Глубинка: Зима в деревне Тараканово
Владимир Васильевич Унженин. Родился 30 августа 1944 года в деревне Тараканово Пижанского района. Окончил Мари-Ошаевскую школу, работал в колхозе "Память Куйбышева", в 1966 году закончил Марийский государственный педагогический институт, физико-математический факультет, был направлен директором восьмилетней школы в Республику Марий Эл.
В 1974 году переехал в Пижанский район и вот уже тридцать лет возглавляет Мари-Ошаевскую школу, преподает физику и математику. Руководитель областного Центра марийской культуры. В 1978 году закончил Всесоюзный заочный университет искусства, отделение художественной фотографии. Увлекаясь фотографией, позже пробует себя в живописи. Его картины выставлялись в Йошкар-Оле и Кирове, в районных центрах Республики Марий Эл, Кировской области.
Строгие искусствоведы, наверное, отнесут его к "наивистам". Есть такое направление в живописи, характерное для художников, выросших из любителей, но сохранивших непосредственность восприятия мира, добрую иронию в своем творчестве, в ущерб, может быть, холодной выверенности профессионализма. Но В.В. Унженин вовсе не наивный человек. Когда целое десятилетие две фермы совхоза "Ошаевский" при попустительстве руководства сбрасывали навоз в ручей Безымянный, уничтожая в нем всякую живность и малейший намек на чистоту, Владимир Васильевич сначала написал статью в районную газету о варварском отношении к природе, чем помог спасению ручейка, а уже потом запечатлевал на полотнах образовавшийся после подъема дамбы пруд во всех видах.
"Вечерний звон", "Мари-Ошаевский пруд", "Перед дождем", "Вечером у Мари-Ошаевского пруда". Красивы заповедные места. Водная гладь, как чистое зеркало, отражает свет небес. На том берегу светятся окна, на этом - девушка в белом платье ждет кого-то. Будто ничто и никогда не угрожало этой красоте, как и тихой заповедности, запечатленной в сюжетах картин "Лежнинское озеро", "Вечер над рекой Пижмой", "Ахмановское озеро" и других.
Также может теперь показаться, что ничто и никогда не угрожало существованию марийского языка, родного для Владимира Васильевича и его односельчан. А было время, когда преподавание его в школах было прекращено, язык, по существу, был вытеснен "на кухню", а в городах вообще исчез из семейного обихода. И что же, остался Унженин в стороне? Как бы не так!
На общественных началах налаживал связи с министерством культуры и образования Республики Марий Эл, Марийским пединститутом, на районном радио вел передачи на марийском языке, на базе Мари-Ошаевской школы проводил открытые уроки, "круглые столы", краткосрочные курсы по проблемам сохранения и развития родного языка. И именно в Мари-Ошаеве появился областной Центр марийской культуры, которым руководит В.В. Унженин. И как спасенный родник, материнский язык питает самобытную жизнь этого уникального уголка Пижанского района, помогает сохранять национальные традиции, развивать чувство собственного достоинства. "Раньше стеснялись говорить на родном языке, а сейчас говорят, поют, декламируют стихи", - говорит о своих учениках Владимир Васильевич.
Асам как художник воскрешает на полотне легендарного героя Чимбулата: на белом красивом коне, в кольчуге, с мечом в одной руке, со щитом в другой. И сломанный мосток у ручья Безымянный сменяют иные мотивы родной стороны. Розовеющий закат над Мари-Ошаевским прудом, утренняя заря над рекой Пижмой, заснеженные, словно укрытые огромным белым покрывалом поля, глубокие тропинки, ведущие к дому, березы, леса, перелески, тишина надвигающейся морозной ночи, холодные цветовые тона, фиолетово-синие тени, переливы голубого и серебристого. Жизнь в деревне будто замирает, останавливается, стая волков пробегает по снежному насту.
"Вдали Шандарка", "Зима в деревне Тараканово", "Лунная ночь зимой" - эти и другие работы, посвященные родной природе, он не столько для выставок пишет, сколько для своих учеников. И искренне надеется, что вернисаж "Мелодии родных перелесков" поможет школьникам научиться любить, беречь и ценить родную землю, узнавать заповедные места, а узнав, запомнить навсегда.
"Забыть - значит оторваться от своего народа, - считает учитель и художник В.В. Унженин. - Вместе с заброшенными деревнями может зарасти травой забвения и деревенская народная культура". И потому в его работах все узнаваемо. "Пряха" - это его мама, У.К. Унженина. Он писал этот портрет за полгода до ее смерти, стараясь в точности до деталей передать и свое понимание ее характера, и подробности крестьянского быта. Холщовое платье, которое она сама вышивала, сарока - каркасный головной убор, тоже с ее вышивками и украшениями, деревянная прялка, тонкая нить, натруженные руки, тяжелые раздумья, керосиновая лампа.
"Пахарь в послевоенные годы" - тоже вполне реальный человек, свой, деревенский. И сюжет картины взят из жизни, которая помнится: сначала пахарь все соседские огороды пахал, а напоследок свой. "Свадьба в деревне Тараканово", где невесту везут на тарантасе, а веселая родня сопровождает свадебный поезд с гармошкой, бубном и волынкой, - тоже все родное, даже дома.
"Первый мой, - признается Владимир Васильевич. - Второй, на правой стороне, сгорел, крайний слева - более десяти лет пустует, в других хозяева и сейчас живут". Еще одна особенность: все в белом - гости и новобрачные. И здесь художник точен: белый цвет - специфическая особенность марийского национального костюма. И "Девушка в марийском платье" - с глазами, как у Марго на картине Пиросмани, - в белом, вышитом цветами и листьями наряде, с ромашками в руке...
Крестьянский быт, народные обряды и традиции, родные просторы и люди родные - главные мотивы в творчестве В.В. Унженина. И образ малой родины, воплощенный красками, на его холстах достоверен и поэтичен, трогателен и точен.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00