В августе мировое производство стали достигло максимума за последние одиннадцать месяцев — 106,5 млн. тонн.
По данным Всемирной ассоциации сталепроизводителей (World Steel Association), в августе мировое производство стали достигло максимума за последние одиннадцать месяцев — 106,5 млн. тонн. При этом всего на 5,5% уступило показателю аналогичного периода прошлого года.
Правда, на основании этих цифр говорить о том, что мировая металлургическая отрасль выходит из кризиса, или, наоборот, опасаться грядущего в ближайшее время избытка предложения, пожалуй, не приходится. Отставание всего на 5,5% от прошлогодних, еще докризисных показателей объясняется исключительно тем, что в августе 2008 года во время Пекинской Олимпиады было остановлено много металлургических, железорудных и других промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. Из-за этого выплавка стали в Китае составила тогда 42,6 млн. тонн, на 22% меньше, чем рекордные 52,3 млн. тонн в августе 2009-го. В то же время в прошлом месяце производство стали в Европе было на 32,1% меньше, чем в августе 2008 года, а в Северной Америке спад составил 38,7%.
В настоящее время металлургам — что в Китае, что в других регионах мира — приходится несладко. Цены на стальную продукцию в КНР резко упали по сравнению с летом и повлекли за собой котировки в Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Многие специалисты прогнозируют в 2010 году медленное и неустойчивое преодоление кризиса с относительно низкими ценами на сталь и финансовыми потерями для металлургических компаний.
В связи с этим бразильский государственный банк развития BNDES призывает национальных производителей стали к консолидации с целью более эффективного контроля затрат. Кроме того, объединения, по мнению BNDES, будут способствовать созданию "национальных чемпионов", занимающих сильные позиции на мировом рынке.
Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Сильва, между тем, хочет видеть в качестве одного из лидеров мировой металлургической отрасли компанию Vale — крупнейшего в мире поставщика железорудного сырья. На протяжении нескольких последних месяцев Лула да Сильва неоднократно обращался к Vale с призывами об отходе от чисто сырьевой модели бизнеса и более активном инвестировании в металлургию и, похоже, добился своей цели. На прошлой неделе Vale заключила сделку с Thyssen Krupp о приобретении у нее 16,9% акций строящегося меткомбината Cia Siderurgica do Atlantico за 1,42 млрд. долларов. Кроме того, до 2014 года Vale планирует вложить в различные металлургические проекты в стране 17,4 млрд. долларов, что будет способствовать расширению объемы выплавки стали в Бразилии вдвое по сравнению с 2007 годом.
Японская JFE Steel, отмечая ухудшение ситуации на китайском и корейском рынках (в обеих странах растет собственное производство стали, все в большей степени замещая импорт), заявила о переносе своей стратегии на экспансию в Индию и страны Ближнего Востока. В рамках этого плана JFE Steel собирается вступить в партнерские отношения с какими-нибудь металлургическими компаниями в этих регионах, а также построить металлургический завод в Египте.
В Китае Министерство промышленности и информационных технологий даже опубликовало проект специальной инструкции для объединяющихся металлургических компаний, в котором уделило особое внимание распределению доходов. Дело в том, что главным препятствием в осуществлении слияний и поглощений в отрасли зачастую становится позиция местных властей, которые опасаются, что консолидация приведет к потере крупных налогоплательщиков, какими являются металлургические предприятия, поскольку те после объединения будут платить налоги по месту регистрации головной компании. Как отмечают китайские специалисты, уровень концентрации в национальной металлургической промышленности в последнее время де-факто снижается. Если в 2008 году на девять крупнейших компаний отрасли приходилось 40,7% от объема выплавки стали в стране, то по итогам первых восьми месяцев текущего года этот показатель сократился до около 38,5%.
Нескончаемый спад
Снижение цен на стальную продукцию в Китае все никак не прекращается. По словам китайских аналитиков, тому есть ряд веских причин — нежелание металлургических предприятий, особенно крупных, сокращать выпуск, большие объемы избыточных мощностей, переполненные склады, выжидательная тактика потребителей, снижение спроса из-за уменьшения объемов банковского кредитования реального сектора экономики в несколько раз по сравнению с первым полугодием.
Так или иначе, котировки продолжают уменьшаться, хотя и медленно, а восстановление рынка явно отдаляется. Некоторые специалисты все еще считают, что цены начнут снова расти уже во второй половине октября, но большинство экспертов, указывая на слишком большой объем складских запасов, называют ноябрь и даже декабрь.
В связи с этим китайские компании увеличивают объемы экспорта стали и сбавляют цены. Так, стоимость китайского горячего проката в Корее составляет не более 500-520 долларов за тонну CFR, а во Вьетнаме — 520-530 долларов за тонну CFR. В связи с этим российские компании были вынуждены приостановить продажи своей продукции в страны Юго-Восточной Азии или сбрасывать цены до 560 долларов за тонну CFR и менее.
Все больше китайских горячекатаных рулонов поступает и на рынки Ближнего Востока. Эта продукция котируется на уровне 540-575 долларов за тонну CFR, что практически соответствует стоимости украинского горячего проката. Несмотря на окончание Рамадана, региональные потребители не торопятся заключать новые сделки, что вынуждает поставщиков идти на уступки. Так, цены на украинскую толстолистовую сталь в Турции сократились на 10-15 долларов за тонну по сравнению с первой половиной сентября, до 520-555 долларов за тонну CFR, а судостроительная сталь подешевела до 560-570 долларов за тонну CFR.
Не впечатляет пока и ближневосточный рынок длинномерного проката. Ни цены, ни спрос после Рамадана не возросли, при этом аналитики не ожидают существенного подъема и в четвертом квартале. Пока что турецкие компании поставляют арматуру в страны Ближнего Востока по 475-490 долларов за тонну FOB, на 15-20 долларов за тонну дешевле, чем в начале сентября, в то время как стоимость полуфабрикатов из России и Украины для них остается прежней — 435-450 долларов за тонну FOB.
В западных странах влияние китайцев пока не такое значительное, хотя трейдеры сообщают о предложениях из КНР о поставке горячекатаных рулонов в ЕС, холоднокатаных рулонов, оцинкованной стали и катанки — в США. Несмотря на относительно низкие цены (так, в Европе стоимость китайского горячего проката составляет менее 400 евро за тонну CFR, тогда как местные компании котируют его из расчета 410-450 евро за тонну EXW), участников рынка несколько смущает то, что поставка китайской продукции по заключенным сейчас контрактам произойдет только в декабре-январе. Хотя ранее многие специалисты рассчитывали на рост цен в четвертом квартале, в последнее время прогнозы на этот счет менее оптимистичны. В США в конце сентября впервые с июня пошли вниз цены на горячекатаные рулоны на спотовом рынке.
Новые горизонты
Спотовые цены на железную руду в Китае неожиданно пошли вверх несмотря на то, что на национальном рынке стали продолжается спад, а запасы руды в китайских портах близки к рекордно высокому уровню. Тем не менее, индийский 63,5%-ный концентрат, стоимость которого две недели тому назад составляла не более 81-83 долларов за тонну CIF, внезапно подорожал до 88-90 долларов за тонну. Некоторые специалисты не исключают, что в октябре цены могут подскочить и до 100 долларов за тонну CIF.
Впрочем, это повышение цен, по общему мнению, имеет искусственный характер. Крупнейшие железорудные компании — австралийские Rio Tinto и BHP Billiton, а также бразильская Vale — в последние две недели резко сократили спотовые отгрузки руды в Китай, переориентировав поставки в Европу и страны Восточной Азии, где в связи с расширением производства стали увеличился спрос на сырье. Как отмечают аналитики, таким образом экспортеры руды готовятся к переговорам о контрактах на поставки руды в 2010/2011 финансовом году, которые должны стартовать уже в октябре.
Пока аналитикам не совсем ясно, получится ли что-то из этих переговоров. На 2009/2010 год контракты на поставку руды в Китай так и не были заключены. Продажи осуществляются по спотовым ценам либо в неформальном порядке по тем же ценам, что и для других восточноазиатских компаний, на что китайские представители, весь год требовавшие для себя особых условий, так и не дали своего согласия. Кроме того, компания BHP Billiton, третий по величине производитель ЖРС в мире, вообще считает необходимым переход от годовых контрактов к ежеквартальным или ежемесячным с определением цены по формулам, основанным на котировках спотового рынка.
Большинство специалистов, уже высказавших свое мнение в отношении возможных цен на железную руду в 2010 году, считают возможным их небольшое повышение благодаря высокому спросу со стороны Китая. Австралийское государственное бюро ресурсов ABARE вообще оценивает китайский импорт железной руды в текущем году в 568 млн. тонн, на 28% больше, чем годом ранее, а в 2011 году — в 637 млн. тонн. Прогнозы других специалистов менее экстремальны, но все же исходят из увеличения объемов выплавки стали в Китае и, соответственно, расширения потребностей в руде.
Китайские компании, со своей стороны, стремятся снизить зависимость от крупнейших поставщиков, в том числе, и путем инвестирования в железорудные компании за рубежом. По некоторым оценкам, к 2015 году китайские металлурги будут удовлетворять до 20% своих потребностей в руде за счет сырья из принадлежащих китайцам иностранных источников.
Так, средняя по величине китайская компания Chongqing Iron & Steel Group на прошлой неделе заявила о своем интересе к приобретению в Австралии крупного месторождения с оценочными резервами в 3 млрд. тонн! Правда, ранее австралийское правительство неоднократно давало понять, что не слишком приветствует китайские инвестиции в национальной горнодобывающей отрасли.
Правда, на основании этих цифр говорить о том, что мировая металлургическая отрасль выходит из кризиса, или, наоборот, опасаться грядущего в ближайшее время избытка предложения, пожалуй, не приходится. Отставание всего на 5,5% от прошлогодних, еще докризисных показателей объясняется исключительно тем, что в августе 2008 года во время Пекинской Олимпиады было остановлено много металлургических, железорудных и других промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду. Из-за этого выплавка стали в Китае составила тогда 42,6 млн. тонн, на 22% меньше, чем рекордные 52,3 млн. тонн в августе 2009-го. В то же время в прошлом месяце производство стали в Европе было на 32,1% меньше, чем в августе 2008 года, а в Северной Америке спад составил 38,7%.
В настоящее время металлургам — что в Китае, что в других регионах мира — приходится несладко. Цены на стальную продукцию в КНР резко упали по сравнению с летом и повлекли за собой котировки в Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Многие специалисты прогнозируют в 2010 году медленное и неустойчивое преодоление кризиса с относительно низкими ценами на сталь и финансовыми потерями для металлургических компаний.
В связи с этим бразильский государственный банк развития BNDES призывает национальных производителей стали к консолидации с целью более эффективного контроля затрат. Кроме того, объединения, по мнению BNDES, будут способствовать созданию "национальных чемпионов", занимающих сильные позиции на мировом рынке.
Президент Бразилии Луис Инасио Лула да Сильва, между тем, хочет видеть в качестве одного из лидеров мировой металлургической отрасли компанию Vale — крупнейшего в мире поставщика железорудного сырья. На протяжении нескольких последних месяцев Лула да Сильва неоднократно обращался к Vale с призывами об отходе от чисто сырьевой модели бизнеса и более активном инвестировании в металлургию и, похоже, добился своей цели. На прошлой неделе Vale заключила сделку с Thyssen Krupp о приобретении у нее 16,9% акций строящегося меткомбината Cia Siderurgica do Atlantico за 1,42 млрд. долларов. Кроме того, до 2014 года Vale планирует вложить в различные металлургические проекты в стране 17,4 млрд. долларов, что будет способствовать расширению объемы выплавки стали в Бразилии вдвое по сравнению с 2007 годом.
Японская JFE Steel, отмечая ухудшение ситуации на китайском и корейском рынках (в обеих странах растет собственное производство стали, все в большей степени замещая импорт), заявила о переносе своей стратегии на экспансию в Индию и страны Ближнего Востока. В рамках этого плана JFE Steel собирается вступить в партнерские отношения с какими-нибудь металлургическими компаниями в этих регионах, а также построить металлургический завод в Египте.
В Китае Министерство промышленности и информационных технологий даже опубликовало проект специальной инструкции для объединяющихся металлургических компаний, в котором уделило особое внимание распределению доходов. Дело в том, что главным препятствием в осуществлении слияний и поглощений в отрасли зачастую становится позиция местных властей, которые опасаются, что консолидация приведет к потере крупных налогоплательщиков, какими являются металлургические предприятия, поскольку те после объединения будут платить налоги по месту регистрации головной компании. Как отмечают китайские специалисты, уровень концентрации в национальной металлургической промышленности в последнее время де-факто снижается. Если в 2008 году на девять крупнейших компаний отрасли приходилось 40,7% от объема выплавки стали в стране, то по итогам первых восьми месяцев текущего года этот показатель сократился до около 38,5%.
Нескончаемый спад
Снижение цен на стальную продукцию в Китае все никак не прекращается. По словам китайских аналитиков, тому есть ряд веских причин — нежелание металлургических предприятий, особенно крупных, сокращать выпуск, большие объемы избыточных мощностей, переполненные склады, выжидательная тактика потребителей, снижение спроса из-за уменьшения объемов банковского кредитования реального сектора экономики в несколько раз по сравнению с первым полугодием.
Так или иначе, котировки продолжают уменьшаться, хотя и медленно, а восстановление рынка явно отдаляется. Некоторые специалисты все еще считают, что цены начнут снова расти уже во второй половине октября, но большинство экспертов, указывая на слишком большой объем складских запасов, называют ноябрь и даже декабрь.
В связи с этим китайские компании увеличивают объемы экспорта стали и сбавляют цены. Так, стоимость китайского горячего проката в Корее составляет не более 500-520 долларов за тонну CFR, а во Вьетнаме — 520-530 долларов за тонну CFR. В связи с этим российские компании были вынуждены приостановить продажи своей продукции в страны Юго-Восточной Азии или сбрасывать цены до 560 долларов за тонну CFR и менее.
Все больше китайских горячекатаных рулонов поступает и на рынки Ближнего Востока. Эта продукция котируется на уровне 540-575 долларов за тонну CFR, что практически соответствует стоимости украинского горячего проката. Несмотря на окончание Рамадана, региональные потребители не торопятся заключать новые сделки, что вынуждает поставщиков идти на уступки. Так, цены на украинскую толстолистовую сталь в Турции сократились на 10-15 долларов за тонну по сравнению с первой половиной сентября, до 520-555 долларов за тонну CFR, а судостроительная сталь подешевела до 560-570 долларов за тонну CFR.
Не впечатляет пока и ближневосточный рынок длинномерного проката. Ни цены, ни спрос после Рамадана не возросли, при этом аналитики не ожидают существенного подъема и в четвертом квартале. Пока что турецкие компании поставляют арматуру в страны Ближнего Востока по 475-490 долларов за тонну FOB, на 15-20 долларов за тонну дешевле, чем в начале сентября, в то время как стоимость полуфабрикатов из России и Украины для них остается прежней — 435-450 долларов за тонну FOB.
В западных странах влияние китайцев пока не такое значительное, хотя трейдеры сообщают о предложениях из КНР о поставке горячекатаных рулонов в ЕС, холоднокатаных рулонов, оцинкованной стали и катанки — в США. Несмотря на относительно низкие цены (так, в Европе стоимость китайского горячего проката составляет менее 400 евро за тонну CFR, тогда как местные компании котируют его из расчета 410-450 евро за тонну EXW), участников рынка несколько смущает то, что поставка китайской продукции по заключенным сейчас контрактам произойдет только в декабре-январе. Хотя ранее многие специалисты рассчитывали на рост цен в четвертом квартале, в последнее время прогнозы на этот счет менее оптимистичны. В США в конце сентября впервые с июня пошли вниз цены на горячекатаные рулоны на спотовом рынке.
Новые горизонты
Спотовые цены на железную руду в Китае неожиданно пошли вверх несмотря на то, что на национальном рынке стали продолжается спад, а запасы руды в китайских портах близки к рекордно высокому уровню. Тем не менее, индийский 63,5%-ный концентрат, стоимость которого две недели тому назад составляла не более 81-83 долларов за тонну CIF, внезапно подорожал до 88-90 долларов за тонну. Некоторые специалисты не исключают, что в октябре цены могут подскочить и до 100 долларов за тонну CIF.
Впрочем, это повышение цен, по общему мнению, имеет искусственный характер. Крупнейшие железорудные компании — австралийские Rio Tinto и BHP Billiton, а также бразильская Vale — в последние две недели резко сократили спотовые отгрузки руды в Китай, переориентировав поставки в Европу и страны Восточной Азии, где в связи с расширением производства стали увеличился спрос на сырье. Как отмечают аналитики, таким образом экспортеры руды готовятся к переговорам о контрактах на поставки руды в 2010/2011 финансовом году, которые должны стартовать уже в октябре.
Пока аналитикам не совсем ясно, получится ли что-то из этих переговоров. На 2009/2010 год контракты на поставку руды в Китай так и не были заключены. Продажи осуществляются по спотовым ценам либо в неформальном порядке по тем же ценам, что и для других восточноазиатских компаний, на что китайские представители, весь год требовавшие для себя особых условий, так и не дали своего согласия. Кроме того, компания BHP Billiton, третий по величине производитель ЖРС в мире, вообще считает необходимым переход от годовых контрактов к ежеквартальным или ежемесячным с определением цены по формулам, основанным на котировках спотового рынка.
Большинство специалистов, уже высказавших свое мнение в отношении возможных цен на железную руду в 2010 году, считают возможным их небольшое повышение благодаря высокому спросу со стороны Китая. Австралийское государственное бюро ресурсов ABARE вообще оценивает китайский импорт железной руды в текущем году в 568 млн. тонн, на 28% больше, чем годом ранее, а в 2011 году — в 637 млн. тонн. Прогнозы других специалистов менее экстремальны, но все же исходят из увеличения объемов выплавки стали в Китае и, соответственно, расширения потребностей в руде.
Китайские компании, со своей стороны, стремятся снизить зависимость от крупнейших поставщиков, в том числе, и путем инвестирования в железорудные компании за рубежом. По некоторым оценкам, к 2015 году китайские металлурги будут удовлетворять до 20% своих потребностей в руде за счет сырья из принадлежащих китайцам иностранных источников.
Так, средняя по величине китайская компания Chongqing Iron & Steel Group на прошлой неделе заявила о своем интересе к приобретению в Австралии крупного месторождения с оценочными резервами в 3 млрд. тонн! Правда, ранее австралийское правительство неоднократно давало понять, что не слишком приветствует китайские инвестиции в национальной горнодобывающей отрасли.