Комментарий. Почему у «Росагролизинга» нет денег на закупку техники.
На 20 апреля намечен отчет Правительства России о деятельности за 2009 год. Как и в прошлом году, премьер-министр Владимир Путин выступит перед депутатами нижней палаты Федерального собрания и ответит на их вопросы. Опыт показывает, что думцев особенно интересуют планы кабинета министров на текущий и последующие годы. Можно также предположить, что главе Правительства будет задан вопрос и о ближайшем будущем аграрного лизинга в стране.
Об этом лишний раз говорит дискуссия на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам, которая состоялась 15 апреля. Тема разговора - проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного лизинга. Причем, депутаты больше говорили о проблемах, поскольку перспективы ведущей лизинговой компании страны - ОАО «Росагролизинг» довольно туманны.
С одной стороны, у созданной девять лет назад организации есть, чем отчитаться. По исследованию ассоциации «Рослизинг», в 2009 году ОАО «Росагролизинг» заняла среди 73 лизинговых компаний страны второе место по объему заключенных сделок (более 35 млрд рублей) и первое место по величине лизингового портфеля – свыше 84 млрд рублей. В прошлом году объем рынка лизинга сельхозтехники и племенного скота вырос на 22% по сравнению с 2008 годом и составил 25,3 млрд рублей.
За год Росагролизингом закуплено для последующей передачи лизингополучателями 15734 единицы сельскохозяйственной и автомобильной техники на сумму 23,6 млрд рублей. В том числе приобретено 6160 тракторов, 2040 комбайнов, 5082 автомобилей, 36 тыс. голов племенного скота КРС и животноводческое оборудование на сумму 3 млрд рублей.
В то же время, подчеркнул, открывая заседание, председатель аграрного комитета Думы Валентин Денисов, в регионах депутатам приходится выслушивать серьезные претензии к ОАО «Росагролизинг». По сообщениям с мест, в 2010 году «фактически сорваны лизинговые поставки сельхозтехники, животноводческого оборудования, племенного поголовья». Многие сельские товаропроизводители просто не могут воспользоваться лизингом – в том числе и из-за его высокой стоимости, недостаточно активной работы региональных операторов компании. Разве не может не возмущать тот факт, что, как отмечается в материалах заседания, с начала 2010 года ОАО «Росагролизинг» поставил в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям всего «313 тракторов, 152 зерноуборочных комбайна, 4 кормоуборочных комбайна, 196 единиц комплексов машин и 350 единиц автомобильной техники».
На всю Россию!
А ведь сейчас в регионах стоят на хранении, как сообщил заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг» Андрей Григоращенко, порядка 7 тысяч единиц техники. В их числе 3080 тракторов, 860 комбайнов, 2 тысячи автомобилей. Можно согласиться с репликой одного из участников заседания, что «этих машин, по делу, и для одной-то области недостаточно». Но не забудем, что на хранении находится то, что приобретено на 25 млрд рублей, выделенных бюджетом на пополнение капитала «Росагролизинга» в прошлом кризисном году. А не выкупают ее крестьяне по причине отсутствия денежных средств…
Это к вопросу об эффективности использования бюджетных денег.
К тому же, по данным депутата Геннадия Кулика, каждый месяц приходится платить за хранение трактора более 90 руб., комбайна 120 рублей. Но не это, конечно, главное. Техника на селе безнадежно стареет. Даже то, что закуплено 3 – 5 лет назад, заметно поизносилось и физически и морально. Если не наладим четкую работу агролизинга сейчас, то в ближайшем будущем окажемся перед очень большой проблемой, предупреждает Валентин Денисов.
Под угрозой ведь выполнение других отраслевых программ, связанных с производством продукции птицеводства, скотоводства, свиноводства, свекловодства, добавили депутаты. Там тоже многое зависит от поставок техники и оборудования. И уже сейчас есть отказы в поставке оборудования для оснащения семейных молочных ферм, о программе развития которых много говорилось на самом высоком уровне.
А возможности ОАО «Росагролизинг» в этом году резко ограничены. В 2010 году бюджет компании формируется исходя только из лизинговых платежей, сказал на заседании представитель ОАО «Росагролизинг». Со стороны правительства какого-то дополнительного инвестирования в основной капитал не ожидается. Денег хватит только на доставку 30 тыс. голов скота и поставку оборудования для модернизации 65 тысяч скотомест. Новые закупки сельхозтехники пока не планируются – для них нет источников, заключил зам руководителя компании.
«Я понял так, что мы технику по лизингу не получим», резюмировал зам руководителя бюджетного комитета Госдумы Геннадий Кулик.
Очень похоже на то. И вряд ли в данном случае всю вину надо возлагать на руководство «Росагролизинга». А разве те, кто принимал бюджет, не знали о низкой платежеспособности основной массы сельских товаропроизводителей? Разве не догадывались, что государственная лизинговая компания – с большей или меньшей долей профессионализма – пока что может действовать лишь при условии постоянного пополнения капитала из бюджета? Привлекать деньги «со свободного рынка», как это делают в «Россельхозбанке», специалисты «Росагролизинга» или не умеют, или не хотят – на заседании четкого ответа на этот вопрос не прозвучало.
Высказывалось и еще одно сомнение: а правильный ли путь был выбран в 2001 году, когда была создана одна государственная лизинговая компания, а не несколько конкурирующих между собой лизинговых фирм. И он остался без ответа.
Решение о создании государственного монополиста в области поставок техники на село уже тогда с большим неодобрением воспринималось многими аграрными экономистами и аналитиками. Законы рынка доказали давно всему миру, что любой монополизм, - искусственно созданный либо естественный – природно-климатического ли, историко-социального порядка – это просто плохо для экономики, поскольку препятствует конкуренции. А без нее какого-то развития ждать не приходится.
Практики же указывали еще на одно весьма серьезное обстоятельство.
Лизинговая госмонополия создавалась на абсолютно пустом месте. То есть логистики в регионах – складов, баз хранения с подъездными путями у «Росагролизинга» не предвиделось. Поэтому схема аграрного лизинга, изобретенная в нашей стране, автоматически предполагала наличие на местах неких организаций, которые такое добро имели. То есть идея появления посреднических структур между поставщиком и получателем техники, а значит – удорожания тракторов, комбайнов и культиваторов для покупателей, - была заложена с самого начала работы головной аграрной лизинговой компании.
При этом не понятно, почему сотни контролирующих, проверявших и проверяющих структур до сих пор пытаются применить к ее деятельности требования, которым должны соответствовать то госучреждения, то коммерческие организации. А ведь это – абсолютный логический нонсенс.
Впрочем, таково отечественное законодательство, которое в нашей бюрократической стране священнее, чем коровы в Индии. Так что не ясно никому - закон ли у нас создается для удобства России и россиян или наоборот – все мы сделаны для удобства закона.
Предыдущая сентенция потребовалась авторам комментария, чтобы объяснить, почему при создании схемы снабжения техникой аграрной отрасли с участием и некоей помощью от государства ее задумщики решили не использовать налаженную и разветвленную, а главное - действующую сеть «Росагроснаба». Штука в том, что эта структура представляла и представляет собою до сих пор акционерное общество, в котором государство не владеет всеми акциями. Частично эта компания через организации крестьян им и принадлежит. Но по российскому Бюджетному кодексу помощь из федерального бюджета таким компаниям оказана быть не может. А когда негосударственным акционерам предложили расстаться с акциями, они попросили за них рыночную цену.
На это, естественно, Минфин пойти, ну никак не мог, ведь для этого потребовалось бы вносить поправки в Бюджетный кодекс.
А далее читатель уже знает…
Так что через десять лет после того, как было принято абсолютно нелогичное, ни экономикой, ни практикой не обоснованное решение, логический круг реальных экономических событий замкнулся.
Ну, а контролерам и проверяющим хотелось бы сказать: кто бы и как ни руководил бы «Росагролизингом», результат был обусловлен заранее законами. Но не теми, что придумывают российские политики, а объективными законами развития экономики. А уж они-то, напомним тем, кто не очень хорошо помнит классику, - всегда объективны…
В конечном итоге депутаты на слушаниях приняли к сведению сообщение представителя ОАО «Росагролизинг». Выдвигалось предложение – с учетом важности проблемы - вынести рассмотрение вопроса на парламентские слушания или заседание Госдумы. Но пока решили создать депутатскую рабочую группу, которая в ближайшее время подготовит предложения по разрешению сложившейся ситуации вокруг сельскохозяйственного лизинга.
Интересно, а что ответит премьер-министр, если ему зададут вопрос об аграрном лизинге?
Об этом лишний раз говорит дискуссия на заседании Комитета Госдумы по аграрным вопросам, которая состоялась 15 апреля. Тема разговора - проблемы и перспективы развития сельскохозяйственного лизинга. Причем, депутаты больше говорили о проблемах, поскольку перспективы ведущей лизинговой компании страны - ОАО «Росагролизинг» довольно туманны.
С одной стороны, у созданной девять лет назад организации есть, чем отчитаться. По исследованию ассоциации «Рослизинг», в 2009 году ОАО «Росагролизинг» заняла среди 73 лизинговых компаний страны второе место по объему заключенных сделок (более 35 млрд рублей) и первое место по величине лизингового портфеля – свыше 84 млрд рублей. В прошлом году объем рынка лизинга сельхозтехники и племенного скота вырос на 22% по сравнению с 2008 годом и составил 25,3 млрд рублей.
За год Росагролизингом закуплено для последующей передачи лизингополучателями 15734 единицы сельскохозяйственной и автомобильной техники на сумму 23,6 млрд рублей. В том числе приобретено 6160 тракторов, 2040 комбайнов, 5082 автомобилей, 36 тыс. голов племенного скота КРС и животноводческое оборудование на сумму 3 млрд рублей.
В то же время, подчеркнул, открывая заседание, председатель аграрного комитета Думы Валентин Денисов, в регионах депутатам приходится выслушивать серьезные претензии к ОАО «Росагролизинг». По сообщениям с мест, в 2010 году «фактически сорваны лизинговые поставки сельхозтехники, животноводческого оборудования, племенного поголовья». Многие сельские товаропроизводители просто не могут воспользоваться лизингом – в том числе и из-за его высокой стоимости, недостаточно активной работы региональных операторов компании. Разве не может не возмущать тот факт, что, как отмечается в материалах заседания, с начала 2010 года ОАО «Росагролизинг» поставил в лизинг сельскохозяйственным товаропроизводителям всего «313 тракторов, 152 зерноуборочных комбайна, 4 кормоуборочных комбайна, 196 единиц комплексов машин и 350 единиц автомобильной техники».
На всю Россию!
А ведь сейчас в регионах стоят на хранении, как сообщил заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг» Андрей Григоращенко, порядка 7 тысяч единиц техники. В их числе 3080 тракторов, 860 комбайнов, 2 тысячи автомобилей. Можно согласиться с репликой одного из участников заседания, что «этих машин, по делу, и для одной-то области недостаточно». Но не забудем, что на хранении находится то, что приобретено на 25 млрд рублей, выделенных бюджетом на пополнение капитала «Росагролизинга» в прошлом кризисном году. А не выкупают ее крестьяне по причине отсутствия денежных средств…
Это к вопросу об эффективности использования бюджетных денег.
К тому же, по данным депутата Геннадия Кулика, каждый месяц приходится платить за хранение трактора более 90 руб., комбайна 120 рублей. Но не это, конечно, главное. Техника на селе безнадежно стареет. Даже то, что закуплено 3 – 5 лет назад, заметно поизносилось и физически и морально. Если не наладим четкую работу агролизинга сейчас, то в ближайшем будущем окажемся перед очень большой проблемой, предупреждает Валентин Денисов.
Под угрозой ведь выполнение других отраслевых программ, связанных с производством продукции птицеводства, скотоводства, свиноводства, свекловодства, добавили депутаты. Там тоже многое зависит от поставок техники и оборудования. И уже сейчас есть отказы в поставке оборудования для оснащения семейных молочных ферм, о программе развития которых много говорилось на самом высоком уровне.
А возможности ОАО «Росагролизинг» в этом году резко ограничены. В 2010 году бюджет компании формируется исходя только из лизинговых платежей, сказал на заседании представитель ОАО «Росагролизинг». Со стороны правительства какого-то дополнительного инвестирования в основной капитал не ожидается. Денег хватит только на доставку 30 тыс. голов скота и поставку оборудования для модернизации 65 тысяч скотомест. Новые закупки сельхозтехники пока не планируются – для них нет источников, заключил зам руководителя компании.
«Я понял так, что мы технику по лизингу не получим», резюмировал зам руководителя бюджетного комитета Госдумы Геннадий Кулик.
Очень похоже на то. И вряд ли в данном случае всю вину надо возлагать на руководство «Росагролизинга». А разве те, кто принимал бюджет, не знали о низкой платежеспособности основной массы сельских товаропроизводителей? Разве не догадывались, что государственная лизинговая компания – с большей или меньшей долей профессионализма – пока что может действовать лишь при условии постоянного пополнения капитала из бюджета? Привлекать деньги «со свободного рынка», как это делают в «Россельхозбанке», специалисты «Росагролизинга» или не умеют, или не хотят – на заседании четкого ответа на этот вопрос не прозвучало.
Высказывалось и еще одно сомнение: а правильный ли путь был выбран в 2001 году, когда была создана одна государственная лизинговая компания, а не несколько конкурирующих между собой лизинговых фирм. И он остался без ответа.
Решение о создании государственного монополиста в области поставок техники на село уже тогда с большим неодобрением воспринималось многими аграрными экономистами и аналитиками. Законы рынка доказали давно всему миру, что любой монополизм, - искусственно созданный либо естественный – природно-климатического ли, историко-социального порядка – это просто плохо для экономики, поскольку препятствует конкуренции. А без нее какого-то развития ждать не приходится.
Практики же указывали еще на одно весьма серьезное обстоятельство.
Лизинговая госмонополия создавалась на абсолютно пустом месте. То есть логистики в регионах – складов, баз хранения с подъездными путями у «Росагролизинга» не предвиделось. Поэтому схема аграрного лизинга, изобретенная в нашей стране, автоматически предполагала наличие на местах неких организаций, которые такое добро имели. То есть идея появления посреднических структур между поставщиком и получателем техники, а значит – удорожания тракторов, комбайнов и культиваторов для покупателей, - была заложена с самого начала работы головной аграрной лизинговой компании.
При этом не понятно, почему сотни контролирующих, проверявших и проверяющих структур до сих пор пытаются применить к ее деятельности требования, которым должны соответствовать то госучреждения, то коммерческие организации. А ведь это – абсолютный логический нонсенс.
Впрочем, таково отечественное законодательство, которое в нашей бюрократической стране священнее, чем коровы в Индии. Так что не ясно никому - закон ли у нас создается для удобства России и россиян или наоборот – все мы сделаны для удобства закона.
Предыдущая сентенция потребовалась авторам комментария, чтобы объяснить, почему при создании схемы снабжения техникой аграрной отрасли с участием и некоей помощью от государства ее задумщики решили не использовать налаженную и разветвленную, а главное - действующую сеть «Росагроснаба». Штука в том, что эта структура представляла и представляет собою до сих пор акционерное общество, в котором государство не владеет всеми акциями. Частично эта компания через организации крестьян им и принадлежит. Но по российскому Бюджетному кодексу помощь из федерального бюджета таким компаниям оказана быть не может. А когда негосударственным акционерам предложили расстаться с акциями, они попросили за них рыночную цену.
На это, естественно, Минфин пойти, ну никак не мог, ведь для этого потребовалось бы вносить поправки в Бюджетный кодекс.
А далее читатель уже знает…
Так что через десять лет после того, как было принято абсолютно нелогичное, ни экономикой, ни практикой не обоснованное решение, логический круг реальных экономических событий замкнулся.
Ну, а контролерам и проверяющим хотелось бы сказать: кто бы и как ни руководил бы «Росагролизингом», результат был обусловлен заранее законами. Но не теми, что придумывают российские политики, а объективными законами развития экономики. А уж они-то, напомним тем, кто не очень хорошо помнит классику, - всегда объективны…
В конечном итоге депутаты на слушаниях приняли к сведению сообщение представителя ОАО «Росагролизинг». Выдвигалось предложение – с учетом важности проблемы - вынести рассмотрение вопроса на парламентские слушания или заседание Госдумы. Но пока решили создать депутатскую рабочую группу, которая в ближайшее время подготовит предложения по разрешению сложившейся ситуации вокруг сельскохозяйственного лизинга.
Интересно, а что ответит премьер-министр, если ему зададут вопрос об аграрном лизинге?
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00