Sueddeutsche Zeitung: Российская сеть трубопроводов станет символом новой зависимости Европы от Москвы

Понедельник, 12 января 2009 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

История Европы характеризуется недоверием, борьбой за территории, зоны влияния и союзы, изоляцию и сдерживание государств. Со дня основания современных европейских государств, и особенно после окончания объединительных войн в Германии в 19-м веке, было (включая также период "холодной войны") всего лишь несколько коротких периодов без конфликтов и напряженности, - пишет немецкое издание Sueddeutsche Zeitung.

Европа всегда была воюющим континентом, до тех пор, пока не родилась идея объединения Европы, которая воплотилась в настоящее время в ЕС и подчиняется продуманному механизму равновесия интересов и разрядки, что гарантирует мир в долгосрочной перспективе. ЕС является наилучшей системой союза, которого Европа никогда еще не знала.

А потом пришел Владимир Путин. Бывший президент и нынешний премьер-министр России думает и действует в категориях традиционной силовой политики. Он также говорит о зонах влияния и знает, как и Джон Ф. Кеннеди, что "создают и сохраняют союзы не благородные слова, а только конкретные дела". Россия не является частью Европейского Союза, но Россия находится в Европе. И поэтому, по мнению Путина, не является абсурдным то, что Россия сама строит свою собственную европейскую модель власти.

Путинская политика по созданию союза работает довольно просто, и понятна почти всем: не красивые слова объединяют государства, а конкретная зависимость, например, зависимость от поставок природного газа. Российская Европа будет тесно связана трубопроводной системой. Сеть трубопроводов покроет континент, и по ней, как по диаграмме, можно будет отслеживать принципы зависимости и взаимодействия.

Точно так же, как рейхсканцлер Отто фон Бисмарк некогда удерживал Европу в равновесии при помощи сложной сети союзных договоров (изолировав при этом Францию), так и российская трубопроводная сеть станет символом новой зависимости Европы от Москвы. Западу, ЕС, Европе эта зависимость становится понятной только тогда, когда с наступлением нового года газовые трубы становятся пустыми. Если сеть трубопроводов сплетена для саботажа построению ЕС, то это потенциальная угроза стабильности и, вероятно, даже угроза мирному существованию континента.

Бисмарк, предок всех реалистов, после войны 1871 года и основания империи хотел положить конец соперничеству с Францией, чтобы исключить для Германии - гиганта в центре Европы - опасность войны на два фронта. Он писал: "Вся политика вмещается в эту формулу: старайся быть в первой тройке, пока пять великих держав поддерживают мир в нестабильном равновесии". Бисмарк хотел быть не только одним из трех, он хотел управлять, минимум, двумя державами.

Сила шантажа велика

Путинская "Европа трубопроводов" преследует ту же цель. Россия хочет препятствовать тому, чтобы ЕС сплоченно, как единый потребитель, противостоял газовому поставщику с востока. Путин хочет воспрепятствовать тому, чтобы соотношение сил между поставщиком и (платежеспособными) клиентами стало неблагоприятным для России. Итак, Москва нуждается в расколотой потребительской структуре, у которой лишь одна цель: газ должен поступать.

Когда Россия недавно начала скупать сербскую энергетическую инфраструктуру, соседние государства на Балканах сразу почувствовали железную хватку на горле. Как только Россия с Германией начинают договариваться о прокладке трубопровода по дну Балтийского моря, то возрастает страх в Польше, в государствах Балтии, а также на Украине перед изоляцией и произволом восточного соседа. Возможности для шантажа именно маленьких государств Средней Европы очень велики. Стопроцентная зависимость Болгарии от русского газа уже сейчас делает премьер-министра Сергея Станичева настолько покладистым, что он слепо, без проверки, обвиняет Украину в нынешнем газовом кризисе.

Речь идет, прежде всего, о ЕС и его представлениях

Для обвинений однако еще слишком рано, если вообще когда-нибудь причины и методы этой жестокой схватки будут раскрыты. Одно лишь ясно: Украина - более слабый противник, и Киев надорвался бы, если бы этот спор с Москвой начал самостоятельно, чтобы вызвать сочувствие у Запада и таким образом ускорить свое принятие в европейские структуры. Грузия прошлым летом показала, что это не действует.

Европа ЕС выглядела бы наивной, если бы утверждала, что здесь идет речь о споре между двумя государствами, а ЕС здесь ни при чем. Правильно скорее то, что речь в этом газовом кризисе идет, прежде всего, о ЕС и его представлениях о порядке в Европе. Целостность, сила, независимость и безопасность Союза поставлены на карту.

Каждый газовый кризис все больше раскалывает континент. Большая сырьевая независимость от России и надежная система взаимной энергетической первой помощи предотвратили бы это. В интересах собственной стабильности ЕС должен, наконец, усвоить этот урок, открыть источники поставок из Центральной Азии, Северной Африки и спланировать свою собственную сеть трубопроводов таким образом, чтобы ни одно государство ЕС никогда не могло бы быть изолировано.

Перевод статьи опубликован на "ИноСМИ".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 347
Рубрика: ТЭК


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003

Май 2016: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31