"МТС является для нас слишком ценной компанией". Интервью с президентом АФК "Система" Александром Гончаруком
Александр Гончарук - президент российского многопрофильного концерна АФК "Система". Его планы в отношении Deutsche Telekom произвели настоящий фурор. В беседе с корреспондентом Handelsblatt Томасом Виде он рассказал о своем отношении к слиянию с этим немецким концерном и о влиянии политики на возглавляемую им компанию.
- Заинтересована ли еще "Система" в слиянии с Deutsche Telekom?
- Deutsche Telekom и Siemens являются нашими старейшими партнерами в Германии. С Deutsche Telekom мы сотрудничали через нашу "дочку" - оператора мобильной связи МТС. В России в течение длительного времени это был пример динамичной кооперации...
- Эту кооперацию можно было бы возобновить...
- Да, но, к сожалению, Deutsche Telekom принял решение продать свою долю в МТС. Однако нас связывают тесные личные контакты с Рене Оберманном и другими ведущими менеджерами. Будем ли мы сливаться с Deutsche Telekom? Как предприниматель я знаю: никогда не говори никогда. Мы думаем, что объединение двух таких крупных компаний приведет к созданию мегаконцерна, имеющего опоры как на американском, так и на европейском и азиатском рынках. Многие аналитики относятся к этому положительно. Если говорить абстрактно, то это была бы мегасделка. Однако проблемы - в деталях. Знают ли о них акционеры Deutsche Telekom, которые сегодня хотят продать его акции? Речь идет якобы только о маленьком пакете акций. Настолько маленьком, что у нас не было бы возможности влиять на оперативную деятельность. То, что такой пакет вообще появится на рынке, тоже пока только слух. Так что рассуждаем мы чисто теоретически. И, кроме того, МТС является для нас слишком ценной компанией, чтобы мы могли строить свои планы исходя из подобных спекуляций. Ну и, кроме того, существует еще и Blackstone, которая в качестве инвестора также очень внимательно следит за развитием событий, да еще и правительство Германии.
- Политические проблемы являются центральными?
- Конечно. Но, как уже сказано, все это вопросы чисто теоретические.
- Ну а на практике вы их решать пытаетесь?
- В настоящее время нет. Как же мы можем работать на таком теоретическом уровне? Разумеется, мы стараемся не только расширять собственный бизнес, но и рассматриваем варианты слияния с каким-нибудь крупным партнером, однако в настоящее время над этим не работаем. Мы рады, что в Германии нас рассматривают как потенциально очень хорошего партнера.
- И все-таки в случае возможной сделки с Deutsche Telekom речь идет о создании нового совместного телекоммуникационного концерна?
- Это было бы самым лучшим для обеих сторон. Но, конечно же, существует вопрос затрат и оценки стоимости: сейчас рыночная стоимость Deutsche Telekom - 60 млрд долл., а МТС - около 22 млрд долл. Но мы быстро растем. Кроме того, Deutsche Telekom находится сейчас в трудном положении. Мы это видим и очень внимательно следим за этим. В нынешней ситуации просто ничего не получается.
- А как обстоят дела с другими европейскими телекоммуникационными концернами?
- Знаете, Западная Европа - это такой маленький регион... Конечно, там есть интересные фирмы. Мы находимся в постоянном поиске, но мы являемся стратегическими инвесторами, которые всегда хотят получить и возможность оперативного контроля.
- Стоит ли европейский рынок на первом месте в планах вашей экспансии?
- Европейским фирмам присуща высокая корпоративная культура, они прозрачны в финансовом отношении. Но рынок уже очень насыщен. Конечно, перспектива лежит в развивающихся рынках, таких как, например, Индия. Но они уже настолько перегреты, что поглощения там сегодня очень дорогостоящие. Мы в этом не участвуем. Наш основной рынок - Россия и страны СНГ, тут мы видим по-прежнему большой потенциал. За остальными странами пока наблюдаем. Но мы не намерены совершать там много мелких приобретений - если уж пойдем туда, то ради крупных сделок.
- Какие направления деятельности вашего концерна наряду с телекоммуникацией являются драйверами его дальнейшего роста?
- Для нас важно развитие тех подразделений концерна, которые пока еще не выведены на фондовый рынок. К ним относятся туризм, банковский сектор, розничная торговля, СМИ, фармацевтика и медицина - прежде всего эксплуатация и оснащение больниц.
- Предстоит ли размещение акций на NASDAQ вашей "дочки" - "Ситроникса" - в сфере высоких технологий?
- Нет, остановимся на Лондоне (в середине февраля этого года "Ситроникс" разместил на Лондонской фондовой бирже 17,5% своих акций. - РБК daily).
- Как вы оцениваете шансы того, что в ближайшие годы какой-либо российский бренд из сектора высоких технологий получит мировое признание?
- Наш основной рынок, как уже было сказано, Россия. Но, конечно, мы занимаемся и экспортом. В России совместно с одной немецкой фирмой мы создали СП по выпуску смарт-карт. Вместе с французской компанией STM мы намерены поучаствовать в изготовлении биометрических паспортов.
- Планируется ли появление в будущем на международных рынках выпущенных вашим концерном плоских мониторов или же другой электронной продукции массового потребления?
- На этих рынках доминируют производители из Азии - жесткая конкуренция. Поэтому нам лучше попытаться наладить с азиатскими партнерами кооперацию в области производства. В корпоративном секторе - а это наш основной бизнес - мы уже экспортируем в 18 стран производимые нами в России продукты. В самой России мы намерены выйти также на рынок бытовых приборов и потребительской электроники. Тут мы видим свои шансы.
- АФК "Система" играет главную роль при создании российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Станет ли она серьезным конкурентом европейской Galileo?
- Мы играем важную роль в коммерческой части - около 40 различных небольших проектов. Между двумя этими системами существует ряд технологических различий, но мы не исключаем возможности их синхронизации.
- Останется ли АФК "Система" многопрофильным концерном и в будущем?
- Мы очень интенсивно размышляем по этому поводу. Планы мы выстраиваем исходя из периода до 2011 года. За это время наверняка произойдут изменения: мы станем более "прозрачными", состоится проведение новых IPO наших подразделений. Но принципиально структура изменится не намного.
- Многие российские компании жалуются, что им ограничивают выход именно на европейский рынок. Вас это тоже коснулось?
- Есть российские фирмы, которые за границей удовлетворяются миноритарным участием, как, например, банк ВТБ в EADS. Они покупают маленький пакет акций и ждут своих дивидендов. Как уже говорилось, это не тот путь, которым хотим пойти мы. Получить контролирующее большинство в крупном концерне - это, конечно, намного труднее...
- Потому что "Система" - российская компания?
- Нет, не думаю. Мы уже много лет работаем с различными зарубежными партнерами, нас знают. Это отличает нас от других российских фирм. Если хочешь иметь успех за границей, надо быть в первую очередь "прозрачным".
- Впереди выборы в Госдуму и президентские выборы. В какой мере это касается вас?
- Наш концерн развивался во времена двух президентств. Конечно, трудности иногда бывали, но нашей компании они не повредили. Изменения в экономическом секторе России, которые мы наблюдали за прошедшие десять лет, думаю, не больше тех, что происходили в США или Италии после прихода Джорджа Буша или Сильвио Берлускони. Слава богу, вот уже семь лет мы имеем стабильное развитие. В первый раз в своей жизни я вижу, что государство проявляет заботу о гражданах...
- Но государство и играет все большую роль в экономике...
- Я думаю, что это абсолютно логичное развитие. Меня как президента АФК "Система" это не тревожит.
- А если Кремль скажет, что все занимающиеся высокими технологиями российские фирмы должны собраться под крышей одного государственного холдинга?
- Государство же не сумасшедшее, чтобы брать на себя такую гору проблем.
АФК "Система" основана в 1993 году. Корпорация владеет и управляет пакетами акций компаний в нескольких отраслях: телекоммуникации (МТС, МГТС, "Комстар - ОТС"); высокие технологии ("Ситроникс", НИИМЭ и завод "Микрон", "Стром-Телеком", "Квазар-Микро"); недвижимость ("Система-Галс"); банковский сектор (АКБ МБРР); розничная торговля ("Детский мир"); массмедиа ("Система Масс-Медиа"). АФК "Система" также принадлежит ВАО "Интурист" и "РТИ Системы". Консолидированная выручка "Системы" в 2006 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 43,1%, до 10,9 млрд долл. Чистая прибыль выросла на 69,0%, до 903,3 млн долл.
- Заинтересована ли еще "Система" в слиянии с Deutsche Telekom?
- Deutsche Telekom и Siemens являются нашими старейшими партнерами в Германии. С Deutsche Telekom мы сотрудничали через нашу "дочку" - оператора мобильной связи МТС. В России в течение длительного времени это был пример динамичной кооперации...
- Эту кооперацию можно было бы возобновить...
- Да, но, к сожалению, Deutsche Telekom принял решение продать свою долю в МТС. Однако нас связывают тесные личные контакты с Рене Оберманном и другими ведущими менеджерами. Будем ли мы сливаться с Deutsche Telekom? Как предприниматель я знаю: никогда не говори никогда. Мы думаем, что объединение двух таких крупных компаний приведет к созданию мегаконцерна, имеющего опоры как на американском, так и на европейском и азиатском рынках. Многие аналитики относятся к этому положительно. Если говорить абстрактно, то это была бы мегасделка. Однако проблемы - в деталях. Знают ли о них акционеры Deutsche Telekom, которые сегодня хотят продать его акции? Речь идет якобы только о маленьком пакете акций. Настолько маленьком, что у нас не было бы возможности влиять на оперативную деятельность. То, что такой пакет вообще появится на рынке, тоже пока только слух. Так что рассуждаем мы чисто теоретически. И, кроме того, МТС является для нас слишком ценной компанией, чтобы мы могли строить свои планы исходя из подобных спекуляций. Ну и, кроме того, существует еще и Blackstone, которая в качестве инвестора также очень внимательно следит за развитием событий, да еще и правительство Германии.
- Политические проблемы являются центральными?
- Конечно. Но, как уже сказано, все это вопросы чисто теоретические.
- Ну а на практике вы их решать пытаетесь?
- В настоящее время нет. Как же мы можем работать на таком теоретическом уровне? Разумеется, мы стараемся не только расширять собственный бизнес, но и рассматриваем варианты слияния с каким-нибудь крупным партнером, однако в настоящее время над этим не работаем. Мы рады, что в Германии нас рассматривают как потенциально очень хорошего партнера.
- И все-таки в случае возможной сделки с Deutsche Telekom речь идет о создании нового совместного телекоммуникационного концерна?
- Это было бы самым лучшим для обеих сторон. Но, конечно же, существует вопрос затрат и оценки стоимости: сейчас рыночная стоимость Deutsche Telekom - 60 млрд долл., а МТС - около 22 млрд долл. Но мы быстро растем. Кроме того, Deutsche Telekom находится сейчас в трудном положении. Мы это видим и очень внимательно следим за этим. В нынешней ситуации просто ничего не получается.
- А как обстоят дела с другими европейскими телекоммуникационными концернами?
- Знаете, Западная Европа - это такой маленький регион... Конечно, там есть интересные фирмы. Мы находимся в постоянном поиске, но мы являемся стратегическими инвесторами, которые всегда хотят получить и возможность оперативного контроля.
- Стоит ли европейский рынок на первом месте в планах вашей экспансии?
- Европейским фирмам присуща высокая корпоративная культура, они прозрачны в финансовом отношении. Но рынок уже очень насыщен. Конечно, перспектива лежит в развивающихся рынках, таких как, например, Индия. Но они уже настолько перегреты, что поглощения там сегодня очень дорогостоящие. Мы в этом не участвуем. Наш основной рынок - Россия и страны СНГ, тут мы видим по-прежнему большой потенциал. За остальными странами пока наблюдаем. Но мы не намерены совершать там много мелких приобретений - если уж пойдем туда, то ради крупных сделок.
- Какие направления деятельности вашего концерна наряду с телекоммуникацией являются драйверами его дальнейшего роста?
- Для нас важно развитие тех подразделений концерна, которые пока еще не выведены на фондовый рынок. К ним относятся туризм, банковский сектор, розничная торговля, СМИ, фармацевтика и медицина - прежде всего эксплуатация и оснащение больниц.
- Предстоит ли размещение акций на NASDAQ вашей "дочки" - "Ситроникса" - в сфере высоких технологий?
- Нет, остановимся на Лондоне (в середине февраля этого года "Ситроникс" разместил на Лондонской фондовой бирже 17,5% своих акций. - РБК daily).
- Как вы оцениваете шансы того, что в ближайшие годы какой-либо российский бренд из сектора высоких технологий получит мировое признание?
- Наш основной рынок, как уже было сказано, Россия. Но, конечно, мы занимаемся и экспортом. В России совместно с одной немецкой фирмой мы создали СП по выпуску смарт-карт. Вместе с французской компанией STM мы намерены поучаствовать в изготовлении биометрических паспортов.
- Планируется ли появление в будущем на международных рынках выпущенных вашим концерном плоских мониторов или же другой электронной продукции массового потребления?
- На этих рынках доминируют производители из Азии - жесткая конкуренция. Поэтому нам лучше попытаться наладить с азиатскими партнерами кооперацию в области производства. В корпоративном секторе - а это наш основной бизнес - мы уже экспортируем в 18 стран производимые нами в России продукты. В самой России мы намерены выйти также на рынок бытовых приборов и потребительской электроники. Тут мы видим свои шансы.
- АФК "Система" играет главную роль при создании российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Станет ли она серьезным конкурентом европейской Galileo?
- Мы играем важную роль в коммерческой части - около 40 различных небольших проектов. Между двумя этими системами существует ряд технологических различий, но мы не исключаем возможности их синхронизации.
- Останется ли АФК "Система" многопрофильным концерном и в будущем?
- Мы очень интенсивно размышляем по этому поводу. Планы мы выстраиваем исходя из периода до 2011 года. За это время наверняка произойдут изменения: мы станем более "прозрачными", состоится проведение новых IPO наших подразделений. Но принципиально структура изменится не намного.
- Многие российские компании жалуются, что им ограничивают выход именно на европейский рынок. Вас это тоже коснулось?
- Есть российские фирмы, которые за границей удовлетворяются миноритарным участием, как, например, банк ВТБ в EADS. Они покупают маленький пакет акций и ждут своих дивидендов. Как уже говорилось, это не тот путь, которым хотим пойти мы. Получить контролирующее большинство в крупном концерне - это, конечно, намного труднее...
- Потому что "Система" - российская компания?
- Нет, не думаю. Мы уже много лет работаем с различными зарубежными партнерами, нас знают. Это отличает нас от других российских фирм. Если хочешь иметь успех за границей, надо быть в первую очередь "прозрачным".
- Впереди выборы в Госдуму и президентские выборы. В какой мере это касается вас?
- Наш концерн развивался во времена двух президентств. Конечно, трудности иногда бывали, но нашей компании они не повредили. Изменения в экономическом секторе России, которые мы наблюдали за прошедшие десять лет, думаю, не больше тех, что происходили в США или Италии после прихода Джорджа Буша или Сильвио Берлускони. Слава богу, вот уже семь лет мы имеем стабильное развитие. В первый раз в своей жизни я вижу, что государство проявляет заботу о гражданах...
- Но государство и играет все большую роль в экономике...
- Я думаю, что это абсолютно логичное развитие. Меня как президента АФК "Система" это не тревожит.
- А если Кремль скажет, что все занимающиеся высокими технологиями российские фирмы должны собраться под крышей одного государственного холдинга?
- Государство же не сумасшедшее, чтобы брать на себя такую гору проблем.
АФК "Система" основана в 1993 году. Корпорация владеет и управляет пакетами акций компаний в нескольких отраслях: телекоммуникации (МТС, МГТС, "Комстар - ОТС"); высокие технологии ("Ситроникс", НИИМЭ и завод "Микрон", "Стром-Телеком", "Квазар-Микро"); недвижимость ("Система-Галс"); банковский сектор (АКБ МБРР); розничная торговля ("Детский мир"); массмедиа ("Система Масс-Медиа"). АФК "Система" также принадлежит ВАО "Интурист" и "РТИ Системы". Консолидированная выручка "Системы" в 2006 году увеличилась по сравнению с прошлым годом на 43,1%, до 10,9 млрд долл. Чистая прибыль выросла на 69,0%, до 903,3 млн долл.
Ещё новости по теме:
18:20