Область: Сага о делянках

Понедельник, 29 ноября 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

В верхошижемье лесной бизнес приобретает все более криминальный оттенок
Лес - наше богатство. Для Верхошижемского района, где другой промышленности, кроме лесной, практически не осталось, он - богатство вдвойне. Одних лесопильных цехов в районе насчитывается уже четыре с половиной десятка. Оттого, наверное, именно здесь борьба за ценные кубометры так часто выходит за рамки закона. Впрочем, обо всем по порядку.
Неудобный Ладыгин
Владимир Ладыгин до 1994 года пятилетку фермерствовал в родной деревне Казань: разводил пчел, сажал картофель, растил поросят. Но после "черного вторника" его прибыли обесценивались быстрее, чем наполнялись медом ульи. Пришлось заняться переработкой. Ладыгин организовал в поселке цех по производству колбасы, коптил окорочка, но тут государство преподнесло дефолт, и наутро он проснулся нищим.
Прошлой зимой взял делянку леса - 307 кубометров на корню - на закрытом аукционе. Съездил в лес, прошелся с мастером по границе своего участка, делая топором затески, так называемые визиры, уплатил 45 тысяч рублей в сберкассу. Деньги для него немалые, пришлось даже влезть в долги. А когда пришел в лесхоз получать технологическую карту, прилагающуюся к лесорубочному билету, чуть дар речи не потерял. Вместо двух участков там был начерчен один площадью 8000 квадратных метров. Ладыгину, правда, объяснили, что мастер для удобства вписал площадь обеих делянок в одну. К слову, в среднем по области спелый лесной массив достигает плотности 220 кубометров на гектар. А здесь вышло, что на болотистом участке плотность составляет 380 кубометров с гаком. Не лес - сказка! Но делать нечего, пришлось брать то, что есть, деньги-то уже уплачены.
И тут второй удар. Приехав на делянку, Ладыгин вдруг обнаружил, что второй участок, тот самый, который якобы по оплошности забыли внести на карту в лесхозе, вырублен под корень. Ладыгин отправился в лесничество и милицию, чтобы разобраться, кто вырубил его делянку. Помощник лесничего Валентина Машкина посоветовала не спешить с заявлением, а дождаться весны. Тогда, мол, и доотведем делянку.
Ладыгин свалил свой лес. Всего вышло, по его расчетам, 293 кубометра. Занижать объем ему было не с руки: бригада вальщиков ведет свой учет, и не дай бог он не сойдется с твоим... Никакого доотвода, как ни пытался, он так и не добился. Более того, к Ладыгину Оричевским лесхозом, к которому относится Верхошижемское лесничество, был подан иск об административном правонарушении с требованием уплатить штраф в размере 1,5 тысячи рублей за нарушение правил пожарной безопасности, так как после рубки тот не успел очистить делянку. С тем, что одну из его делянок, общей площадью 0,42 га, вырубили жители села Верхолипово, никто разбираться не стал. Зато "насчитали" около 100 кубов переруба все на тех же 8000 квадратных метрах, которые при дальнейшем перемере "выросли" до 12000. Ему вменили в вину, что вышел за визиры и "залез" на чужую делянку. А общий объем вырубленного им леса вырос до 432 кубометров вместо положенных ему 307.
По версии Ладыгина, арифметика была проста. Перемеряли кубатуру по спилу, который проходил на уровне корней. В этом месте спил представляет собой этакого "осьминога". Вот и мерили по максимуму от одной осьминожьей лапки до другой. Сейчас ему грозятся предъявить за этот переруб счет на кругленькую сумму. А к работникам Верхошижемского лесхоза, допустившим завышение площади и неполный пересчет деревьев, как сказано в ответе, направленном Ладыгину из Оричевского лесхоза, будут приняты меры дисциплинарного воздействия. То есть им урежут премии.
Даже если поверить в то, что Ладыгин виноват и залез на чужую территорию, и в этом гипотетическом случае его действия можно объяснить: за предназначенный ему лес уплачены деньги, и немалые. Труднее понять тех, кто создал систему, при которой участки замеряются "на глазок", не остолбляются, как следует. Эта система удобна для дополнительных поборов с недовольных и преференций "своим", кто поделится.
В лесничестве Ладыгина назвали человеком, который ничего не умеет делать: ни сельское хозяйство вести, ни бизнесом заниматься, а может только качать права. Сам он считает, что его таким образом "наказали" за неуживчивость.
Как бы то ни было, после визита в Верхошижемье комиссии из УБЭПа и Управления по охране окружающей среды, приглашенной Ладыгиным, районная прокуратура завела уголовное дело по статье 262 УК РФ (служебный подлог).
"Управлесами"
Есть такое правило, принятое правительством области и узаконенное местной думой, выделять лес нуждающимся на ремонт жилья, хозпостроек, другие неотложные нужды. Вот пишет, например, какая-нибудь бабушка заявление в администрацию или сельский совет, получает справку на делянку в 20 кубометров и продает ее за гроши предпринимателю, у которого и рабочие руки, и техника, и пилорама. Не валить же ей этот лес самой?
Как сказал корреспонденту "ВК" глава района Владимир Немзоров, местная власть как раз старалась урегулировать этот процесс тем, что справка выдавалась одному лицу раз в десять лет.
Это-то, по всей вероятности, и послужило поводом для "коммерческой деятельности" управляющего делами администрации Анатолия Сорокина. В 2002 году, когда управление экономики и прогнозирования, выдающее такие справки, заказало печать нового образца, Анатолий Петрович не уничтожил старое клише. И с его помощью стал зарабатывать деньги.
Летом 2002 года, как следует из данных им самим показаний, к нему обратился житель поселка Верхошижемье. И попросил выдать справку на 25 кубометров леса, пообещав взамен за каждый кубометр заплатить по сотне. Итого в кармане чиновника "осело" две с половиной тысячи рублей. Так старая печать превратилась в источник дополнительных доходов. А подделать на справке подпись замначальника управления Елены Мосуновой уже было делом техники. В суде было названо пять случаев обмена поддельных справок на взятки и еще семь случаев служебного подлога. В результате государственного леса за два года "ушло" около 450 кубометров. Сорокин положил себе в карман 25 с половиной тысяч рублей.
Суд проходил в особом порядке, без заслушивания показаний свидетелей, так как Сорокин свою вину полностью признал. В ходе заседания прокурор просила у суда снисхождения для подсудимого, зачитав его чистосердечное признание и положительные характеристики от соседей и коллег по работе. В результате Анатолий Сорокин был осужден на четыре года условно с запретом на два года занимать должности в государственных и муниципальных органах власти.
"Фишки" под колпаком
Для того чтобы по горячим следам находить лиц, занимающихся незаконной вырубкой леса, в Верхошижемском РОВД создана специальная картотека фискарсов, в просторечье "фишек". В ней около 50 машин разных марок с описанием лап и рисунка протекторов покрышек, номерами и фотографией. Но даже это позволяет доводить до суда от силы один из пяти выявленных случаев лесных преступлений. Нынче, например, из восьми возбужденных уголовных дел наказание их фигуранты понесли всего по двум.
- Дело в том, что незаконные порубки очень трудно раскрываются, - объяснил корреспонденту "ВК" начальник Верхошижемского РОВД Валерий Проценко. - Статья 260 Уголовного кодекса (незаконная порубка) вообще не предусматривает наказание в виде лишения свободы. Кроме того, чтобы передать дело в суд, нужно доказать умысел, а сделать это очень непросто. Надо, чтобы мы застали этих людей на месте, когда они валят лес.
Поэтому часто верхошижемские милиционеры находят, кому продали лес, кто вывозил, кто пилил его на доски - целую цепочку, - а доказательств нет. Владелец задержанной фуры может сказать, что купил этот лес у какого-нибудь Васи Пупкина, да забыл спросить документы. И большинство возбужденных уголовных дел по этой причине приостанавливаются.
В районе же втихую валят лес не только местные жители - их-то как раз удается иногда поймать за руку - но и организованные группы из Кирова и поселка Радужного. Едут мимо по трассе, видят хорошую делянку, вываливают, вызывают по мобильнику "фишку", грузят и везут мимо поста ГАИ в город. И большинство процессов в суде благодаря квалифицированным адвокатам им удается выигрывать, потому что доказать умысел в совершенном преступлении очень сложно.
- В законодательстве здесь у нас пробел. Смотрите: по незаконным порубкам мы выявляем ущерб государству в 100 тысяч, 200 тысяч рублей, а преступники отделываются штрафом. За банальную же кражу на сумму от 600 рублей уже наступает уголовная ответственность и можно сесть за решетку. Понятно, что и отношение к наказанию у этих жуликов соответствующее.
Выходит, за мешок присыпки можно мотать срок, а за лес, сколько его ни укради, ни выруби, ни отдай по липовым справкам, наказание понесешь условное. Вот потому-то, наверное, мы и нищие, даже с таким богатством под боком.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 2328
Рубрика: Продукты питания


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003