Неподъемный полис
Сельхозпроизводители Юга России понесли значительные убытки в результате летней засухи. Казалось бы, подобные обстоятельства подвигнут их к заключению договоров агрострахования. Однако этого не произошло. Почему – выясняли корреспонденты «РГ».
Субсидии за страховку
Сложная экономическая ситуация, в которой оказались аграрии, пострадавшие от летней засухи, неблагоприятные погодные условия наступившей осени пока не дают поводов для оптимизма. Аграрии Волгоградской области подошли к посевной в критическом состоянии.
Особенно напряженная обстановка сложилась в Заволжье. Проблему дефицита семян там решить не смогли, нехватка посевного материала в шести районах составляет 13,3 тысячи тонн. Но если семена еще можно купить, то влагу в почве взять неоткуда. Из более чем полутора миллиона гектаров паров, подготовленных по области для сева, продуктивная влага есть только на 20 процентах. Поэтому не ведется пока сев в Палласовском и Руднянском районах, в других районах его темпы крайне низки.
Аграрии не хотят рисковать и тратить деньги впустую. Ведь никто не может им гарантировать, что посеянные в сухую землю семена не погибнут в дальнейшем.
Из бюджета Волгоградской области на поддержку сельхозпредприятий выделено 240 миллионов рублей. Разумеется, этого недостаточно. Поэтому из федеральной казны также перечислено более 240 миллионов рублей. Это первый транш бюджетного кредита в размере 1,5 миллиарда рублей, выделенного из госказны на поддержку волгоградских земледельцев. Вскоре должны поступить еще 192 миллиона, которые будут предоставлены в виде безвозмездных субсидий.
Государство, поддерживая аграриев, стремится заложить основу механизма, который бы позволил им в дальнейшем научиться страховать свои риски. Ведь система агрострахования в регионе развита слабо.
– В прошлом году в Волгоградской области было застраховано лишь 16 процентов посевов озимых, – комментирует ситуацию заместитель председателя областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Виталий Цепляев. – Сколько застрахуют в 2010 году, станет известно, когда закончится посевная. Предполагаем, что число обратившихся в страховые компании резко возрастет. Нынешний год селян многому научил.
Чтобы стимулировать интерес к агрострахованию, власти намерены прибегнуть к помощи законодательства. В ближайшее время планируется принять закон о сельскохозяйственном страховании, согласно которому господдержка будет оказываться только тем, кто застраховал свои риски.
Тем временем в администрации Волгоградской области также решили оказать финансовую поддержку «продвинутым» аграриям. Принято постановление, предусматривающее увеличение на 10 процентов размера субсидий тем, кто уже работает со страховщиками.
Много и сразу
В Калмыкии осенний сев начали на две недели позже, опять же из-за того, что нет дождей. В республике даже посевные площади уменьшили, чтобы не рисковать. Вопрос агрострахования урожая в РК тоже стоит очень остро. На этом рынке активно работают три страховые компании. Однако развитие агрострахования в республике, как и в других региона юга страны, сталкивается с целым рядом проблем.
Дело в том, что страховать приходится всю площадь посевов целиком. Поэтому аграриям необходимо сразу вносить большой страховой взнос. Момент страхования совпадает с началом полевых работ, для чего требуются значительные средства на ГСМ. Появляются и другие расходы.
– У многих селян просто нет средств для уплаты страхового взноса, – говорит представитель Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства в РК Александр Болтыров. – Это серьезно тормозит продвижение услуг агрострахования в республике.
Другая сложность – несвоевременное получение субсидий, предоставляемых в рамках госпрограммы. Сама процедура сбора документа, справок для получения страховки занимает очень большое время.
Некоторые специалисты сомневаются, что аграрии добровольно станут страховать урожай. Наоборот, именно на страховании они постараются сэкономить. Представители страховых компаний отмечают, что природные неурядицы случаются каждый год и, несмотря на это, уровень выплат в агростраховании остается ниже объема собираемых премий.
Чтобы сделать этот вид финансовых услуг более доступным, представители бизнес-сообщества предлагают изменить систему государственной поддержки фермерских хозяйств, пострадавших от природных катаклизмов. Например, оказывать бюджетную поддержку не на этапе заключения договоров, а на этапе страховых выплат. В случае убытков государство будет компенсировать только ту их часть, которая превышает объем страховой выплаты. Сокращение объемов страхового покрытия приведет к снижению тарифов, утверждают в Национальном союзе агростраховщиков.
Вопрос доверия
В Ростовской области, несмотря на то что она находится в зоне рискованного земледелия, объемы страхования посевов за последние несколько лет снизились в разы.
– Если в 2008 году у нас было застраховано 11 процентов площадей, то в прошлом – всего 7,9 процента, – констатирует главный специалист отдела финансирования АПК министерства сельского хозяйства Ростовской области Татьяны Федоренко. – По итогам нынешнего года ситуация, скорее всего, изменится мало. Общая тенденция характеризуется не увеличением застрахованных площадей, а наоборот – уменьшением.
Необходимость в страховании посевов есть – этот факт аграрии признают безоговорочно. Только так можно свести к минимуму риск возможных неурожаев. Но обращаются в страховые компании по-прежнему немногие. В основном, это крупные хозяйства, у которых хорошая прибыль и есть деньги на страхование.
– Между селянами и страховщиками нет доверия, – считает заместитель главы Сальского района, начальник управления сельского хозяйства Анатолий Скубин. – Единственное, что агрария может вынудить застраховать посевы, – это необходимость получить в банке кредит под урожай. Его дают только при этом условии. Главные претензии аграриев к страховщикам – кабальные условия и непрозрачность расчетов.
Для решения возникшей проблемы аграрии предложили создать комиссию при участии всех заинтересованных сторон, которая бы разработала проект страхового договора, устраивающего не только самих страховщиков, но и селян. Увы, эта идея не нашла поддержки.
Овощевод Виктор Ким на своем опыте убедился, что получить страховку за погибший урожай очень сложно.
– Три года назад мы застраховали маленький посев луковых полей, – рассказывает он. – Сделали это вовремя, так как были сильные дожди и урожай пропал. Так вот, страховой выплаты пришлось добиваться с боем, через суд.
У страховщиков свои аргументы:
– Сначала сельхозпроизводители обращаются в компании, которые предлагают свои услуги за смешные проценты, а потом жалуются. Но это же понятно, что страхование под один процент не может гарантировать никаких выплат, – замечает Сергей Колыванов, директор ростовского филиала одной из страховых компаний.
Председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин считает, что агрострахованием вообще должны заниматься только крупные игроки, имеющие большую «зону покрытия».
– Сегодня на рынке этого вида финансовых услуг много мелких компаний, которые при наступлении страхового случая просто не в состоянии возместить аграрию его потери, так как это грозит ей разорением, – говорит он. – Поэтому такие фирмы делают все, чтобы не выплачивать страховые премии. Крупные страховые компании за счет больших оборотов имеют возможность выполнять свои обязательства перед клиентами.
Пока развитие агрострахования на юге страны движется с большим трудом, и договариваться о нормальной работе у сельхозпроизводителей и страховщиков не получается. Впрочем, специалисты уверены, что ситуация изменится – этому способствуют погодные катаклизмы, из-за которых уже не первый год страдают южнороссийские крестьяне.
Комментарий
Александр Манаков, министр сельского хозяйства Ставропольского края:
– Агрострахование – один из гарантов стабильности развития агропромышленного комплекса, и сельхозпроизводителям необходимо повышать свою правовую культуру в области страхования, изучать работу страховых компаний и всесторонне использовать страхование рисков в сельскохозяйственном производстве. Страхование позволяет компенсировать ущерб, причиненный сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие гибели урожая от неблагоприятных погодных условий, за счет выплат страхового возмещения страховыми компаниями.
Алексей Спиридонов, член Национального союза агростраховщиков:
– В России инструмент страхования урожая не развит. По официальным данным, в стране застраховано около 10 процентов посевных площадей. В действительности ситуация еще хуже, если принимать во внимание получившее широкое распространение фиктивное страхование. Застрахованных хозяйств в регионах – единицы.
Такое положение объясняется отсутствием у сельхозпроизводителей стимулов страховать свои риски. При существующей практике компенсации ущерба из бюджетов разных уровней или пролонгации кредитных и лизинговых платежей пострадавшим хозяйствам, аграрии просто не видят смысла в покупке страхового полиса.
Целесообразно ввести практику вмененного страхования, когда доступ к бюджетным или льготным кредитным ресурсам предоставляется только тем сельхозпроизводителям, которые застраховали свои риски. Это дало бы мощный импульс развитию культуры страхования урожая в России. Вмененное страхование применяется во многих странах, и, как показывает их опыт, оно способствует более рациональному расходованию бюджетных средств. >Российская газета (Юг России) Безменов А.; Кривошапко Ю.; Муравьев А.
Субсидии за страховку
Сложная экономическая ситуация, в которой оказались аграрии, пострадавшие от летней засухи, неблагоприятные погодные условия наступившей осени пока не дают поводов для оптимизма. Аграрии Волгоградской области подошли к посевной в критическом состоянии.
Особенно напряженная обстановка сложилась в Заволжье. Проблему дефицита семян там решить не смогли, нехватка посевного материала в шести районах составляет 13,3 тысячи тонн. Но если семена еще можно купить, то влагу в почве взять неоткуда. Из более чем полутора миллиона гектаров паров, подготовленных по области для сева, продуктивная влага есть только на 20 процентах. Поэтому не ведется пока сев в Палласовском и Руднянском районах, в других районах его темпы крайне низки.
Аграрии не хотят рисковать и тратить деньги впустую. Ведь никто не может им гарантировать, что посеянные в сухую землю семена не погибнут в дальнейшем.
Из бюджета Волгоградской области на поддержку сельхозпредприятий выделено 240 миллионов рублей. Разумеется, этого недостаточно. Поэтому из федеральной казны также перечислено более 240 миллионов рублей. Это первый транш бюджетного кредита в размере 1,5 миллиарда рублей, выделенного из госказны на поддержку волгоградских земледельцев. Вскоре должны поступить еще 192 миллиона, которые будут предоставлены в виде безвозмездных субсидий.
Государство, поддерживая аграриев, стремится заложить основу механизма, который бы позволил им в дальнейшем научиться страховать свои риски. Ведь система агрострахования в регионе развита слабо.
– В прошлом году в Волгоградской области было застраховано лишь 16 процентов посевов озимых, – комментирует ситуацию заместитель председателя областного комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Виталий Цепляев. – Сколько застрахуют в 2010 году, станет известно, когда закончится посевная. Предполагаем, что число обратившихся в страховые компании резко возрастет. Нынешний год селян многому научил.
Чтобы стимулировать интерес к агрострахованию, власти намерены прибегнуть к помощи законодательства. В ближайшее время планируется принять закон о сельскохозяйственном страховании, согласно которому господдержка будет оказываться только тем, кто застраховал свои риски.
Тем временем в администрации Волгоградской области также решили оказать финансовую поддержку «продвинутым» аграриям. Принято постановление, предусматривающее увеличение на 10 процентов размера субсидий тем, кто уже работает со страховщиками.
Много и сразу
В Калмыкии осенний сев начали на две недели позже, опять же из-за того, что нет дождей. В республике даже посевные площади уменьшили, чтобы не рисковать. Вопрос агрострахования урожая в РК тоже стоит очень остро. На этом рынке активно работают три страховые компании. Однако развитие агрострахования в республике, как и в других региона юга страны, сталкивается с целым рядом проблем.
Дело в том, что страховать приходится всю площадь посевов целиком. Поэтому аграриям необходимо сразу вносить большой страховой взнос. Момент страхования совпадает с началом полевых работ, для чего требуются значительные средства на ГСМ. Появляются и другие расходы.
– У многих селян просто нет средств для уплаты страхового взноса, – говорит представитель Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства в РК Александр Болтыров. – Это серьезно тормозит продвижение услуг агрострахования в республике.
Другая сложность – несвоевременное получение субсидий, предоставляемых в рамках госпрограммы. Сама процедура сбора документа, справок для получения страховки занимает очень большое время.
Некоторые специалисты сомневаются, что аграрии добровольно станут страховать урожай. Наоборот, именно на страховании они постараются сэкономить. Представители страховых компаний отмечают, что природные неурядицы случаются каждый год и, несмотря на это, уровень выплат в агростраховании остается ниже объема собираемых премий.
Чтобы сделать этот вид финансовых услуг более доступным, представители бизнес-сообщества предлагают изменить систему государственной поддержки фермерских хозяйств, пострадавших от природных катаклизмов. Например, оказывать бюджетную поддержку не на этапе заключения договоров, а на этапе страховых выплат. В случае убытков государство будет компенсировать только ту их часть, которая превышает объем страховой выплаты. Сокращение объемов страхового покрытия приведет к снижению тарифов, утверждают в Национальном союзе агростраховщиков.
Вопрос доверия
В Ростовской области, несмотря на то что она находится в зоне рискованного земледелия, объемы страхования посевов за последние несколько лет снизились в разы.
– Если в 2008 году у нас было застраховано 11 процентов площадей, то в прошлом – всего 7,9 процента, – констатирует главный специалист отдела финансирования АПК министерства сельского хозяйства Ростовской области Татьяны Федоренко. – По итогам нынешнего года ситуация, скорее всего, изменится мало. Общая тенденция характеризуется не увеличением застрахованных площадей, а наоборот – уменьшением.
Необходимость в страховании посевов есть – этот факт аграрии признают безоговорочно. Только так можно свести к минимуму риск возможных неурожаев. Но обращаются в страховые компании по-прежнему немногие. В основном, это крупные хозяйства, у которых хорошая прибыль и есть деньги на страхование.
– Между селянами и страховщиками нет доверия, – считает заместитель главы Сальского района, начальник управления сельского хозяйства Анатолий Скубин. – Единственное, что агрария может вынудить застраховать посевы, – это необходимость получить в банке кредит под урожай. Его дают только при этом условии. Главные претензии аграриев к страховщикам – кабальные условия и непрозрачность расчетов.
Для решения возникшей проблемы аграрии предложили создать комиссию при участии всех заинтересованных сторон, которая бы разработала проект страхового договора, устраивающего не только самих страховщиков, но и селян. Увы, эта идея не нашла поддержки.
Овощевод Виктор Ким на своем опыте убедился, что получить страховку за погибший урожай очень сложно.
– Три года назад мы застраховали маленький посев луковых полей, – рассказывает он. – Сделали это вовремя, так как были сильные дожди и урожай пропал. Так вот, страховой выплаты пришлось добиваться с боем, через суд.
У страховщиков свои аргументы:
– Сначала сельхозпроизводители обращаются в компании, которые предлагают свои услуги за смешные проценты, а потом жалуются. Но это же понятно, что страхование под один процент не может гарантировать никаких выплат, – замечает Сергей Колыванов, директор ростовского филиала одной из страховых компаний.
Председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин считает, что агрострахованием вообще должны заниматься только крупные игроки, имеющие большую «зону покрытия».
– Сегодня на рынке этого вида финансовых услуг много мелких компаний, которые при наступлении страхового случая просто не в состоянии возместить аграрию его потери, так как это грозит ей разорением, – говорит он. – Поэтому такие фирмы делают все, чтобы не выплачивать страховые премии. Крупные страховые компании за счет больших оборотов имеют возможность выполнять свои обязательства перед клиентами.
Пока развитие агрострахования на юге страны движется с большим трудом, и договариваться о нормальной работе у сельхозпроизводителей и страховщиков не получается. Впрочем, специалисты уверены, что ситуация изменится – этому способствуют погодные катаклизмы, из-за которых уже не первый год страдают южнороссийские крестьяне.
Комментарий
Александр Манаков, министр сельского хозяйства Ставропольского края:
– Агрострахование – один из гарантов стабильности развития агропромышленного комплекса, и сельхозпроизводителям необходимо повышать свою правовую культуру в области страхования, изучать работу страховых компаний и всесторонне использовать страхование рисков в сельскохозяйственном производстве. Страхование позволяет компенсировать ущерб, причиненный сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие гибели урожая от неблагоприятных погодных условий, за счет выплат страхового возмещения страховыми компаниями.
Алексей Спиридонов, член Национального союза агростраховщиков:
– В России инструмент страхования урожая не развит. По официальным данным, в стране застраховано около 10 процентов посевных площадей. В действительности ситуация еще хуже, если принимать во внимание получившее широкое распространение фиктивное страхование. Застрахованных хозяйств в регионах – единицы.
Такое положение объясняется отсутствием у сельхозпроизводителей стимулов страховать свои риски. При существующей практике компенсации ущерба из бюджетов разных уровней или пролонгации кредитных и лизинговых платежей пострадавшим хозяйствам, аграрии просто не видят смысла в покупке страхового полиса.
Целесообразно ввести практику вмененного страхования, когда доступ к бюджетным или льготным кредитным ресурсам предоставляется только тем сельхозпроизводителям, которые застраховали свои риски. Это дало бы мощный импульс развитию культуры страхования урожая в России. Вмененное страхование применяется во многих странах, и, как показывает их опыт, оно способствует более рациональному расходованию бюджетных средств. >Российская газета (Юг России) Безменов А.; Кривошапко Ю.; Муравьев А.
Ещё новости по теме:
07:00