Комментарий. Кесарю - кесарево, а российской армии - российское молоко.
В России продолжается весенний призыв в вооруженные силы. Уже давно ни для кого не является секретом, что далеко не все призывники обладают богатырским здоровьем.
По утверждению начальника военно-медицинской комиссии Министерства Обороны, профессора, генерал-майора Валерия Куликова: "Количество юношей, которых мы освобождаем от призыва, увеличилось в 7 раз по сравнению с 80-ми годами. Причина - недостаточное питание. Иначе говоря, гипотрофия. Таких призывников мы освобождаем в целом по стране более 40 тыс. В основном - это сельские районы. У них идет понижение адаптационных возможностей. Иммунитет не может восстановиться. И 70% всех пневмоний и ОРЗ возникает у лиц с плохим питанием в школьные годы".
Да, но служить все равно приходится. И от качества питания многое зависит в трудной армейской жизни. А в том, что проблем здесь предостаточно, по мнению экспертов, сомневаться не приходится. Как считает военный обозреватель Владислав Шурыгин "Нынешнее положение с продовольствием, конечно, не такое, каким оно было допустим в 91-м и в 92-м годах. Тогда, скажем, в Северо-Кавказском округе под видом тушенки солдатам скармливали собачьи консервы, мясо заменялось на крупу, какую-нибудь пшенку - другой просто не было. Склады были пустые и чем кормить солдата, никто не знал. Такой период был".
Это подтверждает и начальник Главного продовольственного управления МО РФ генерал - майор Юрий Бурдюг. "У нас не было денег, мы обещали, мы снабжали под гарантию. У нас была постоянная кредиторская задолженность. Нам не хватало денежных средств. Перемены произошли и они разительны.
Во-первых, мы получаем 100% бюджетных средств на продовольствие. Сейчас денежных средств достаточно, для того чтобы обеспечить полностью военнослужащих и закупить все то продовольствие, которое необходимо им по нормам снабжения".
Впрочем, далеко не все разделяют оптимизм генерала. По мнению Владислава Шурыгина "Сегодня чуть-чуть ситуация изменилась. Но не произошло никакого качественного изменения. Питание военнослужащих, поставка продовольствия в армию является одной из самых больных тем. Собственно, есть три главные проблемы, связанные с продовольствием.
Первое - это качество продовольствия, которое поставляется в армию. Проблема закупок, проблема производителей, проблема конкурсов, проблема контроля за всем этим. Второе - коррупция непосредственно в армии. Связано это с нехваткой продовольствия, с тем, что оно не доходит в полном объеме, с тем, что его разворовывают, с тем, что продовольствие, скажем, приходит просроченное. И третье - проблема распределения уже внутри армии. Коррупция прямо на местах, когда воруют в части, когда нет возможности обеспечить нормальными поварами, и ставят обычного солдатика 3 месяца отучившегося кое-как в поварской школе и он готовит, как Бог на душу положит. Это проблема дедовщины, когда старослужащие забирают продовольствие у молодых, забирают себе лучшую часть, забирают себе наиболее калорийные или скажем так наиболее дефицитные продукты, масло, сахар, какие-то фрукты, мясо лучшее".
А как вообще организованно армейское питание? Откуда берется продовольствие, кто и как его распределяет? Ведь по свидетельству генерала Юрия Бурдюга на армейское питание государство выделяет огромные деньги. "Эта сумма большая, составляет более 20 млрд рублей. Не все это тратится на обеспечение продовольствием, потому что продовольственное обеспечение включает в себя техническое и материальное обеспечение: и посуда в столовых, и технические средства приготовления, и транспортировка пищи в полевых условиях и многое другое. Собственно продовольствия мы закупаем порядка 600 тыс. т. Питание 1 солдата в этом году будет стоить 67 рублей 48 копеек".
Так все-таки, откуда берется это продовольствие?
По мнению Председателя комитета по агропромышленной политике Совета Федераций РФ Геннадия Горбунова: "В значительной степени в армию поступает не отечественное продовольствие. И такого больше половины".
Нередко отечественному крестьянину крайне сложно реализовать продукцию, которую он произвел. И в то же самое время российский солдат потребляет продукты, привезенные из-за кордона.
По мнению депутата Государственной Думы Сергея Глазьева, в свое время занимавшего пост министра по внешнеэкономическим связям, знающего эту проблему не понаслышке, происходит это потому, что "Во главе стоит, я уверен, коммерческая заинтересованность структур, которые посредничают между армией и продовольственным рынком в покупке именно импортного продовольствия. Потому что, во-первых, с импортеров проще брать откаты. То, что это коррумпированная сфера никакого сомнения у меня нет, поскольку наши товары, если их брать у производителя и дешевле и качественнее, они соответствуют всем нашим стандартам.
Но, вместо этого армию снабжают китайской тушенкой сомнительного качества, залежалыми продуктами. Были эпизоды, когда продукты с просроченными сроками годности изымались с военных баз НАТО и поставлялись в нашу армию. То есть, кормят, в общем-то, солдат, чем попало, и на этом зарабатывают огромные деньги".
По словам генерала Юрия Бурдюга: "О том, что у нас проводится аукцион или конкурс, и о том, какие производители должны принимать в нем участие, размещается объявление на электронной площадке и в средствах массовой информации через Министерство развития и торговли, в газете "Конкурсные торги". И об этом знают все производители продукции на местах. Могут, конечно, участвовать и посредники, но они, как правило, отсекаются. Я думаю, что плохое продовольствие не попадает к нам на стол. У нас заключен договор в этом году на сумму более 75 млн рублей с Торгово-промышленной палатой, которая контролирует качество поступающего продовольствия в вооруженные силы".
Трудно усомниться в этом утверждении. Однако ясно и другое - механизм поставок не отлажен, он дает сбои.
Два извечных наших вопроса…
И если на вопрос - кто виноват, ответ найти, в сущности, не так и трудно, то со вторым - что делать, куда как сложнее. "Прежде всего, я убежден, нужно расчистить эту сферу от посредников, - говорит Сергей Глазьев, - которые часто работают в сговоре с заинтересованными зарубежными структурами и которые коррумпируют людей, принимающих решение. Я считаю, что преимущественное право на участие в тендерах по поставкам продовольствия в российскую армию должны принимать российские сельскохозяйственные агропромышленные фирма, которые заинтересованы в том, чтобы продавать продукты качественные и в максимально больших объемах и, которые дорожат своей репутацией. Потому что в отличие от посредников, они не "лопнут", не исчезнут, они живут на нашей земле".
5 февраля опубликован указ Президента о создании Федерального агентства по поставкам, в том числе и продовольствия так называемым спецпотребителям. Впрочем и тут ситуация не выглядит однозначной.
"Почему Министерство обороны хочет избавиться от функции снабжения продовольствием? - говорит Сергей Глазьев. - Потому что, это не его главное дело. Его главное дело обеспечить боеспособность армии. Но, я думаю, что это ошибка. Потому что еще Суворов и Кутузов нас учили, что, если солдат сыт, обут и чувствует себя хорошо, значит у него соответствующий моральный дух. У меня больше доверия, честно говоря, к Министерству обороны, чем к неизвестному агентству, которое еще предстоит создать, которое предстоит наполнить людьми - там вполне могут оказаться те же самые посредники, которые и сейчас на этом паразитируют".
С большой долей скепсиса смотрит на предстоящую реформу и Владислав Шурыгин: "Это попытка сделать черных кобелей белыми, но не отмыть их до бела, а попросту лишить их возможности в этой грязи копаться. Можем быть спокойны за генералов - им воровать больше не дадут. Теперь вопрос в другом - кто будет воровать дальше, из кого и кем будет комплектоваться эта новая структура, где те механизмы, которые будут гарантировать прозрачность снабжения армии продовольствием. Таковых пока мы не видим. Скорее, это попытка сузить количество этих коррупционеров до очень небольшой структуры".
А ведь у этой проблемы есть и еще один аспект. Дело в том, что, как выясняется, есть структуры, которые работают честно. И на удивление у них это хорошо получается. Вновь созданное агентство без сомнения сломает этот хорошо налаженный механизм. Что родится взамен, совсем не известно. И потом, по мнению Сергея Глазьева: "Создавать отдельную структуру, это просто спихнуть ответственность на других. Я думаю, что министр обороны мог бы и сам у себя в ведомстве навести порядок. А создание новой структуры, это откладывание вопроса в неизвестное будущее. И Минсельхозу нужно занять более активную позицию. Минсельхоз должен по-хорошему лоббировать интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей при государственных закупках продовольствия. В любой стране будь то Америка, Европа, Япония - приоритет всегда отдается отечественному сельскохозяйственному производству, даже если оно дороже.
Если Министерство сельского хозяйства добьется того, чтобы поставки продовольствия, которые идут в армию подлежали такой же жесткой сертификации, как это общепринято у нас, я вас уверяю, ни китайская тушенка, ни американская курятина, ни какой-либо другой субпродукт просто не пройдет через это сито. Это только один из способов.
Готов ли отечественный крестьянин накормить свою армию?
У Геннадия Горбунова на этот счет нет никаких сомнений. Нужна лишь политическая воля. "Еще раз подтвержу - подавляющее большинство ассортимента продовольствия наши отечественные сельхозпроизводители в состоянии поставить. И не только в состоянии поставить. Они это сделают с более высоким качеством, чем та продукция, которую нам поставляют из-за рубежа. И это не смотря на то, что весь экспорт в других странах субсидируется, а у нас нет. Тем не менее, наши крестьяне готовы участвовать в конкурсах, в тендерах, выигрывать их и поставлять свою качественную продукцию в российские вооруженные силы. В выигрыше будут и те и другие".
По утверждению начальника военно-медицинской комиссии Министерства Обороны, профессора, генерал-майора Валерия Куликова: "Количество юношей, которых мы освобождаем от призыва, увеличилось в 7 раз по сравнению с 80-ми годами. Причина - недостаточное питание. Иначе говоря, гипотрофия. Таких призывников мы освобождаем в целом по стране более 40 тыс. В основном - это сельские районы. У них идет понижение адаптационных возможностей. Иммунитет не может восстановиться. И 70% всех пневмоний и ОРЗ возникает у лиц с плохим питанием в школьные годы".
Да, но служить все равно приходится. И от качества питания многое зависит в трудной армейской жизни. А в том, что проблем здесь предостаточно, по мнению экспертов, сомневаться не приходится. Как считает военный обозреватель Владислав Шурыгин "Нынешнее положение с продовольствием, конечно, не такое, каким оно было допустим в 91-м и в 92-м годах. Тогда, скажем, в Северо-Кавказском округе под видом тушенки солдатам скармливали собачьи консервы, мясо заменялось на крупу, какую-нибудь пшенку - другой просто не было. Склады были пустые и чем кормить солдата, никто не знал. Такой период был".
Это подтверждает и начальник Главного продовольственного управления МО РФ генерал - майор Юрий Бурдюг. "У нас не было денег, мы обещали, мы снабжали под гарантию. У нас была постоянная кредиторская задолженность. Нам не хватало денежных средств. Перемены произошли и они разительны.
Во-первых, мы получаем 100% бюджетных средств на продовольствие. Сейчас денежных средств достаточно, для того чтобы обеспечить полностью военнослужащих и закупить все то продовольствие, которое необходимо им по нормам снабжения".
Впрочем, далеко не все разделяют оптимизм генерала. По мнению Владислава Шурыгина "Сегодня чуть-чуть ситуация изменилась. Но не произошло никакого качественного изменения. Питание военнослужащих, поставка продовольствия в армию является одной из самых больных тем. Собственно, есть три главные проблемы, связанные с продовольствием.
Первое - это качество продовольствия, которое поставляется в армию. Проблема закупок, проблема производителей, проблема конкурсов, проблема контроля за всем этим. Второе - коррупция непосредственно в армии. Связано это с нехваткой продовольствия, с тем, что оно не доходит в полном объеме, с тем, что его разворовывают, с тем, что продовольствие, скажем, приходит просроченное. И третье - проблема распределения уже внутри армии. Коррупция прямо на местах, когда воруют в части, когда нет возможности обеспечить нормальными поварами, и ставят обычного солдатика 3 месяца отучившегося кое-как в поварской школе и он готовит, как Бог на душу положит. Это проблема дедовщины, когда старослужащие забирают продовольствие у молодых, забирают себе лучшую часть, забирают себе наиболее калорийные или скажем так наиболее дефицитные продукты, масло, сахар, какие-то фрукты, мясо лучшее".
А как вообще организованно армейское питание? Откуда берется продовольствие, кто и как его распределяет? Ведь по свидетельству генерала Юрия Бурдюга на армейское питание государство выделяет огромные деньги. "Эта сумма большая, составляет более 20 млрд рублей. Не все это тратится на обеспечение продовольствием, потому что продовольственное обеспечение включает в себя техническое и материальное обеспечение: и посуда в столовых, и технические средства приготовления, и транспортировка пищи в полевых условиях и многое другое. Собственно продовольствия мы закупаем порядка 600 тыс. т. Питание 1 солдата в этом году будет стоить 67 рублей 48 копеек".
Так все-таки, откуда берется это продовольствие?
По мнению Председателя комитета по агропромышленной политике Совета Федераций РФ Геннадия Горбунова: "В значительной степени в армию поступает не отечественное продовольствие. И такого больше половины".
Нередко отечественному крестьянину крайне сложно реализовать продукцию, которую он произвел. И в то же самое время российский солдат потребляет продукты, привезенные из-за кордона.
По мнению депутата Государственной Думы Сергея Глазьева, в свое время занимавшего пост министра по внешнеэкономическим связям, знающего эту проблему не понаслышке, происходит это потому, что "Во главе стоит, я уверен, коммерческая заинтересованность структур, которые посредничают между армией и продовольственным рынком в покупке именно импортного продовольствия. Потому что, во-первых, с импортеров проще брать откаты. То, что это коррумпированная сфера никакого сомнения у меня нет, поскольку наши товары, если их брать у производителя и дешевле и качественнее, они соответствуют всем нашим стандартам.
Но, вместо этого армию снабжают китайской тушенкой сомнительного качества, залежалыми продуктами. Были эпизоды, когда продукты с просроченными сроками годности изымались с военных баз НАТО и поставлялись в нашу армию. То есть, кормят, в общем-то, солдат, чем попало, и на этом зарабатывают огромные деньги".
По словам генерала Юрия Бурдюга: "О том, что у нас проводится аукцион или конкурс, и о том, какие производители должны принимать в нем участие, размещается объявление на электронной площадке и в средствах массовой информации через Министерство развития и торговли, в газете "Конкурсные торги". И об этом знают все производители продукции на местах. Могут, конечно, участвовать и посредники, но они, как правило, отсекаются. Я думаю, что плохое продовольствие не попадает к нам на стол. У нас заключен договор в этом году на сумму более 75 млн рублей с Торгово-промышленной палатой, которая контролирует качество поступающего продовольствия в вооруженные силы".
Трудно усомниться в этом утверждении. Однако ясно и другое - механизм поставок не отлажен, он дает сбои.
Два извечных наших вопроса…
И если на вопрос - кто виноват, ответ найти, в сущности, не так и трудно, то со вторым - что делать, куда как сложнее. "Прежде всего, я убежден, нужно расчистить эту сферу от посредников, - говорит Сергей Глазьев, - которые часто работают в сговоре с заинтересованными зарубежными структурами и которые коррумпируют людей, принимающих решение. Я считаю, что преимущественное право на участие в тендерах по поставкам продовольствия в российскую армию должны принимать российские сельскохозяйственные агропромышленные фирма, которые заинтересованы в том, чтобы продавать продукты качественные и в максимально больших объемах и, которые дорожат своей репутацией. Потому что в отличие от посредников, они не "лопнут", не исчезнут, они живут на нашей земле".
5 февраля опубликован указ Президента о создании Федерального агентства по поставкам, в том числе и продовольствия так называемым спецпотребителям. Впрочем и тут ситуация не выглядит однозначной.
"Почему Министерство обороны хочет избавиться от функции снабжения продовольствием? - говорит Сергей Глазьев. - Потому что, это не его главное дело. Его главное дело обеспечить боеспособность армии. Но, я думаю, что это ошибка. Потому что еще Суворов и Кутузов нас учили, что, если солдат сыт, обут и чувствует себя хорошо, значит у него соответствующий моральный дух. У меня больше доверия, честно говоря, к Министерству обороны, чем к неизвестному агентству, которое еще предстоит создать, которое предстоит наполнить людьми - там вполне могут оказаться те же самые посредники, которые и сейчас на этом паразитируют".
С большой долей скепсиса смотрит на предстоящую реформу и Владислав Шурыгин: "Это попытка сделать черных кобелей белыми, но не отмыть их до бела, а попросту лишить их возможности в этой грязи копаться. Можем быть спокойны за генералов - им воровать больше не дадут. Теперь вопрос в другом - кто будет воровать дальше, из кого и кем будет комплектоваться эта новая структура, где те механизмы, которые будут гарантировать прозрачность снабжения армии продовольствием. Таковых пока мы не видим. Скорее, это попытка сузить количество этих коррупционеров до очень небольшой структуры".
А ведь у этой проблемы есть и еще один аспект. Дело в том, что, как выясняется, есть структуры, которые работают честно. И на удивление у них это хорошо получается. Вновь созданное агентство без сомнения сломает этот хорошо налаженный механизм. Что родится взамен, совсем не известно. И потом, по мнению Сергея Глазьева: "Создавать отдельную структуру, это просто спихнуть ответственность на других. Я думаю, что министр обороны мог бы и сам у себя в ведомстве навести порядок. А создание новой структуры, это откладывание вопроса в неизвестное будущее. И Минсельхозу нужно занять более активную позицию. Минсельхоз должен по-хорошему лоббировать интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей при государственных закупках продовольствия. В любой стране будь то Америка, Европа, Япония - приоритет всегда отдается отечественному сельскохозяйственному производству, даже если оно дороже.
Если Министерство сельского хозяйства добьется того, чтобы поставки продовольствия, которые идут в армию подлежали такой же жесткой сертификации, как это общепринято у нас, я вас уверяю, ни китайская тушенка, ни американская курятина, ни какой-либо другой субпродукт просто не пройдет через это сито. Это только один из способов.
Готов ли отечественный крестьянин накормить свою армию?
У Геннадия Горбунова на этот счет нет никаких сомнений. Нужна лишь политическая воля. "Еще раз подтвержу - подавляющее большинство ассортимента продовольствия наши отечественные сельхозпроизводители в состоянии поставить. И не только в состоянии поставить. Они это сделают с более высоким качеством, чем та продукция, которую нам поставляют из-за рубежа. И это не смотря на то, что весь экспорт в других странах субсидируется, а у нас нет. Тем не менее, наши крестьяне готовы участвовать в конкурсах, в тендерах, выигрывать их и поставлять свою качественную продукцию в российские вооруженные силы. В выигрыше будут и те и другие".
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00