает атмосферу, а мастер ее шлифует .
Практикум.
Каждый участник китайской церемонии находит в ней что-то свое. Для одних – это способ духовной практики, позволяющий замечать тонкие изменения в окружающем мире и в себе. Для других – возможность успокоиться. Для третьих – просто способ отдохнуть и выпить хорошего чая. Древнекитайский поэт из династии Тан писал, что первая чашка увлажняет его губы и горло, вторая уничтожает одиночество, третья исследует его внутренности, четвертая вызывает легкую испарину, все печали жизни уходят через горы, с пятой чашкой он чувствую себя очищенным, шестая возносит его в царство бессмертия, седьмая ... «Но я уже больше не могу. Я чувствую лишь дыхание прохладного ветра, которое поднимается в моих руках».
Для более полного и насыщенного «взаимодействия с чаем» нужна специальная посуда. Заварку ссыпают в «Чайную коробочку» — ча-хэ. Считается, что она помогает «познакомиться» с чаем участникам церемонии. Для каждого из них на маленький поднос-подставку выставляют композицию из двух чашек - чайную пару: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая - для наслаждения цветом и вкусом чая. А пьют чай из фарфоровых чашек. Большое заблуждение думать, что фарфор китайских чашек очень тонкий. Это не так, ведь чай не должен быстро остывать.
Чайник для кипячения подходит только из белой гуандунской глины. А чайники для заварки делают из пурпурно-фиолетовой глины уезда Исин. Фиолетовая глина приобрела известность как антитоксичный материал уже в наше время, и чайники из этой глины можно купить в магазинах, специализирующихся на продаже элитных сортов китайского чая.
Помимо заварочного чайника используют ча-хай - «море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе. Вся посуда выставляется на чайную доску, чай заваривают кипятком. Вода берется только родниковая. Она ставится на открытый огнь, причем важно точно уловить момент готовности кипятка. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы «дать толчок развития» чаю. Вторую и последующие порции заливают в заварочный чайник по мере того, как его содержимое выпивается. Настой же переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.
Приподняв высокую чашку ее подносят к носу и медленно, внимательно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями.
В последнее время в Китае стало модно заваривать дорогой чай в стеклянных чайниках и пить его из стеклянных чашек. Желтый чай «Серебряные иглы» заваривается очень красиво: иглы встают вертикально и начинают «танцевать» - они тот опускаются, то поднимаются. А если заваривать в стеклянном чайнике «Изумрудные спирали весны», то видно, как они раскрываются.
Елена Степунина
Заблудший чайный лист упал в котелок с кипящей водой, что поставил на огонь сам великий Шэнь Нун. Вкус образовавшегося напитка произвел на правителя Поднебесной столь сильное впечатление, что Шэнь Нун немедленно повелел китайцам использовать чай для утоления жажды и обретения бодрости духа. Он влился в широкие народные массы и уже скоро потек по Великому шелковому пути в Индию, Турцию, Россию. И потянулась «зеленая лента нефрита, благоухающая сильнее, чем орхидеи из-под снега» через таинственную и загадочную Азию в страны Европы.
За тысячелетия существования традиции чаепития в Китае было выработано множество способов приготовления напитка, предназначенных для тех или иных целей. Так появились не только «порядок пития на каждый день», но и изысканные способы для исключительных случаев. Эти изыски, воистину рождающие в человеке возвышенные чувства, на Западе стали называть «церемонией». Слово английского происхождения отразило отношение европейцев к аристократическим ритуалам и внешней дворцовой жизни, с которыми они столкнулись по приезде в Срединную Империю в 17 и 18 веках. Сами же китайцы не употребляют слова «ли» по отношению к чайной традиции, которое можно перевести как «ритуал» и также «закон», поскольку чайная культура допускает вполне вольное (не такое дотошно детализированное, как у японцев) обращение с этим удивительным напитком.
Путь чая — это, скорее, индивидуальная практика поисков внутреннего спокойствия и уверенности, которую можно встретить, к примеру, среди монахов в удаленных горных монастырях. Поэтому сами китайцы не говорят «Чайная церемония». Речь, скорее, идет о разных способах чаепития, то есть о разных способах общения, как с самим чаем, так и с людьми, участвующими в чаепитии. На китайском языке чайное действо звучит как «Гун-Фу Ча». Гун-Фу - «высшее мастерство» или «высшее искусство», а Ча, соответственно, «чай». То есть - «высшее мастерство чаепития» .
Участники китайской церемонии не только наслаждаются четырьмя достоинствами чая – формой листа, цветом настоя, ароматом и вкусом. Как во всякое исключительное действие для особых событий, они вкладывают в свою церемонию имитацию модели всего мирового процесса. Его квинтэссенцию: нет ничего постоянного, кроме самих перемен, поскольку силы Инь и Ян постоянно сменяют друг друга, взаимоопределяя и дополняя друг друга . Символический смысл этого, можно сказать, мистического ритуала, выражен в переворачивании чашечек и вкушении энергий Инь и Ян.
Гун-Фу Ча длится от 40 минут до 2 часов. требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Желательно не иметь внешних ограничений по времени, чтобы не отвлекаться от собственного внутреннего мира. Предметы, окружающие вас во время чаепития, должны быть приятны для глаз. Нежной музыке положено услаждать слух. И все вокруг пребывает в гармонии, поскольку в чайном действе участвуют все пять стихий. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания всего чаепития. Удивительным образом его роль и незаметна, и определяющая одновременно, поскольку ведущий чутко ощущает состояние, создаваемое чаем, и мягко реагирует на любые изменения, не давая участникам уклониться далеко в сторону. У каждого мастера Гун-Фу Ча есть свои наработки, свое тонкое умение, свои приемы. Можно сказать, что чай создает атмосферу, а мастер ее шлифует .
Практикум.
Каждый участник китайской церемонии находит в ней что-то свое. Для одних – это способ духовной практики, позволяющий замечать тонкие изменения в окружающем мире и в себе. Для других – возможность успокоиться. Для третьих – просто способ отдохнуть и выпить хорошего чая. Древнекитайский поэт из династии Тан писал, что первая чашка увлажняет его губы и горло, вторая уничтожает одиночество, третья исследует его внутренности, четвертая вызывает легкую испарину, все печали жизни уходят через горы, с пятой чашкой он чувствую себя очищенным, шестая возносит его в царство бессмертия, седьмая ... «Но я уже больше не могу. Я чувствую лишь дыхание прохладного ветра, которое поднимается в моих руках».
Для более полного и насыщенного «взаимодействия с чаем» нужна специальная посуда. Заварку ссыпают в «Чайную коробочку» — ча-хэ. Считается, что она помогает «познакомиться» с чаем участникам церемонии. Для каждого из них на маленький поднос-подставку выставляют композицию из двух чашек - чайную пару: высокая узкая чашка предназначена для восприятия аромата, а низкая широкая - для наслаждения цветом и вкусом чая. А пьют чай из фарфоровых чашек. Большое заблуждение думать, что фарфор китайских чашек очень тонкий. Это не так, ведь чай не должен быстро остывать.
Чайник для кипячения подходит только из белой гуандунской глины. А чайники для заварки делают из пурпурно-фиолетовой глины уезда Исин. Фиолетовая глина приобрела известность как антитоксичный материал уже в наше время, и чайники из этой глины можно купить в магазинах, специализирующихся на продаже элитных сортов китайского чая.
Помимо заварочного чайника используют ча-хай - «море чая». По форме он напоминает сосуд для молока, используемый во время чаепития в Европе. Вся посуда выставляется на чайную доску, чай заваривают кипятком. Вода берется только родниковая. Она ставится на открытый огнь, причем важно точно уловить момент готовности кипятка. Первую заливку используют для того, чтобы смыть чайную пыль с заварки, смыть аромат предыдущего чая с чашек, для того чтобы «дать толчок развития» чаю. Вторую и последующие порции заливают в заварочный чайник по мере того, как его содержимое выпивается. Настой же переливают в ча-хай. Из этого сосуда чай разливается в высокие чашки, которые тут же накрываются широкими чашечками. Эта конструкция переворачивается и передается участникам чаепития.
Приподняв высокую чашку ее подносят к носу и медленно, внимательно через нее дышат, наслаждаясь ароматом и настраивая свои каналы восприятия. Затем пьют чай, внимательно наблюдая за своими ощущениями.
В последнее время в Китае стало модно заваривать дорогой чай в стеклянных чайниках и пить его из стеклянных чашек. Желтый чай «Серебряные иглы» заваривается очень красиво: иглы встают вертикально и начинают «танцевать» - они тот опускаются, то поднимаются. А если заваривать в стеклянном чайнике «Изумрудные спирали весны», то видно, как они раскрываются.
Елена Степунина
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00