Опасные рекорды зернового рынка
20.09.2007
Сибирский зерновой союз высказывает серьезные опасения по поводу ситуации на рынке зерна. Как полагают его участники, в этом сельскохозяйственном году есть все основания ожидать дефицита качественной продовольственной пшеницы и скачкообразного изменения цен на зерно и хлеб. Хотя и от них бывает польза. Летний взлет цен позволил выйти на приемлемый уровень рентабельности всем участникам зернового рынка. Кроме того, вновь популярной стала идея создания сибирского интервенционного фонда.
По мнению Дмитрия Терешкова, сибирский межрегиональный интервенционный фонд зерна может уже вскоре обрести реальные очертания. На фото слева — Виктор Гергерт"Неплохой хлеб", как называют урожай этого года в регионах Сибири, не вселяет явного оптимизма в участников рынка. Об этом говорят цены на зерно. Несмотря на то что в Новосибирской области убрано уже более 30% посевных площадей, а в Алтайском крае около 70%, существенного изменения цен не произошло. "Прайсовые цены, то есть цены, заявленные мелькомбинатами, несколько снизились. Если месяц-полтора назад они были готовы отдать за тонну пшеницы 6,2–6,3 тыс. рублей, то сегодня они предлагают 4,5–4,7 тыс. за стандартное мукомольное зерно с клейковиной 25–27 единиц, — говорит по этому поводу исполнительный директор Сибирского зернового союза (СЗС) Виктор Барташевич. — Но это лишь пожелание покупателей, далекое от реальной ситуации на рынке. На самом деле цена сегодня превышает порог в 5 тыс. рублей".
"Уже сейчас, несмотря на появление на рынке зерна нового урожая, цены в ЦФО существенно превышают уровень 7 тыс. рублей. Стартовая цена на заготовку зерна нового урожая в хозяйствах Кубани превышает прошлогодний уровень почти на 2 тыс. рублей (с 3,5–3,8 тыс. до 5,4–5,5 тыс. рублей за тонну). Интерес к сибирскому зерну со стороны потребителей из европейской части РФ очевиден уже сейчас, и уже сейчас это становится мощным фактором, влияющим на ценообразование в Сибири", — дополняет президент Сибирского зернового союза, председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков. Исходя из этого небольшое осеннее падение цен на зерно участники рынка не спешат называть трендом. Эта ситуация, с их точки зрения, временна. К тому же, говорили на заседании СЗС, продавцы зерна уже сориентировались и не спешат предлагать товар. Идут лишь так называемые вынужденные продажи, когда хозяйство сталкивается с дефицитом наличных. Качество полученного зерна, его влажность сегодня не превышают 12–14%, и погода позволяет хранить урожай на любых приспособленных площадках. "Концентрация запасов у первичных производителей делает ситуацию на рынке неустойчивой. У большинства хозяйств, несмотря на их разрозненность, общие проблемы и общие сезонные потребности, — высказывается по этому поводу Виктор Барташевич. — А это значит, что они непременно "обвалят" рынок с началом подготовки к посевной или выплат по банковским кредитам. И мы получим ту же ценовую лихорадку, что и в прошлом году".
Хлебопеков и мукомолов беспокоит, кроме того, и качество убранного зерна. К сожалению, говорили на заседании, осенью на это мало обращают внимания. Но весной это становится одним из основополагающих моментов. На рынке именно из-за того, что заранее не просчитывается баланс классности, возникает дефицит то фуражного, то продовольственного зерна. В этом году, считают члены СЗС, стоит особое внимание уделить пшенице третьего класса. В прошлом году она превалировала в бункерах, на ее долю приходилось более 90% собранного урожая. В этом году по большей части с полей везут фураж (85–87%, по оценкам СЗС). Пшеницы третьего класса, прогнозирует Виктор Барташевич, соберут скорее всего не более 25–35%. То есть при официально прогнозируемых 13,4 млн тонн — максимум 4,7 млн тонн. Оценки участников СЗС чуть ниже — 12 млн тонн. И в этом случае можно предположить, что пшеницы высокого класса нового урожая будет получено не более 3 млн тонн. Переработчикам, мукомолам и хлебопекам, ежегодно требуется 3,3 млн тонн. От старого урожая, по утверждению СЗС, в Сибири практически ничего уже не осталось. Она вступает в новый сезон с нулевыми запасами продовольственного зерна, а значит, не сможет компенсировать дефицит за счет внутренних резервов. Правда, по оценкам заместителя губернатора Новосибирской области Виктора Гергерта, качество полученного урожая "лишь незначительно хуже" прошлогоднего. Он предполагает, что сегодня крестьяне намеренно сдают на элеваторы фуражное зерно, придерживая продовольственное в ожидании более высоких цен. В результате у зернопереработчиков складывается искаженное представление о классности зерна нового урожая. Возможно, предполагает он, в скором времени предложений станет больше. На предприятия АПК окажет влияние банковский сектор, который сегодня переживает не лучшие времена. Отсутствие возможности взять денег взаймы вынудит производителей зерна продавать товар.
И это было бы неплохо, поскольку ситуация с внешними резервами для переработчиков тоже неутешительна. Казахстан, традиционный партнер сибирского рынка зерна, теперь, по утверждению Дмитрия Терешкова, ориентируется на рынки азиатских стран: Китай, Центральную Азию, Ближний Восток. "Вряд ли Казахстан, который сегодня развивает сельское хозяйство, наращивает производство зерна, будут устраивать торговые отношения с российскими регионами. Год от года мы выступаем то покупателями, то продавцами, в зависимости от полученного урожая. Азия всегда нуждается в зерне, и это гарантирует Казахстану стабильный рынок сбыта", — комментирует Дмитрий Терешков.
Из европейской части России в этом году тоже вряд ли повезут зерно в Сибирь. Скорее наоборот, вместо 800 тыс. тонн, которые, по прогнозам СЗС, могли бы вывезти в течение года из Сибири, на экспорт отправят 1,2–2 млн тонн. Слишком благоприятна конъюнктура мирового рынка зерна. Еще летом она подогревала ситуацию в российских регионах, в том числе и в СФО. Рекордное за последние четверть века сокращение мировых запасов зерна из-за засухи в южном полушарии и низкого урожая в Европе стало причиной того, что цены на зерно продовольственной пшеницы мельничных кондиций достигли абсолютного рекорда: 230–235 евро за тонну. В ряде случаев цены на торгах поднимались до уровня 260–270 евро. И это при среднемноголетних значениях мировых цен в $150–170 за тонну. Россия, между тем, уже много лет находится в числе мировых лидеров по поставке зерна на экспорт. В этом году официально объявлено о том, что на экспорт будет поставлено до 10 млн тонн товарного зерна. По прогнозам СЗС, это тоже окажет негативное влияние на внутренний рынок зерна и муки, вызовет еще один скачок цен.
Но стоит вспомнить события минувшего лета. Повышение цены на зерно с 4,2 тыс. до 6,5 тыс. рублей за тонну и на муку с 6,5 тыс. рублей за тонну до 10,5 тыс. спровоцировало рост цен на всю группу продовольственных товаров в диапазоне от 15% до 60%.
Хлеб в Сибири в среднем подорожал на 20%. "По достижении всем рынком зерна уровня в 7–7,2 тыс. рублей за тонну нами прогнозируется увеличение средней цены муки до уровня в 12–12,3 тыс. рублей (на фоне практически нулевой рентабельности мельниц)", — говорит Дмитрий Терешков. Если последует дальнейший рост цен на продовольствие, то скорее всего правительство в этом случае вмешается в ситуацию на рынке зерна. Уже прозвучало заявление министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа на совещании у президента о том, что правительство намерено держать под контролем рынок продовольствия и в первую очередь — сектор хлебопродуктов и зерна. "Правительство готово к зерновым интервенциям, мы будем сейчас отслеживать ситуацию, — сказал Греф. — И в случае необходимости мы внесем коррективы в ситуацию на рынке". Возможно, под этими обещаниями подразумевается и готовность властей ограничить экспорт зерновых, для того чтобы сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке. В СЗС считают, что политика правительства в отношении рынка зерна должна стать более последовательной и предсказуемой. "Мы не должны допускать ситуаций, аналогичных тем, что были этим летом. Скачки цен недопустимы для рынка зерна и муки. Мы же, в конце концов, не ценными бумагами торгуем, — говорит Виктор Барташевич. — Каждый такой провал или взлет зернового рынка имеет для отрасли негативные последствия. Гибнут предприятия, закрываются производства. В таких условиях работать практически невозможно". Виктор Гергерт полагает, что политическая конъюнктура наступающего 2008 года окажет положительное влияние на ситуацию на зерновом рынке. Правительство предпримет все необходимые меры для стабилизации ситуации. Наибольший эффект, с точки зрения участников рынка, дадут таможенные пошлины на экспорт зерна. Генеральный директор компании "Грана" Валерий Гачман со ссылкой на президента Российского зернового союза Александра Злочевского сообщил, что в этом случае цены в среднем снизятся на 1,5 тыс. руб.
В Сибири, впрочем, под впечатлением летних событий вернулись к идее собственными силами оказывать влияние на рынок зерна. Идея формирования сибирского интервенционного фонда получила поддержку полномочного представителя президента РФ в СФО Анатолия Квашнина и администраций всех зернопроизводящих регионов. По прогнозам Дмитрия Терешкова, месяца через четыре уже можно будет говорить о реальной работе по созданию собственного межрегионального интервенционного фонда зерна.
Сибирский зерновой союз высказывает серьезные опасения по поводу ситуации на рынке зерна. Как полагают его участники, в этом сельскохозяйственном году есть все основания ожидать дефицита качественной продовольственной пшеницы и скачкообразного изменения цен на зерно и хлеб. Хотя и от них бывает польза. Летний взлет цен позволил выйти на приемлемый уровень рентабельности всем участникам зернового рынка. Кроме того, вновь популярной стала идея создания сибирского интервенционного фонда.
По мнению Дмитрия Терешкова, сибирский межрегиональный интервенционный фонд зерна может уже вскоре обрести реальные очертания. На фото слева — Виктор Гергерт"Неплохой хлеб", как называют урожай этого года в регионах Сибири, не вселяет явного оптимизма в участников рынка. Об этом говорят цены на зерно. Несмотря на то что в Новосибирской области убрано уже более 30% посевных площадей, а в Алтайском крае около 70%, существенного изменения цен не произошло. "Прайсовые цены, то есть цены, заявленные мелькомбинатами, несколько снизились. Если месяц-полтора назад они были готовы отдать за тонну пшеницы 6,2–6,3 тыс. рублей, то сегодня они предлагают 4,5–4,7 тыс. за стандартное мукомольное зерно с клейковиной 25–27 единиц, — говорит по этому поводу исполнительный директор Сибирского зернового союза (СЗС) Виктор Барташевич. — Но это лишь пожелание покупателей, далекое от реальной ситуации на рынке. На самом деле цена сегодня превышает порог в 5 тыс. рублей".
"Уже сейчас, несмотря на появление на рынке зерна нового урожая, цены в ЦФО существенно превышают уровень 7 тыс. рублей. Стартовая цена на заготовку зерна нового урожая в хозяйствах Кубани превышает прошлогодний уровень почти на 2 тыс. рублей (с 3,5–3,8 тыс. до 5,4–5,5 тыс. рублей за тонну). Интерес к сибирскому зерну со стороны потребителей из европейской части РФ очевиден уже сейчас, и уже сейчас это становится мощным фактором, влияющим на ценообразование в Сибири", — дополняет президент Сибирского зернового союза, председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков. Исходя из этого небольшое осеннее падение цен на зерно участники рынка не спешат называть трендом. Эта ситуация, с их точки зрения, временна. К тому же, говорили на заседании СЗС, продавцы зерна уже сориентировались и не спешат предлагать товар. Идут лишь так называемые вынужденные продажи, когда хозяйство сталкивается с дефицитом наличных. Качество полученного зерна, его влажность сегодня не превышают 12–14%, и погода позволяет хранить урожай на любых приспособленных площадках. "Концентрация запасов у первичных производителей делает ситуацию на рынке неустойчивой. У большинства хозяйств, несмотря на их разрозненность, общие проблемы и общие сезонные потребности, — высказывается по этому поводу Виктор Барташевич. — А это значит, что они непременно "обвалят" рынок с началом подготовки к посевной или выплат по банковским кредитам. И мы получим ту же ценовую лихорадку, что и в прошлом году".
Хлебопеков и мукомолов беспокоит, кроме того, и качество убранного зерна. К сожалению, говорили на заседании, осенью на это мало обращают внимания. Но весной это становится одним из основополагающих моментов. На рынке именно из-за того, что заранее не просчитывается баланс классности, возникает дефицит то фуражного, то продовольственного зерна. В этом году, считают члены СЗС, стоит особое внимание уделить пшенице третьего класса. В прошлом году она превалировала в бункерах, на ее долю приходилось более 90% собранного урожая. В этом году по большей части с полей везут фураж (85–87%, по оценкам СЗС). Пшеницы третьего класса, прогнозирует Виктор Барташевич, соберут скорее всего не более 25–35%. То есть при официально прогнозируемых 13,4 млн тонн — максимум 4,7 млн тонн. Оценки участников СЗС чуть ниже — 12 млн тонн. И в этом случае можно предположить, что пшеницы высокого класса нового урожая будет получено не более 3 млн тонн. Переработчикам, мукомолам и хлебопекам, ежегодно требуется 3,3 млн тонн. От старого урожая, по утверждению СЗС, в Сибири практически ничего уже не осталось. Она вступает в новый сезон с нулевыми запасами продовольственного зерна, а значит, не сможет компенсировать дефицит за счет внутренних резервов. Правда, по оценкам заместителя губернатора Новосибирской области Виктора Гергерта, качество полученного урожая "лишь незначительно хуже" прошлогоднего. Он предполагает, что сегодня крестьяне намеренно сдают на элеваторы фуражное зерно, придерживая продовольственное в ожидании более высоких цен. В результате у зернопереработчиков складывается искаженное представление о классности зерна нового урожая. Возможно, предполагает он, в скором времени предложений станет больше. На предприятия АПК окажет влияние банковский сектор, который сегодня переживает не лучшие времена. Отсутствие возможности взять денег взаймы вынудит производителей зерна продавать товар.
И это было бы неплохо, поскольку ситуация с внешними резервами для переработчиков тоже неутешительна. Казахстан, традиционный партнер сибирского рынка зерна, теперь, по утверждению Дмитрия Терешкова, ориентируется на рынки азиатских стран: Китай, Центральную Азию, Ближний Восток. "Вряд ли Казахстан, который сегодня развивает сельское хозяйство, наращивает производство зерна, будут устраивать торговые отношения с российскими регионами. Год от года мы выступаем то покупателями, то продавцами, в зависимости от полученного урожая. Азия всегда нуждается в зерне, и это гарантирует Казахстану стабильный рынок сбыта", — комментирует Дмитрий Терешков.
Из европейской части России в этом году тоже вряд ли повезут зерно в Сибирь. Скорее наоборот, вместо 800 тыс. тонн, которые, по прогнозам СЗС, могли бы вывезти в течение года из Сибири, на экспорт отправят 1,2–2 млн тонн. Слишком благоприятна конъюнктура мирового рынка зерна. Еще летом она подогревала ситуацию в российских регионах, в том числе и в СФО. Рекордное за последние четверть века сокращение мировых запасов зерна из-за засухи в южном полушарии и низкого урожая в Европе стало причиной того, что цены на зерно продовольственной пшеницы мельничных кондиций достигли абсолютного рекорда: 230–235 евро за тонну. В ряде случаев цены на торгах поднимались до уровня 260–270 евро. И это при среднемноголетних значениях мировых цен в $150–170 за тонну. Россия, между тем, уже много лет находится в числе мировых лидеров по поставке зерна на экспорт. В этом году официально объявлено о том, что на экспорт будет поставлено до 10 млн тонн товарного зерна. По прогнозам СЗС, это тоже окажет негативное влияние на внутренний рынок зерна и муки, вызовет еще один скачок цен.
Но стоит вспомнить события минувшего лета. Повышение цены на зерно с 4,2 тыс. до 6,5 тыс. рублей за тонну и на муку с 6,5 тыс. рублей за тонну до 10,5 тыс. спровоцировало рост цен на всю группу продовольственных товаров в диапазоне от 15% до 60%.
Хлеб в Сибири в среднем подорожал на 20%. "По достижении всем рынком зерна уровня в 7–7,2 тыс. рублей за тонну нами прогнозируется увеличение средней цены муки до уровня в 12–12,3 тыс. рублей (на фоне практически нулевой рентабельности мельниц)", — говорит Дмитрий Терешков. Если последует дальнейший рост цен на продовольствие, то скорее всего правительство в этом случае вмешается в ситуацию на рынке зерна. Уже прозвучало заявление министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа на совещании у президента о том, что правительство намерено держать под контролем рынок продовольствия и в первую очередь — сектор хлебопродуктов и зерна. "Правительство готово к зерновым интервенциям, мы будем сейчас отслеживать ситуацию, — сказал Греф. — И в случае необходимости мы внесем коррективы в ситуацию на рынке". Возможно, под этими обещаниями подразумевается и готовность властей ограничить экспорт зерновых, для того чтобы сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке. В СЗС считают, что политика правительства в отношении рынка зерна должна стать более последовательной и предсказуемой. "Мы не должны допускать ситуаций, аналогичных тем, что были этим летом. Скачки цен недопустимы для рынка зерна и муки. Мы же, в конце концов, не ценными бумагами торгуем, — говорит Виктор Барташевич. — Каждый такой провал или взлет зернового рынка имеет для отрасли негативные последствия. Гибнут предприятия, закрываются производства. В таких условиях работать практически невозможно". Виктор Гергерт полагает, что политическая конъюнктура наступающего 2008 года окажет положительное влияние на ситуацию на зерновом рынке. Правительство предпримет все необходимые меры для стабилизации ситуации. Наибольший эффект, с точки зрения участников рынка, дадут таможенные пошлины на экспорт зерна. Генеральный директор компании "Грана" Валерий Гачман со ссылкой на президента Российского зернового союза Александра Злочевского сообщил, что в этом случае цены в среднем снизятся на 1,5 тыс. руб.
В Сибири, впрочем, под впечатлением летних событий вернулись к идее собственными силами оказывать влияние на рынок зерна. Идея формирования сибирского интервенционного фонда получила поддержку полномочного представителя президента РФ в СФО Анатолия Квашнина и администраций всех зернопроизводящих регионов. По прогнозам Дмитрия Терешкова, месяца через четыре уже можно будет говорить о реальной работе по созданию собственного межрегионального интервенционного фонда зерна.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00