Казахстан отказывается от планов строить НПЗ в Джейхане

Четверг, 19 ноября 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Громадье планов в отечественной "нефтянке", внешние заимствования на многие важные нефтегазовые проекты, а также мировой финансовый кризис заставили нашу республику отказаться от одного очень выгодного контракта – строительства НПЗ в турецком порту Джейхан.

Свято место пусто не бывает

Не так давно российские СМИ со ссылкой на главу Минэнерго РФ Сергея Шматко распространили сообщение о том, что Россия и Турция договорились о совместном строительстве нефтеперерабатывающего завода в турецком порту Джейхан.

"Мы хотим построить НПЗ, чтобы совместно торговать нефтепродуктами", – сказал Шматко о цели такого объединения усилий.

Однако этому решению предшествовало еще одно. Две недели назад в итальянском Милане было подписано соглашение, согласно которому три российские компании: "Роснефть", "Транснефть" и "Совкомфлот" наряду с турецкой группой "Чалык" (Calik) и итальянской Eni примут участие в строительстве и эксплуатации нефтепровода Самсун–Джейхан, а также в транспортировке, переработке и совместном сбыте нефтепродуктов. Интерес к этому проекту проявил российский "ЛУКОЙЛ".

Поясним, новый нефтепровод Самсун–Джейхан планируется проложить от турецкого черноморского города Самсун до средиземноморского порта Джейхан. Рассчитанный на транспортировку в год 60–70 миллионов тонн "черного золота", он позволит поставлять нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы.

Сегодня мало кто знает, что четыре года назад планы по строительству НПЗ в Джейхане вынашивал и Казахстан. Наша республика была в числе первых, кто решил реализовать этот проект. Специалисты нацкомпании "КазМунайГаз" в то время вели переговоры с потенциальными партнерами.

Средиземноморский хаб

Планируемый НПЗ в Джейхане обещает стать крупным хабом на Средиземноморье по доставке нефти и узловой точкой нескольких мегапроектов. Как сказал в интервью корреспонденту "Литера" один из казахстанских нефтяников, занимавшийся данным проектом, именно в Джейхане складывается самая выгодная "экономика". "Во-первых, удачное месторасположение порта Джейхан", – сказал собеседник.

Он напомнил, что сейчас нефть в порт Джейхан доставляется по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), проектная мощность которого, как известно, 50 млн тонн в год. В планах правительства Турции – строительство по ее территории еще одного трубопровода Самсун–Джейхан проектной мощностью 60–70 млн тонн нефти в год.

Кроме того, не исключено, что в скором времени сюда будет нести нефть и трубопровод из Ирана Киркук–Джейхан, мощность которого 70 млн тонн в год.

"В перспективе в районе порта Джейхан сойдутся три серьезных артерии, которые в совокупности принесут сюда до 170 млн тонн нефти. Это больше, чем в крупнейшем порту мира Роттердаме, который принимает сегодня около 150 млн тонн "черного золота", – сказал источник.

Кроме того, по его информации, порт Джейхан расположен в очень благодатном для такого бизнеса месте: здесь 365 дней в году – солнечные и без ветра. В-третьих, наличие перспективного рынка сбыта. Это, в первую очередь, сама Турция. В настоящее время страна имеет дефицит нефтеперерабатывающих мощностей. Так, сегодня ее потребности в нефтепродуктах составляют 32 млн тонн.

"В идеале здесь должно концентрироваться до 177 млн тонн нефти в год, и не иметь там НПЗ было бы неразумно. Этот завод имеет право на жизнь", – резюмировал казахстанский нефтяник.

Поэтому четыре года назад джейханский проект стал активно продвигаться казахстанской стороной. Был создан консорциум, куда вошли АО "НК "КазМунайГаз", индийская компания Oil India, турецкая Calik Enerji и чуть позже к ним присоединилась итальянская Eni.

Желание Eni войти в турецко-казахстанско-индийский альянс, по мнению нефтяников, было вполне оправдано. Как известно, Eni является одним из участников международного консорциума в Казахстане в проекте освоения Кашагана. Кроме того, именно итальянцы выступали инициаторами строительства трубопровода Самсун–Джейхан, который в Европе идет под названием "Трансанатолийский". А он рассчитан именно на кашаганскую нефть.

Через трудности – к НПЗ

Однако при всей выгодности проекта предварительный этап переговоров оказался очень нелегким. Первым препятствием на пути к реализации данного проекта стал земельный вопрос. Как только идея строительства НПЗ в этом пустынном местечке под названием Джейхан стала обретать реальные очертания, тут же нашлись предприимчивые бизнесмены, которые выкупили здесь землю, и цены на нее тут же взлетели вверх.

"Часть земли, на которой планировалось строительство НПЗ, принадлежит правительству Турции, вторая часть стала частной собственностью. И именно цены, запрашиваемые частными владельцами, стали непомерно высоки, что тут же сказалось на стоимости проекта", – сказал собеседник.

Правительство Турции, которое заинтересовано в строительстве НПЗ в Джейхане, обещало оказать всемерную поддержку в реализации проекта и решить вопрос с владельцами земельных участков. Так как из тех 20 млн тонн, которые будет производить новый завод, 10 млн будут реализовываться на турецком рынке.

Поэтому второй проблемой на этапе переговоров стали разногласия между будущими партнерами. Как сказал представитель нацкомпании, "КазМунайГаз" в этом проекте "хотел заручиться поддержкой пятого партнера – азербайджанской SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана. – Авт.)".

Ведь наличие второго такого партнера, который представляет нефтедобывающую страну, да к тому же поставляющего нефть по уже существующему нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан, было бы логично.

"Мы пригласили в проект и SOCAR, так как считали, что нам надо объединить усилия: Eni, как оператора Кашаганского проекта, Oil India – как разработчика ТЭО, местного партнера в лице Calik Enerji, а также SOCAR – как одного из владельцев нефтепровода БТД и нефти. В таком случае проект пошел бы гладко", – сказал собеседник.

Но, как выяснилось, у азербайджанских коллег свое видение состава будущего консорциума. Они предложили своих партнеров, а это рушит все планы казахстанской компании.

Денег нет – кина не будет

Пока шли переговоры, ситуация на внешнем рынке складывалась не совсем благоприятно. Мировой финансовый кризис внес свои коррективы. Последний год-полтора специалисты из КМГ хранили молчание либо отделывались отписками на вопросы журналистов, что по коммерческим соображениям не могут дать лишней информации.

И лишь на днях "Литеру" удалось получить конкретный ответ от управляющего директора АО НК КМГ по нефтепереработке и маркетингу нефти Данира Тиесова о нынешней позиции компании по проекту строительства НПЗ в Джейхане.

"Да, мы приостановили свои планы по Джейхану по двум причинам, – не стал отрицать очевидного господин Тиесов. – Первая – это смена стратегии в отечественной нефтепереработке. Прежде чем выходить на внешние рынки, нужно навести порядок со своими заводами внутри самой республики, решить вопрос их реконструкции и модернизации", – сказал он.

Вторая причина "заморозки" – в высокой стоимости проекта. "Там речь идет о многих миллиардах долларов США. Нацкомпания сегодня при ограниченных ресурсах не может выходить с такими амбициозными проектами. А российские компании, видимо, могут себе это позволить", – резюмировал он.

В итоге город Джейхан остался для наших нефтяников такой же несбыточной мечтой, как Рио-де-Жанейро для Остапа Бендера.

Об этом пишет "Литер", как передает www.centrasia.ru.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1117
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003