Удержится ли нефть?
В середине октября цены на нефть впервые за год превысили уровень в $80 за баррель. Это произошло на фоне снижения курса доллара к основным мировым валютам, а также сохраняющегося оптимизма инвесторов в отношении перспектив мировой экономики. Повышению аппетита к риску способствуют неплохие финансовые отчеты компаний и лучшие, чем ожидалось, макропоказатели. Основываясь на них, Международное энергетическое агентство повысило свой прогноз потребления нефти. Согласно последней оценке, благодаря росту спроса в США и в азиатских странах в текущем году мировое потребление «черного золота» составит 84,6 млн баррелей в сутки, а в 2010-м – 86,1 млн баррелей. Это на 350 тыс. баррелей выше сентябрьских ожиданий агентства. Таким образом, спрос на нефть в 2010 году увеличится на 1,8%. А последними эйфории добавили данные по ВВП США за 3-й квартал. Американская экономика выросла на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вместо ожидавшихся 3,2%. Позитивная статистика переломила наметившийся было тренд снижения нефтяных котировок. Что дальше?
Фундаментальная слабость. Негативных предпосылок в последние дни было предостаточно. По данным Минэнерго США, запасы бензина в стране увеличились на 1,62 млн баррелей (до 208,65 млн барр.) – аналитики прогнозировали снижение на 1 млн баррелей. Запасы нефти тоже выросли, но не так сильно, как ожидалось. «Однако неожиданного увеличения запасов бензина было достаточно, чтобы оказать существенное давление на нефтяные котировки», – отмечает Наталья Выгодина из «Атона». Пик летнего автомобильного сезона в Штатах (с конца мая до начала сентября, когда американцы выезжают в отпуска) уже пройден, а осенью, как обычно, наблюдается характерное сокращение спроса. Вся надежда на холодную погоду.
Инвесторы опасаются, что текущий, довольно привлекательный уровень цен подстегнет добычу в государствах, входящих в организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Тем более, что некоторые испытывают трудности с пополнением бюджета. По подсчетам аналитика Merrill Lynch Франсиско Бланча, из-за картельных договоренностей Саудовская Аравия за год потеряла приблизительно $100 млрд нефтяных доходов или 25% своего ВВП. А министр финансов Анголы Северин де Мораеш заявил, что нефтяной сектор страны находится в упадке из-за обязательств перед ОПЕК. Ожидается, что в 2009 году произойдет его сжатие на 6,9% против ранее предполагавшегося роста на 5,9%. В целом члены ОПЕК имеют резерв наращивания мощности на 4–5 млн баррелей в сутки (до докризисных объемов) с текущего уровня в 24,8 млн баррелей. Хотя Виталий Громадин из «Арбат Капитала» уверен, что беспокоиться об этом не стоит. Сырье и без того некуда складировать: сейчас даже танкеры служат огромными плавучими хранилищами. И таких временных запасов насчитывается в общей сложности 125 млн баррелей.
Отрицательно на нефтяных котировках сказывается по-прежнему слабый спрос на нефть и нефтепродукты. «Маржа НПЗ снижается как в США, так и Европе, – отмечает Виталий Крюков из ИФД «КапиталЪ». – И не только к предыдущему году – это понятно, так как связано падением спроса и слабой динамикой цен на нефтепродукты, но и с начала текущего года поквартально при устойчивом росте цен на нефть. Так, в III квартале средняя рентабельность переработки упала на 16 п.п. по сравнению с уровнем II квартала. До конца года рынок ожидает стабилизацию маржи переработки на низком уровне июля–сентября 2009 года и ее восстановление в 2010 году».
В результате НПЗ приходится уменьшать загрузку и распродавать накопленные избыточные запасы нефтепродуктов, которые были сделаны при более низких ценах на сырье. Загрузка американских НПЗ с максимальных июньских значений упала на 4,3 п. п. до 81,8%. Рекордно низкий показатель, если не учитывать сезонный фактор ураганов. «Уровень загрузки продолжит падать до конца года в связи с увеличением продолжительности ремонтного периода и слабой экономикой переработки, – прогнозирует Виталий Крюков. – В плюс сыграет активизация спроса на дистилляты в связи с началом отопительного сезона. Но в случае теплой зимы загрузка может вполне снизиться до 75%. Это резко ухудшит и без того слабую фундаментальную картину по нефти».
Ралли на ликвидности. Если спрос по-прежнему низок и фундаментальных предпосылок для роста нефтяных котировок нет, то чем объясняется позитивная динамика последних месяцев? Текущий уровень цен поддерживается огромной денежной массой, которая появилась на рынке вследствие беспрецедентных шагов, предпринятых мировыми центробанками в разгар финансового кризиса. «Если в августе 2008 года денежная база в США составляла чуть больше $700 млрд, то в августе 2009-го – уже $1,7 трлн, – отмечал вице-президент, начальник департамента инвестиционного менеджмента Газпромбанка Андрей Зокин на организованном «Ф.» круглом столе «Новое финансовое мышление». – Деньги не влились еще в сферу кредитования, в долговые рынки, а главным образом переросли в рынок акций, рынок облигаций. Отсюда беспрецедентное ралли».
«Высокая цена нефти не обоснована фундаментально, но в последние годы «черное золото» явно перестало быть физическим товаром, превратившись в финансовый инструмент», – отмечает Виталий Громадин. Следовательно, добавляет партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура, на котировки гораздо больше влияют не фундаментальные факторы, такие, как потребительский спрос, производство или запасы, а скорее общий настрой рынка по отношению к рисковым активам. «Доллар же, ввиду низких процентных ставок, используется в качестве фондирующей валюты, которая направляется в любые активы, где инвесторы ожидают более высокий доход», – говорит Оксана Кучура. Нет особого смысла анализировать статистику нефтяного рынка. В основном, все зависит от дальнейшей динамики доллара.
Опасения разгона инфляции заставляют инвесторов искать спасения от обесценивания капитала на товарных рынках. Как отмечает начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин, сейчас денег печатается слишком много, и они очень дешевы. Все это всплывет в виде инфляции через 1–2 года. Поэтому инвесторы всеми путями стараются ограничить валютные позиции и вкладывают в сырье, чтобы переждать этот период там, считает эксперт.
Взгляд на ставки. Американская валюта начнет укрепляться после повышения ставки рефинансирования в США. Но когда? Инвесторы, судя по характеру торгов на мировых рынках, постепенно готовятся к ужесточению денежной политики крупнейших мировых центробанков. Оно неизбежно произойдет после окончательного возобновления экономического подъема. Первые ласточки уже летят: ставки повысили Центробанк Израиля (24 августа на 0,25 п.п. до 0,75%) и Резервный банк Австралии (6 октября на 0,25 п.п. до 3,25%).
Наконец, 28 октября первым в Европе сыграл на повышение ЦБ Норвегии, увеличивший базовую ставку на четверть пункта до 1,5%. Экономика страны вышла из рецессии еще во втором квартале 2009 года благодаря инвестициям в нефтяной сектор и государственным стимулирующим мерам в объеме 4,7% ВВП. По заявлению руководителя ЦБ Норвегии Свейн Йедрем, решение о повышении ставок принималось, исходя из признаков более быстрого, чем ожидалось, роста в экономике, а также для снижения инфляционного давления.
Подлили масла в огонь вышедшие 22 октября статистические данные по Китаю. ВВП страны вырос в III квартале на 8,9%, что почти совпало с прогнозом, показав наименьшее снижение темпов роста с начала года. Теперь инвесторы страшатся, что китайский центробанк вслед за норвежскими коллегами возьмется закручивать гайки и ужесточать монетарную политику, чтобы не допустить всплеска инфляции. «На финансовых рынках появились опасения в отношении денежной политики мировых центробанков, – комментирует ведущий аналитик «Олмы» Антон Старцев. – Для некоторых игроков это стало поводом к фиксации прибыли: гром пока не грянул, но первые «тучки» заставили трейдеров «раскрыть зонтики» для защиты своих портфелей. Снижение мировых фондовых индексов, укрепление доллара и сокращение активности покупателей на сырьевых рынках – все это можно считать частями одного глобального процесса приостановки притока ликвидности в рисковые активы». Однако коррекция цен на нефть, полагает эксперт, носит скорее технический характер – для снятия перекупленности – значит, ее масштаб не может оказаться слишком большим.
Нет спекулянтам. Дополнительным фактором снижения нефтяных котировок могут стать действия регуляторов, которые стараются ограничить надувание спекулятивного пузыря на рынке. Так, комиссия по торговле товарными фьючерсами в США собирается ввести надзор за спекулятивными сделками путем ограничения лимитов на их объемы. «Один из фондов Deutsche Bank, ориентированный на инвестиции в нефть, уже закрылся, не дожидаясь претензий со стороны регуляторов, – отмечает Виталий Крюков. – Не думаю, что его объем был большим – Deutsche Bank не является крупнейшим оператором этого рынка. Но сам прецедент: ранее еще никто не закрывал фонд, ссылаясь на предстоящее ужесточение регулирования».
Насколько опасно ужесточение регулирования? «Сейчас только открытые опционные и фьючерсные позиции на NYMEX в 15 раз превышают мировое суточное потребление нефти, – рассуждает Виталий Крюков. – Из этого можно сделать вывод о масштабе и объеме фондов». Правда, Виталий Громадин сомневается, что комиссия наконец сможет ввести ограничения для спекулянтов. «От нее ждали решения в начале октября, но в ответ – только тишина. С высокой долей уверенности можно сказать, что в ноябре нефть будет выше $70, – резюмирует Виталий Громадин. – А если за евро будут давать $1,6, то нефть поднимется до $90 за баррель», - передает www.finansmag.ru.
Фундаментальная слабость. Негативных предпосылок в последние дни было предостаточно. По данным Минэнерго США, запасы бензина в стране увеличились на 1,62 млн баррелей (до 208,65 млн барр.) – аналитики прогнозировали снижение на 1 млн баррелей. Запасы нефти тоже выросли, но не так сильно, как ожидалось. «Однако неожиданного увеличения запасов бензина было достаточно, чтобы оказать существенное давление на нефтяные котировки», – отмечает Наталья Выгодина из «Атона». Пик летнего автомобильного сезона в Штатах (с конца мая до начала сентября, когда американцы выезжают в отпуска) уже пройден, а осенью, как обычно, наблюдается характерное сокращение спроса. Вся надежда на холодную погоду.
Инвесторы опасаются, что текущий, довольно привлекательный уровень цен подстегнет добычу в государствах, входящих в организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Тем более, что некоторые испытывают трудности с пополнением бюджета. По подсчетам аналитика Merrill Lynch Франсиско Бланча, из-за картельных договоренностей Саудовская Аравия за год потеряла приблизительно $100 млрд нефтяных доходов или 25% своего ВВП. А министр финансов Анголы Северин де Мораеш заявил, что нефтяной сектор страны находится в упадке из-за обязательств перед ОПЕК. Ожидается, что в 2009 году произойдет его сжатие на 6,9% против ранее предполагавшегося роста на 5,9%. В целом члены ОПЕК имеют резерв наращивания мощности на 4–5 млн баррелей в сутки (до докризисных объемов) с текущего уровня в 24,8 млн баррелей. Хотя Виталий Громадин из «Арбат Капитала» уверен, что беспокоиться об этом не стоит. Сырье и без того некуда складировать: сейчас даже танкеры служат огромными плавучими хранилищами. И таких временных запасов насчитывается в общей сложности 125 млн баррелей.
Отрицательно на нефтяных котировках сказывается по-прежнему слабый спрос на нефть и нефтепродукты. «Маржа НПЗ снижается как в США, так и Европе, – отмечает Виталий Крюков из ИФД «КапиталЪ». – И не только к предыдущему году – это понятно, так как связано падением спроса и слабой динамикой цен на нефтепродукты, но и с начала текущего года поквартально при устойчивом росте цен на нефть. Так, в III квартале средняя рентабельность переработки упала на 16 п.п. по сравнению с уровнем II квартала. До конца года рынок ожидает стабилизацию маржи переработки на низком уровне июля–сентября 2009 года и ее восстановление в 2010 году».
В результате НПЗ приходится уменьшать загрузку и распродавать накопленные избыточные запасы нефтепродуктов, которые были сделаны при более низких ценах на сырье. Загрузка американских НПЗ с максимальных июньских значений упала на 4,3 п. п. до 81,8%. Рекордно низкий показатель, если не учитывать сезонный фактор ураганов. «Уровень загрузки продолжит падать до конца года в связи с увеличением продолжительности ремонтного периода и слабой экономикой переработки, – прогнозирует Виталий Крюков. – В плюс сыграет активизация спроса на дистилляты в связи с началом отопительного сезона. Но в случае теплой зимы загрузка может вполне снизиться до 75%. Это резко ухудшит и без того слабую фундаментальную картину по нефти».
Ралли на ликвидности. Если спрос по-прежнему низок и фундаментальных предпосылок для роста нефтяных котировок нет, то чем объясняется позитивная динамика последних месяцев? Текущий уровень цен поддерживается огромной денежной массой, которая появилась на рынке вследствие беспрецедентных шагов, предпринятых мировыми центробанками в разгар финансового кризиса. «Если в августе 2008 года денежная база в США составляла чуть больше $700 млрд, то в августе 2009-го – уже $1,7 трлн, – отмечал вице-президент, начальник департамента инвестиционного менеджмента Газпромбанка Андрей Зокин на организованном «Ф.» круглом столе «Новое финансовое мышление». – Деньги не влились еще в сферу кредитования, в долговые рынки, а главным образом переросли в рынок акций, рынок облигаций. Отсюда беспрецедентное ралли».
«Высокая цена нефти не обоснована фундаментально, но в последние годы «черное золото» явно перестало быть физическим товаром, превратившись в финансовый инструмент», – отмечает Виталий Громадин. Следовательно, добавляет партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура, на котировки гораздо больше влияют не фундаментальные факторы, такие, как потребительский спрос, производство или запасы, а скорее общий настрой рынка по отношению к рисковым активам. «Доллар же, ввиду низких процентных ставок, используется в качестве фондирующей валюты, которая направляется в любые активы, где инвесторы ожидают более высокий доход», – говорит Оксана Кучура. Нет особого смысла анализировать статистику нефтяного рынка. В основном, все зависит от дальнейшей динамики доллара.
Опасения разгона инфляции заставляют инвесторов искать спасения от обесценивания капитала на товарных рынках. Как отмечает начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин, сейчас денег печатается слишком много, и они очень дешевы. Все это всплывет в виде инфляции через 1–2 года. Поэтому инвесторы всеми путями стараются ограничить валютные позиции и вкладывают в сырье, чтобы переждать этот период там, считает эксперт.
Взгляд на ставки. Американская валюта начнет укрепляться после повышения ставки рефинансирования в США. Но когда? Инвесторы, судя по характеру торгов на мировых рынках, постепенно готовятся к ужесточению денежной политики крупнейших мировых центробанков. Оно неизбежно произойдет после окончательного возобновления экономического подъема. Первые ласточки уже летят: ставки повысили Центробанк Израиля (24 августа на 0,25 п.п. до 0,75%) и Резервный банк Австралии (6 октября на 0,25 п.п. до 3,25%).
Наконец, 28 октября первым в Европе сыграл на повышение ЦБ Норвегии, увеличивший базовую ставку на четверть пункта до 1,5%. Экономика страны вышла из рецессии еще во втором квартале 2009 года благодаря инвестициям в нефтяной сектор и государственным стимулирующим мерам в объеме 4,7% ВВП. По заявлению руководителя ЦБ Норвегии Свейн Йедрем, решение о повышении ставок принималось, исходя из признаков более быстрого, чем ожидалось, роста в экономике, а также для снижения инфляционного давления.
Подлили масла в огонь вышедшие 22 октября статистические данные по Китаю. ВВП страны вырос в III квартале на 8,9%, что почти совпало с прогнозом, показав наименьшее снижение темпов роста с начала года. Теперь инвесторы страшатся, что китайский центробанк вслед за норвежскими коллегами возьмется закручивать гайки и ужесточать монетарную политику, чтобы не допустить всплеска инфляции. «На финансовых рынках появились опасения в отношении денежной политики мировых центробанков, – комментирует ведущий аналитик «Олмы» Антон Старцев. – Для некоторых игроков это стало поводом к фиксации прибыли: гром пока не грянул, но первые «тучки» заставили трейдеров «раскрыть зонтики» для защиты своих портфелей. Снижение мировых фондовых индексов, укрепление доллара и сокращение активности покупателей на сырьевых рынках – все это можно считать частями одного глобального процесса приостановки притока ликвидности в рисковые активы». Однако коррекция цен на нефть, полагает эксперт, носит скорее технический характер – для снятия перекупленности – значит, ее масштаб не может оказаться слишком большим.
Нет спекулянтам. Дополнительным фактором снижения нефтяных котировок могут стать действия регуляторов, которые стараются ограничить надувание спекулятивного пузыря на рынке. Так, комиссия по торговле товарными фьючерсами в США собирается ввести надзор за спекулятивными сделками путем ограничения лимитов на их объемы. «Один из фондов Deutsche Bank, ориентированный на инвестиции в нефть, уже закрылся, не дожидаясь претензий со стороны регуляторов, – отмечает Виталий Крюков. – Не думаю, что его объем был большим – Deutsche Bank не является крупнейшим оператором этого рынка. Но сам прецедент: ранее еще никто не закрывал фонд, ссылаясь на предстоящее ужесточение регулирования».
Насколько опасно ужесточение регулирования? «Сейчас только открытые опционные и фьючерсные позиции на NYMEX в 15 раз превышают мировое суточное потребление нефти, – рассуждает Виталий Крюков. – Из этого можно сделать вывод о масштабе и объеме фондов». Правда, Виталий Громадин сомневается, что комиссия наконец сможет ввести ограничения для спекулянтов. «От нее ждали решения в начале октября, но в ответ – только тишина. С высокой долей уверенности можно сказать, что в ноябре нефть будет выше $70, – резюмирует Виталий Громадин. – А если за евро будут давать $1,6, то нефть поднимется до $90 за баррель», - передает www.finansmag.ru.