"Эксперт": Не убоись "Газпрома" своего
Тем самым он указал на оптимистичные оценки бизнеса по производству азотных удобрений в России, на котором инвесторы уже давно поставили крест - из-за стратегии повышения "Газпромом" внутренних цен на газ
Холдинг "Конструктивное бюро", возглавляемый Дмитрием Мазепиным, в начале августа стал полноправным владельцем одного из крупнейших производителей азотных удобрений в России - предприятия "Азот" в городе Березники Пермской области. "Конструктивное бюро" выкупило 64% акций "Азота" у основных акционеров предприятия. Поскольку ранее структуры Мазепина контролировали около 25% "Азота", то он стал владельцем почти 90% акций предприятия. На покупку контрольного пакета завода претендовали несколько компаний, в том числе "Газпром" и "Ренова", но, похоже, предложение Мазепина оказалось наилучшим.
До этой сделки "Конструктивное бюро" уже владело почти 100% акций пермского "Галогена" (производитель фторполимеров, хладонов и изделий из них), 60% акций Кирово-Чепецкого химкомбината (азотные удобрения и фторопласты), а также 44% акций пермских "Мин-удобрений" (азотные удобрения). Аналитики твердят, мол, Мазепин собирает активы в химической индустрии, чтобы затем перепродать их "Газпрому". Такие версии стали возникать после событий почти годичной давности, когда начались обыски и выемка документов на Кирово-Чепецком комбинате и в московском офисе "Конструктивного бюро" по делу о контрабанде удобрений. Однако прозвучавшая сейчас цена покупки "Азота" наводит на мысли, что Мазепин отнюдь не готовится быстро расставаться с активами, которые так тщательно и упорно собирает.
Источники "Эксперта" подтвердили, что неофициально названная ранее в СМИ сумма сделки по покупке этих 64% акций - около 230 млн долларов - соответствует действительности. Таким образом, Мазепин оценил березниковский "Азот" в 370 млн долларов, что примерно в полтора раза выше нынешней капитализации этого предприятия (см. таблицу), акции которого обращаются на бирже РТС. Премия за контроль как-то уж очень велика. Больше привычных 10-20%. И трудно объяснить, зачем надо сейчас переплачивать, если есть риск, что кто-то вынудит Мазепина отдать азотные активы.
К сожалению, комментировать "Эксперту" свои стратегические планы Дмитрий Мазепин не захотел. Поэтому нам остается только изложить свою версию.
Березниковский "Азот" - один из крупнейших в России производителей азотных удобрений и аммиака, а также единственный производитель пористой селитры. Доля предприятия на российском рынке азотных удобрений составляет примерно 7-8%. Ежегодно предприятие выпускает до 1,5 млн тонн азотных удобрений (в основном это карбамид и аммиачная селитра) и другие виды химпродукции. В 2006 году "Азот" продал селитры, аммиака и карбамида на 5,76 млрд рублей. Чистая прибыль предприятия составила 1,2 млрд рублей, что соответствует рентабельности продаж в 20,8%.
С середины 90-х заводы, подобные березниковскому "Азоту", были нарасхват. За них постоянно шла борьба разных групп акционеров, передел собственности не прекращался ни на миг. Все понимали, что при низких ценах на природный газ (основная статья расходов в этом бизнесе) и стабильно высоких ценах на удобрения работающая на экспорт аммиачная индустрия будет получать неплохие барыши. И действительно, реальная маржинальная доходность по некоторым продуктам, таким как аммиак или аммиачная селитра, доходит до 40-50%. Бизнес этот был относительно некрупным по деньгам, по крайней мере в сравнении с нефтянкой и металлургией, поэтому индустриальные магнаты и воротилы обходили его стороной. В общем, неудивительно, что в борьбу за эти заводы включился целый сонм бизнесменов средней руки и что она растянулась на десять лет. При этом только половина из крупнейших заводов отрасли обрела полноценных стратегических собственников, остальные активы погрязли в переделе. Среди последних был и березниковский "Азот".
Интерес к азотным заводам поутих несколько лет назад, когда "Газпром" стал активно давить на рынки стран СНГ, стремясь к тому, чтобы продавать голубое топливо по ценам, близким к европейским. Добившись роста тарифов на постсоветском пространстве, газовая монополия стала лоббировать их повышение и внутри России. К 2010 году "Газпром" предлагает выйти на цены net back (равновесие внешней и внутренней цены за вычетом транспорта, таможенных пошлин и налогов), что предполагает повышение стоимости газа на 15% в 2007-м и 2008 году и на 30% - в 2009-м. И действительно, согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному в недрах российского правительства, оптовые цены на газ для российских промышленных потребителей будут повышены в 2008 году на 25%, в 2009-2010 годах - на 27,7% ежегодно с выходом в 2010 году на уровень 98,6 доллара за тысячу кубометров.
После обнародования этих планов торговля акциями азотных фишек приутихла, а цены на них начали падать. Фондовые аналитики стали думать, что с ростом цен на газ до мирового уровня, а также с учетом более высокого, чем у иностранных конкурентов, расхода газа при производстве аммиака, маржа азотников снизится едва ли не до нуля. Но, оказывается, рынок просто переоценил негативный эффект от повышения тарифов на газ для производителей азотных удобрений.
Бывший глава "Сибура" Дмитрий Мазепин это понял уже давно. Поняли это и в "Газпроме". В конце 2006 года "Сибур" учредил компанию "Сибур - Минеральные удобрения". В задачи этой структуры входит собрать воедино как минимум половину всех российских производителей. Пока ей переданы только два входивших в "Сибур" предприятия - кемеровские "Азот" и "Ортон". Сейчас компания занимает не более 8% внутреннего рынка азотных удобрений. Любопытно, что в соответствии с проектом стратегии развития новой компании, разработанной в мае 2007 года, стоимость березниковского "Азота" оценивалась примерно в 430 млн долларов, что соответствует еще большей сумме, которую заплатил бы за 64% акций завода Мазепин (около 275 млн долларов). Выходит, Мазепин снова перешел дорогу "Газпрому": говорят, впервые он "обидел" "Газпром", обойдя монополию на аукционе по Кирово-Чепецкому химкомбинату. Тогда, по слухам, победа Мазепина на аукционе стала причиной отставки зампредправления "Газпрома" Александра Рязанова, покровительствовавшего экс-главе "Сибура".
"Мировые цены на разные удобрения достаточно сильно коррелируют между собой, - говорит Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики информационного агентства INFOLine, - и в целом обнаруживают сильную корреляцию с ценами на газ, который является основным сырьем для производства азотных и сложных азотно-фосфорных удобрений, занимающих ведущее место в номенклатуре продукции отрасли (стоимость газа составляет до 80 процентов себестоимости производства азотных удобрений в развитых странах). Таким образом, в настоящее время фактор повышения внутренних цен на газ в некоторой степени нивелируется высокими ценами на азотные удобрения на мировом рынке ". Известно, что динамику мировых цен на азотные удобрения определяет стоимость аммиака, а его цена на глобальном рынке, в свою очередь, напрямую зависит от стоимости природного газа в США. Так что российские азотные предприятия будут оставаться сверхприбыльными до тех I пор, пока сохранится хоть какой-то минимальный разрыв между ценами на газ на внутреннем и мировом рынках.
Действительно, говорят в INFOLine, украинские производители азотных удобрений в 2006 году работали в условиях стоимости газа на уровне 140 долларов за тысячу кубометров, а с 2007 года - более 190 долларов и, несмотря на существенное снижение чистой прибыли (так, чистая прибыль крупнейшего химического предприятия Украины - концерна "Стирол" в первом полугодии снизилась на 72,6%), демонстрируют положительную рентабельность (рентабельность "Стирола" в первом полугодии 2007 года - 3,4%). При этом украинские предприятия характеризуются более высоким уровнем физического и морального износа основных производственных фондов и, соответственно, более низкой энергоэффективностью, чем российские заводы. Ситуация на Украине, конечно, пока не идет ни в какое сравнение с российской действительностью - у нас цены на газ в два раза ниже, чем в братской республике.
В общем, хотя рентабельность бизнеса по производству азотных удобрений будет постепенно падать, еще лет пять она продолжит оставаться вполне достойной. Поэтому концентрация капитала в отрасли и создание крупного холдинга будет способствовать резкому росту капитализации и уж точно нивелирует эффект от повышения внутренних цен на газ. Раз "Газпром" озабочен выстраиванием собственной удобренческой монополии, продать ему уже подготовленные и скомпонованные активы будет делом явно несложным.
Если так, то почему бы не рискнуть и не подержаться за этот бизнес? Два-три года - и ты в дамках. Можно показать реальную доходность бизнеса (чего до сих пор никто из "азотников" не делал) и втридорога сбыть свой холдинг "Газпрому" или любому другому государственному консолидатору. Или же, если таковых не окажется вовсе, окупить сделанные вложения за счет внедрения какой-нибудь схемы процессинга, "выдаивающей" прибыль завода в пользу сторонней структуры. Двух-трех лет для этого вполне хватит, - пишет "Эксперт".
Холдинг "Конструктивное бюро", возглавляемый Дмитрием Мазепиным, в начале августа стал полноправным владельцем одного из крупнейших производителей азотных удобрений в России - предприятия "Азот" в городе Березники Пермской области. "Конструктивное бюро" выкупило 64% акций "Азота" у основных акционеров предприятия. Поскольку ранее структуры Мазепина контролировали около 25% "Азота", то он стал владельцем почти 90% акций предприятия. На покупку контрольного пакета завода претендовали несколько компаний, в том числе "Газпром" и "Ренова", но, похоже, предложение Мазепина оказалось наилучшим.
До этой сделки "Конструктивное бюро" уже владело почти 100% акций пермского "Галогена" (производитель фторполимеров, хладонов и изделий из них), 60% акций Кирово-Чепецкого химкомбината (азотные удобрения и фторопласты), а также 44% акций пермских "Мин-удобрений" (азотные удобрения). Аналитики твердят, мол, Мазепин собирает активы в химической индустрии, чтобы затем перепродать их "Газпрому". Такие версии стали возникать после событий почти годичной давности, когда начались обыски и выемка документов на Кирово-Чепецком комбинате и в московском офисе "Конструктивного бюро" по делу о контрабанде удобрений. Однако прозвучавшая сейчас цена покупки "Азота" наводит на мысли, что Мазепин отнюдь не готовится быстро расставаться с активами, которые так тщательно и упорно собирает.
Источники "Эксперта" подтвердили, что неофициально названная ранее в СМИ сумма сделки по покупке этих 64% акций - около 230 млн долларов - соответствует действительности. Таким образом, Мазепин оценил березниковский "Азот" в 370 млн долларов, что примерно в полтора раза выше нынешней капитализации этого предприятия (см. таблицу), акции которого обращаются на бирже РТС. Премия за контроль как-то уж очень велика. Больше привычных 10-20%. И трудно объяснить, зачем надо сейчас переплачивать, если есть риск, что кто-то вынудит Мазепина отдать азотные активы.
К сожалению, комментировать "Эксперту" свои стратегические планы Дмитрий Мазепин не захотел. Поэтому нам остается только изложить свою версию.
Березниковский "Азот" - один из крупнейших в России производителей азотных удобрений и аммиака, а также единственный производитель пористой селитры. Доля предприятия на российском рынке азотных удобрений составляет примерно 7-8%. Ежегодно предприятие выпускает до 1,5 млн тонн азотных удобрений (в основном это карбамид и аммиачная селитра) и другие виды химпродукции. В 2006 году "Азот" продал селитры, аммиака и карбамида на 5,76 млрд рублей. Чистая прибыль предприятия составила 1,2 млрд рублей, что соответствует рентабельности продаж в 20,8%.
С середины 90-х заводы, подобные березниковскому "Азоту", были нарасхват. За них постоянно шла борьба разных групп акционеров, передел собственности не прекращался ни на миг. Все понимали, что при низких ценах на природный газ (основная статья расходов в этом бизнесе) и стабильно высоких ценах на удобрения работающая на экспорт аммиачная индустрия будет получать неплохие барыши. И действительно, реальная маржинальная доходность по некоторым продуктам, таким как аммиак или аммиачная селитра, доходит до 40-50%. Бизнес этот был относительно некрупным по деньгам, по крайней мере в сравнении с нефтянкой и металлургией, поэтому индустриальные магнаты и воротилы обходили его стороной. В общем, неудивительно, что в борьбу за эти заводы включился целый сонм бизнесменов средней руки и что она растянулась на десять лет. При этом только половина из крупнейших заводов отрасли обрела полноценных стратегических собственников, остальные активы погрязли в переделе. Среди последних был и березниковский "Азот".
Интерес к азотным заводам поутих несколько лет назад, когда "Газпром" стал активно давить на рынки стран СНГ, стремясь к тому, чтобы продавать голубое топливо по ценам, близким к европейским. Добившись роста тарифов на постсоветском пространстве, газовая монополия стала лоббировать их повышение и внутри России. К 2010 году "Газпром" предлагает выйти на цены net back (равновесие внешней и внутренней цены за вычетом транспорта, таможенных пошлин и налогов), что предполагает повышение стоимости газа на 15% в 2007-м и 2008 году и на 30% - в 2009-м. И действительно, согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008-2010 годы, подготовленному в недрах российского правительства, оптовые цены на газ для российских промышленных потребителей будут повышены в 2008 году на 25%, в 2009-2010 годах - на 27,7% ежегодно с выходом в 2010 году на уровень 98,6 доллара за тысячу кубометров.
После обнародования этих планов торговля акциями азотных фишек приутихла, а цены на них начали падать. Фондовые аналитики стали думать, что с ростом цен на газ до мирового уровня, а также с учетом более высокого, чем у иностранных конкурентов, расхода газа при производстве аммиака, маржа азотников снизится едва ли не до нуля. Но, оказывается, рынок просто переоценил негативный эффект от повышения тарифов на газ для производителей азотных удобрений.
Бывший глава "Сибура" Дмитрий Мазепин это понял уже давно. Поняли это и в "Газпроме". В конце 2006 года "Сибур" учредил компанию "Сибур - Минеральные удобрения". В задачи этой структуры входит собрать воедино как минимум половину всех российских производителей. Пока ей переданы только два входивших в "Сибур" предприятия - кемеровские "Азот" и "Ортон". Сейчас компания занимает не более 8% внутреннего рынка азотных удобрений. Любопытно, что в соответствии с проектом стратегии развития новой компании, разработанной в мае 2007 года, стоимость березниковского "Азота" оценивалась примерно в 430 млн долларов, что соответствует еще большей сумме, которую заплатил бы за 64% акций завода Мазепин (около 275 млн долларов). Выходит, Мазепин снова перешел дорогу "Газпрому": говорят, впервые он "обидел" "Газпром", обойдя монополию на аукционе по Кирово-Чепецкому химкомбинату. Тогда, по слухам, победа Мазепина на аукционе стала причиной отставки зампредправления "Газпрома" Александра Рязанова, покровительствовавшего экс-главе "Сибура".
"Мировые цены на разные удобрения достаточно сильно коррелируют между собой, - говорит Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики информационного агентства INFOLine, - и в целом обнаруживают сильную корреляцию с ценами на газ, который является основным сырьем для производства азотных и сложных азотно-фосфорных удобрений, занимающих ведущее место в номенклатуре продукции отрасли (стоимость газа составляет до 80 процентов себестоимости производства азотных удобрений в развитых странах). Таким образом, в настоящее время фактор повышения внутренних цен на газ в некоторой степени нивелируется высокими ценами на азотные удобрения на мировом рынке ". Известно, что динамику мировых цен на азотные удобрения определяет стоимость аммиака, а его цена на глобальном рынке, в свою очередь, напрямую зависит от стоимости природного газа в США. Так что российские азотные предприятия будут оставаться сверхприбыльными до тех I пор, пока сохранится хоть какой-то минимальный разрыв между ценами на газ на внутреннем и мировом рынках.
Действительно, говорят в INFOLine, украинские производители азотных удобрений в 2006 году работали в условиях стоимости газа на уровне 140 долларов за тысячу кубометров, а с 2007 года - более 190 долларов и, несмотря на существенное снижение чистой прибыли (так, чистая прибыль крупнейшего химического предприятия Украины - концерна "Стирол" в первом полугодии снизилась на 72,6%), демонстрируют положительную рентабельность (рентабельность "Стирола" в первом полугодии 2007 года - 3,4%). При этом украинские предприятия характеризуются более высоким уровнем физического и морального износа основных производственных фондов и, соответственно, более низкой энергоэффективностью, чем российские заводы. Ситуация на Украине, конечно, пока не идет ни в какое сравнение с российской действительностью - у нас цены на газ в два раза ниже, чем в братской республике.
В общем, хотя рентабельность бизнеса по производству азотных удобрений будет постепенно падать, еще лет пять она продолжит оставаться вполне достойной. Поэтому концентрация капитала в отрасли и создание крупного холдинга будет способствовать резкому росту капитализации и уж точно нивелирует эффект от повышения внутренних цен на газ. Раз "Газпром" озабочен выстраиванием собственной удобренческой монополии, продать ему уже подготовленные и скомпонованные активы будет делом явно несложным.
Если так, то почему бы не рискнуть и не подержаться за этот бизнес? Два-три года - и ты в дамках. Можно показать реальную доходность бизнеса (чего до сих пор никто из "азотников" не делал) и втридорога сбыть свой холдинг "Газпрому" или любому другому государственному консолидатору. Или же, если таковых не окажется вовсе, окупить сделанные вложения за счет внедрения какой-нибудь схемы процессинга, "выдаивающей" прибыль завода в пользу сторонней структуры. Двух-трех лет для этого вполне хватит, - пишет "Эксперт".