Вице-президент ГНКАР: Азербайджан не готов оплачивать полупустые мощности Nabucco

Среда, 17 ноября 2010 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

- Мы хотим, чтобы ГНКАР участвовала в международной торговле энергоносителями, - заявил в интервью European Energy Review вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Эльшад Насиров. – Уже имеются торговые компании с нашим участием в Женеве, Нигерии, Сингапуре и Вьетнаме, половину торговых объемов которых составляют нефть и нефтепродукты из Азербайджана. Другую половину составляет сырье из третьих стран. Мы, например, торгуем нефтью и ее продуктами из Египта, Туркменистана, Казахстана и других стран.

- Действительно, приобретение вашей компанией крупного НПЗ в Турции, а также активная экспансия в downstream-сектор Грузии и Украины подтверждает, что ГНКАР сегодня-это влиятельная региональная компания. Равнозначно ли это укреплению политического влияния Азербайджана в регионе?

- Мы ищем коммерческой выгоды, но отнюдь не политической. История учит, что для такой маленькой страны, зажатой между Россией и Ираном, как Азербайджан крайне опасно мешать ценности политические и выгоды, получаемые от нефтегазовой индустрии. После восстановления независимости в 1991 году Азербайджан оказался единственной страной между Россией и Ираном, не входящей ни в какие политические блоки и через которую проходит транзит нефти и газа из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Наше деликатное и специфическое положение требует осторожного, разумного поведения, отказа от авантюрных действии, проведения политики с серьезным учетом всех возможных последствий.

- Является ли энергетический фактор средством для обеспечения независимости и безопасности вашей страны?

- Мы в компании ГНКАР не рассматриваем наших соседей как врагов. Мы считаем, что любой наш сосед является ценным звеном нашей энергетической цепочки. У нас совершенно нет никаких резонов не сотрудничать с Россией по энергетическим вопросам. Мы также транспортируем нефть и газ через Россию, несмотря на то, что у нас есть такой значительный транзитный партнер, как Турция, через которую можно выйти прямо к Средиземному морю, или же трубопровод в грузинский порт Супса. Мы не закрыли ни один из существующих трубопроводов, несмотря на то, что иностранные партнеры не раз утверждали, что после постройки трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан магистрали на Новороссийск и на Супсу более не нужны. Поскольку мы внутри континентальная страна, то для Азербайджана чем больше трубопроводов, тем лучше.

- Добыча нефти в Азербайджане близка к пиковой, и новым фактором становится газ. Нынешний уровень добычи газа в Азербайджане составляет приблизительно24 млрд кубометров в год. Этот уровень удвоится после разработки второй фазы месторождения Шах-Дениз?

- Да, в рамках проекта «Шах-Дениз-2» планируется добывать 16,7 млрд кубометров газа в год. Из них 6 млрд будет дополнительно экспортироваться в Турцию. Около 10 млрд кубометров мы готовы направлять через Турцию в ЕС. После того, как будет принято окончательное решение о поставках газа на рынок ЕС, за «Шах-Дениз-2» последует и развитие других месторождений. Так, сейчас обсуждается разработка более глубинных залежей на месторождении Азери-Чираг-Гюнешли, где резервы насчитывают около 500 млрд кубометров газа, а также ряда других месторождений, которые мы разрабатываем собственными силами без участия иностранных партнеров. По месторождению АЧГ мы находимся в данный момент в процессе принятия окончательного инвестиционного решения.

- Переговоры о поставках газа, который должен пойти с «Шах-Дениз-2» уже начались. Как они продвигаются?

- До 31 марта 2011 года мы планируем достичь соглашений со всеми потенциальными покупателями и подписать все необходимые документы по транспортировке газа через Грузию и Турцию. Однако все необходимо делать синхронно и вовремя. В настоящий момент для развития второй фазы Шах-Дениз требуется от 20 до 22 млрд долларов инвестиций. Однако инвесторы не вложат ни цента, если Азербайджан не гарантирует им возмещения расходов. Если мы начнем развитие «Шах-Дениз-2» без трубопроводов, идущих из Турции далее на Запад, то окажемся загнанными в угол жесткой привязанностью к турецкому рынку. Мы сейчас ведем переговоры с потенциальными покупателями из различных экономических кластеров. Некоторые готовы покупать газ через Nabucco, другие - через трубопроводы ITGI или TAP. Мы анализируем и сравниваем предложения покупателей, а также тарифы и логистическую эффективность трех намеченных к прокладке через Турцию трубопроводов ( Nabucco, ITGI и TAPI).

- Можете ли вы сказать, что предпочитаете один из этих трех маршрутов?

- Нет. Азербайджан держит все двери открытыми. Каждый из этих проектов имеет свои сильные и слабые стороны. Мы не разделяем идеи Nabucco о том, что следует направлять наш газ исключительно из Баку в Баумгартен, и требуем от консорциума также и доступа на соседние рынки. Мы не хотим ограничиваться только странами компаний-акционеров Nabucco. С помощью небольшого апгрейда магистрали к ней могут подключиться большинство балканских стран. И эти страны проявляют интерес к небольшим объемам нашего газа. С помощью Nabucco мы можем также снабжать газом Грецию. А если произойдет подвижка с такими небольшими газопроводами, как ITGI, то сможем не ограничиваться только Грецией и Италией. Наш газ также пойдет и в Болгарию, Македонию, Болгарию и Сербию.

- В консорциуме Nabucco утверждают, что этот трубопровод является по многим причинам единственным надежным маршрутом транспортировки для азербайджанского газа. Говорится о том, что это будет настоящий хайвэй на емкий, богатый и прозрачный рынок Европы. Согласитесь, что это звучит очень привлекательно?

- Да, мы оценили это. Вот только представители других трубопроводных проектов говорят то же самое. Азербайджанское государство, компания ГНКАР и наши основные партнеры по месторождению Шах-Денеиз действуют на коммерческих принципах. Для нас важна не геополитика, а соотношение факторов прибыльности и надежности трубопровода, надежность и конкурентность возможного рынка. Именно поэтому мы дали понять всем нашим партнерам, что не готовы оплачивать пустые мощности Nabucco. Мы будем оплачивать исключительно транспортировку наших 10 млрд кубометров, так как если бы Nabucco был заполнен. ЕС поддерживает Nabucco, однако речь не идет о финансовой поддержке на тот случай, если труба будет заполнена лишь наполовину. Кто-то должен взять на себя этот риск, но это очевидно будем не мы. Если мы согласимся платить за полупустую трубу, то Nabucco утратит всяческий стимул к развитию. Если мы будем оплачивать повышенные транзитные тарифы за и без того очень дорогостоящий трубопровод Nabucco, то мы не сможем продать наш газ европейским потребителям по достаточно высоким ценам в случае, если уровень спроса будет оставаться на прежнем уровне. То есть, таким образом все затраты будут компенсированы за счет Азербайджана и…конечного потребителя.

- И как решить этот вопрос?

- Мы должны раз и навсегда договориться по размеру фиксированного транспортного тарифа (с поправками на инфляцию), используемого при загрузке трубы на полную мощность. Мы ожидаем в настоящий момент серьезного предложения от Nabucco по данному вопросу с тем, чтобы сравнить его с подобными предложениями от других наших контрагентов, и решить, какой маршрут окажется оптимальным. Пока что все эти трубопроводы существуют лишь на бумаге. Без наличия соответствующих объемов газа, ни один проект не будет реализован. Как только будет принято решение в пользу одного из проекта, все виды поддержки, в том числе и финансовая, окажутся у него.

- Nabucco требует 10 млрд кубометров газа с «Шах-Дениз-2». Если этот проект не получит желаемого, то его просто не будет, и тогда Азербайджану придется иметь дело с ТАР или же ITGI. Как вы смотрите на такую перспективу?

- Мы гарантируем Nabucco 10 млрд кубометров газа в обмен на согласие по тарифам и принятие окончательного инвестиционного решения. Однако без еще одного источника сырья будущее это проекта остается по-прежнему неопределенным.

- В германской компании (и акционере Nabucco) RWE полагают, что они могут получить газ для Nabucco из Ирака. Что вы на это ответите?

- Наш принцип следующий - Азербайджан готов поставить 10 млрд кубометров газа. Но мы не хотим зависеть только от одного трубопровода. А вдруг союзники уйдут из Ирака? Что если там разразится гражданская война? А если правительство Курдистана так и не договориться с Багдадом? Мы говорим участникам Nabucco - определите тариф. Мы не хотим, чтобы последний зависел от возможностей поставок газа из Ирака или Туркменистана. Если что-то случится в Ираке, почему мы должны за это платить?

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 362
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Февраль 2014: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28