В Москве состоится концерт Кронос-квартета и группы Kluster

Вторник, 24 августа 2004 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

В Москве состоится концерт Кронос-квартета и группы Kluster
Совместный проект Кронос-квартета и группы Kluster финского аккордеонного волшебника Киммо Похьонена обещает стать мировой сенсацией и одним из главных культурных событий 2004 года.

Обе группы не только являются родоначальниками собственных, уникальных музыкальных направлений, но и создателями грандиозных совместных проектов, объединяющих академическую музыку, новый джаз, рок, электронику, авангардный театр, балет, видео-арт, достижения современных аудиовизуальных технологий. Объединение продюсерских и исполнительских талантов этих двух коллективов должен дать такой ошеломляющий результат, который, без преувеличения, станет блистательной вехой в мировой истории искусства.

Концерт пройдет 7 сентября в МДМ. Начало в 19:30.

1. KRONOS QUARTET (Сан-Франциско, США)

Кронос-Квартет на протяжении 30-ти лет является самым известным коллективом современной академической музыки. Многие музыкальные критики считают Кронос лучшим струнным квартетом и одним из величайших музыкальных коллективов последней четверти 20-го века.

Основные направления творчества Кроноса - академический авангард, классика 20-го века, минимализм, новый джаз, концептуальный перформанс, этническая музыка, обработки рок и поп-музыки.

Около сорока современных композиторов со всех континентов писали и пишут музыку специально для КРОНОСА.

Среди них - Филип Гласс, Джон Зорн, Стив Райх, Альфред Шнитке, Арво Пярт, Хенрик Гурецкий, Кшиштоф Пендерецкий, Мортон Фелдман.

В истории КРОНОСА - совместные записи и выступления с выдающимися рок-музыкантами (Фрэнк Заппа, Дэвид Бирн и др.), оригинальные версии известных произведений джаза и рока, поп-хитов (композиции Орнетта Коллманна, Билла Эванса, Джеймса Брауна, Джими Хендрикса, Элвиса Пресли и др.)

КРОНОС разительно отличается от других исполнителей "классического" жанра. Даже внешне (экстравагантные костюмы, сценические манеры) музыканты больше напоминают рок-звезд. А исполняемая КРОНОСОМ музыка ломает всякие привычные перегородки между академической и этнической музыкой, джазом и роком.

Если раньше в основном рок-музыканты осмеливались посягать на нетленную классику, то Кронос впервые осуществил вторжение в мир рока и поп-шоу-бизнеса с территории "академической", "классической" музыки, превратив концерт струнного квартета в захватывающее шоу. Несмотря на традиционный набор струнных инструментов и обилие чисто "акустических" пьес, концерт КРОНОСА по обилию элекроусилительной и световой аппаратуры более походит на рок-шоу (электронные эффекты, обработка звука, использование перкуссии, изощренная работа режиссера по свету).

За 30 лет КРОНОС записал более 30-ти альбомов, не раз получал высшие музыкальные награды, в том числе - "Грэмми".

Кронос-Квартет дал 4 аншлаговых концерта в Москве в 1997 и 1998 годах (Зал им.Чайковского, Большой зал Консерватории, Театр им.Моссовета). Все 4 концерта были совершенно различными по программе и стилистике, от академического вечера квартетов Шнитке до авангардного театра с инсталляциями и светоэффектами, от обработок рок-музыки Хендрикса до современной электроники Освальда. Российская пресса называла эти гастроли "событием года" и даже "событием десятилетия".

Цитаты из американской и российской прессы:

АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕССА:

"Если бы существовала Нобелевская премия по музыке, она должна была быть присуждена Кроносу" (The New York Times)

"Кронос не только исполняет современную музыку, он устанавливает и определяет ее важные направления... Кронос встряхивает классическую музыку так же, как в свое время Битлз встряхнули поп-музыку" (Rolling Stone)

"Кронос обеспечивает жанру струнного квартета глобальное будущее" (Los Angeles Times)

РОССИЙСКАЯ ПРЕССА О ГАСТРОЛЯХ КРОНОС - КВАРТЕТА В МОСКВЕ:

"НОВАЯ ГАЗЕТА" (О.Пшеничный):
"Квартет Кронос. Лучшие музыканты США" ("Новая газета")

"ОГОНЕК" (А.Липатов):
"Перед нами стояли суперзвезды..."
"Это было счастье. Хендрикс, право, порадовался бы вместе с нами"
"Зал просто не дышал... А потом - шквал оваций, восторгов, криков, цветов"

"ВЕЧЕРНИЙ КЛУБ" (Арк. Петров):
"Событие, которого столица до сих пор не знала. Потрясение..."
"Просто концертом это никак не назовешь. Это был звуковой спектакль, ритмо-тембровая мистерия, ритуал, обряд, и даже путешествие в параллельные миры, в виртуальную реальность"

"КОММЕРСАНТ - DAYLY" (П.Поспелов):
"Уникальный ансамбль..."
"Ансамбль:был идеален"
"Их успех огромен"

Сайт Kronos Quartet: www.kronosquartet.org
Фотографии здесь: www.kronosarts.com/photos.htm

2. KIMMO POHJONEN "KLUSTER" (Хельсинки, Финляндия).

KLUSTER - один из всемирно известных проектов аккордеониста Киммо Похьонена. Музыкальная критика всего мира часто называет Киммо лучшим аккордеонистом планеты, "Джимми Хендриксом аккордеона". После многих лет триумфальной карьеры "фольклорного" аккордеониста Киммо занялся поисками новой стилистики, которая сочетала бы его композиторское, исполнительское, продюсерское и актерское дарования. В результате он пришел к уникальной форме концертного действа, сочетающей возможности аккордеониста-виртуоза с неподражаемым театральным шоу, передовыми тенденциями музыкальной электроники и возможностями современной техники. На концертах всех проектов Похьонена поражает объемный квадро-звук, обилие аудиовизуальных эффектов, световая феерия. В проекте KLUSTER принимают участие электронщик-перкуссионист Samuli Kosminen, известный работами с другими скандинавскими проектами (в частности, с культовой исландской группой MUM), "звуковой дизайнер" Heikki Iso-Ahola и мастер "световой хореографии" Mikki Kunttu.

Проект Kluster, как и Kronos Quartet, не имеет аналогов в музыкальной истории и выходит за рамки любого жанрового направления. За последние два года этот проект был представлен на многих крупнейших фестивалях на всех континентах. Знаменитый Дэвид Боуи, куратор лондонского фестиваля Meltdown, представляющего ежегодно самые "передовые" музыкальные достижения, пригласил Kluster выступать на Meltdown-2002, после чего группа приобрела культовый статус в британских музыкальных кругах.

Концерты Kimmo Pohjonen Kluster в Москве прошли в 2002 году в ГЦКЗ "Россия" и клубе Б2. Несколько музыкальных сайтов и журнал "Афиша" назвали эти выступления лучшими концертами года.

Вот некоторые рецензии из российской прессы:

"АФИША" (Ю.Сапрыкин, главный редактор):
"Он растягивает меха. Не самый радикальный жест - точно так же растягивают меха в баварских пивных, и на Монмартре с Монпарнасом, и много где еще: повсюду, где водятся аккордеоны. Но эти меха - другого сорта: сколько их ни растягивай, они не рождают теплых, привычных звуков. Звуки, которые исходят из этих мехов, были бы более уместны на фоне битв стихий и войн миров, нежели в пивных и на Монмартре. Будто это и не аккордеон - а какая-то химера в мехах.

Все так и есть: это не совсем аккордеон. Хотя аккордеон здесь все же есть, и он здесь главный: на нем играет Киммо Похьонен, один из самых техничных и страстных (не сказать, буйных) людей, которые когда-либо брались за этот инструмент - впрочем, как Киммо умеет растягивать меха, в Москве уже могли видеть. Но сейчас - совсем другая история: это уже не Киммо сам по себе, не одинокий голос инструмента, это аккордеон, порождающий сотни отголосков и отражений, множащийся и расслаивающийся, мерами возгорающийся и мерами угасающий.

Можно, в принципе, отставить всю эту поэзию - дело-то простое: концерт финского проекта Kluster, аккордеонист Киммо Похьонен плюс перкуссионист Самули Косминен, в руках у перкуссиониста (помимо собственно барабанчиков) - сэмплер с заготовленными партиями аккордеона Киммо и голоса Киммо; все сыгранные вживую и записанные заранее партии пропускаются через сложносоставную звуковую систему, каковую можно считать отдельным инструментом - хай-энд-саунд-дизайн, не чета "долби-сурраундам". Все так и есть - но даже если отставить поэзию, Kluster все равно потрясает. Как будто идешь по улице и среди "шестерок" и "девяток" вдруг видишь большегрузный самосвал БелАЗ. Довольно захватывающее зрелище - в случае Kluster захватывающее еще более, поскольку эти хтонические напевы не позволяют слушателю оставаться просто слушателем. Они наваливаются, сминают, подавляют - слушатель и ахнуть не успеет, как окажется внутри этой музыки. Закутанным в меха".

www.zvuki.ru (С.Соколова):
Если вы испытывали той или иной силы желание пойти на концерт проекта Kluster, и по какой-либо причине не сделали этого - ваше счастье, что вы не представляете, чего лишились. Применительно к этому событию сказать "лучше один раз увидеть" было бы, мягко говоря, неточно. Скорее, "лучше один раз побывать". Потому как остальные органы чувств еще никто не отменял.
P.S. Не стану нарушать лучших традиций строк, следующих за этими буквами и заполнять их вещами, попадающими, применительно к Киммо Похьонену, под определение "общее место". Даже не стал бы называть это "новой музыкой", - музыкой, переступившей порог тысячелетия, хотя, фактически, подписываюсь под этим. Проблема в том, что я даже не могу просто назвать это концертом. Такое определение было бы неполноценным. "Шоу" - звучало бы унизительно.
Поиски нужных слов в хаосе возникших там ощущений привели меня к странной и простой, на первый взгляд, формулировке: "театр, где играет музыка". И простоты эту формулировку, как ни странно, лишает слово "играет". Потому что музыка в этой постановке, буквально, исполняет главную роль. Причем, исполняет блестяще. Она наполняет собою все в зале: музыкантов, превращающихся в медиумов, фантастически передающих каждое ее движение, свет, разбрасывающий ее в пространстве, и, наконец, воздух, с которым она втекает в вас и взрывается где-то внутри прорвавшимися из подсознания образами, разносящими ваш мозг на мелкие кусочки. И в тот момент, когда, не в силах дольше цепляться за страх, переступаешь болевой порог души, вдруг видишь, что кажущийся распад - это треск закостенелых ощущений, давно позабытое их наполнение абсолютно новыми образами. Наполнение не просто полноценное, но требующее нового пространства. И ты с удивлением обнаруживаешь, что это пространство есть не только в книгах и кино, но и внутри тебя. Становится невыносимо легко. И в момент, когда музыка останавливается, хочется задержать дыхание. И не выпускать ее из себя. Впрочем, теперь тебе ничто не мешает это сделать. Сегодня твоему внутреннему миру подарили нечто и придали необычайно красивую форму. Быть может, у него день рождения?
P.P.S. Музыка проекта Kluster, имеющая форму абстрактную и, зачастую, хаотичную, обладает, на мой взгляд, той потрясающей особенностью, которая позволяет человеку ищущему распознать творения истинных музыкантов: в конечной перспективе она подчинена великому движению не нуждающейся в определениях высшей гармонии. Высшей во всех смыслах этого многострадального слова.
Kluster
Один человек - оркестр. Два человека - супергруппа. Музыка, которую они производят вдвоем, рождает ощущение, сходное с химическим опытом: если взять аккордеон, резонатор и ди-джейскую вертушку, а все извлекаемые из аккордеона и аккордеониста звуки аккуратно "раскладывать" на сэмплы, клонировать и пускать в стремительный полет по залу, именно такое и получится, именно это и выйдет. При одном условии: аккордеонист должен быть гением.
Исполнительская техника Pauline Olivieros, мимика и артистизм Мамонова, гипнотизм Сoli - все это сочетает в себе один (!) человек.
Это необъяснимо, от этого сворачивает крышу. Но чтобы принять - надо начать с того, чтобы смириться с тем, что перед вами - Киммо, чуть угловатый финский музыкант, такой обыкновенный непостижимый гений, такой нереально творческий, словно из другого измерения.

Сайт Киммо Похьонена: www.kimmopohjonen.com
Фотографии здесь: www.kimmopohjonen.com/nav.php?url=photos.html

По вопросам аккредитации на концерт и пресс-конференцию: 9259821, 9286052
pr@greenwavemusic.ru Ольга Мукачевская, Никита Калашников.

Hi-Fi.Ru является информационным спонсором концерта.
Hi-Fi.Ru

Просмотров: 630
Рубрика: Hi-Tech


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003