"Ядовитый сэндвич" и пиво для массовки
Как и всякий историк по образованию, Сергей Минаев не прочь заглянуть в будущее.
Фрагмент новой книги Сергея Минаева
Автор одного из главных бестселлеров прошлого года "Духless" Сергей Минаев назвал свою новую книгу "Media Sapiens. Повесть о третьем сроке". Как раз сегодня она выходит в свет в издательстве "АСТ". Мы прочитали "Повесть" накануне. Ну что тут скажешь? Очень своевременная книга. За год до президентских выборов матерый политтехнолог Антон Дроздиков оказывается втянут в большую игру: ему предстоит разработать и провести кампанию, цель которой - не допустить переизбрания Владимира Путина на третий срок. Заказ принят. За работу, товарищи!
В переговорной было душно. Судя по пепельницам, в ожидании моего приезда собравшиеся выкурили пару пачек сигарет. Я поздоровался, сел в свое кресло и начал просматривать почту. Начальники департаментов тихо переговаривались с Вадимом, обсуждая прошедший митинг.
Я собирался начать, когда дверь переговорной открылась и в комнату вошел Гена Орлов, отвечающий за организацию сегодняшних митингов:
- Извините. Я застрял на Тверской. Проверял готовность к сегодняшней вечерней акции. Вы еще не начали?
- Начинаем. Садись, Гена. Я, собственно, коротко, чтобы не тратить ни свое, ни ваше время. Работаем мы вместе почти два месяца, и мне хотелось бы подвести некоторые итоги нашей работы. Очень бы хотелось... но их нет... понимаете? - Я сделал выразительную паузу и обвел собравшихся взглядом, предлагая диалог.
- Я бы не сказал, что их нет, - первым, как опоздавший, включается Гена, - мы с Пашей за два месяца организовали пару десятков выступлений молодежи, правозащитников и митингов гражданской оппозиции.
- Чего вы там организовали? Вы сами-то на эти митинги ходите? Я вот сходил несколько раз, в том числе сегодня. И знаете, что мне пришло в голову? "Бабки", которые вы массовке платите, вполне хороши, чтобы она пиво пила. Отсюда и выхлоп. Пиво больше никого не интересует, врубаетесь? Мы больше денег тратим потом на копирайт и медиапокрытие, чтобы хоть частотой упоминаний скрасить вечные картинки с двумя десятками жмущихся друг к другу мудаков. Особенно хорошо это под дождем смотрится, да, Гена?
- Под дождем?
- Ага. Ты вспомни, каким идиотом тебя выставили "Наши", когда вы проводили митинг на Лубянке и пошел дождь. Как "Наши" твоей демократической молодежи зонты принесли, а? Про твоих стариков диссидентов, Паша, я вообще говорить не хочу. Им уже прогулы на кладбище ставят, а они пытаются беззубо вещать про "наследие Синявского и Даниэля". Я весь твой "Колокол" с завтрашнего дня разгоню, понял?
- Антон, но они же не только на митинги ходят. А кто обеспечивает полемику в прессе?
- Паша, давай ты сейчас скромно помолчишь, ладно. Твоих колумнистов никто не читает. Люди, у которых нормальный русский язык напрочь отсутствует. Мы работаем с массами, понимаешь? А массы не врубаются в слова типа "дискурс", "компрадорство", "сателлиты режима". Им нужно ясно и просто: тут разборки, тут кровавая гэбня, тут ее союзники, понимаешь? А этот твой главный мудак, Толя из "Колокола", такое впечатление, что пишет для себя и для трех своих друзей, таких же анонимных алкоголиков.
- Антон, я не согласен. Он работает на свою целевую аудиторию - интеллигенцию.
- А мне твоя интеллигенция на... не нужна, понял? Она мне на выборах и двух процентов не даст, поэтому работать нужно на обычных людей. А вместо этого твой Толя пишет мне подстрочник "я бы рекомендовал в вашем выступлении заменить "разношерстный политсброд" на "неряшливую политическую палитру". Подстрочник, бл... Ему, наверное, кажется, как он тонко скаламбурил "политическая палитра".
- У нас была хорошая аналитика экономического состояния страны в "Коммерсанте". Помнишь, "Скоро август..."? - пытается оправдаться Паша.
- И что? Если бы ты под это дело реальный кризис создал, а так твоя статья мертвому припарок. За два месяца мы не создали ни одного события. Посмотрите, как работает "комитет", - у них что ни событие, то мегахит. Поймают трех молдаван - борьба с нелегальной эмиграцией, построят три квартиры для военных - армия получила жилищную программу, в теннис бабы выиграли - вот так развивается национальный проект "Спорт".
- Мы, кстати, в Сети нацпроект "Спорт" хорошо отстебали, - вступается Гена, - когда прошла тема на "Эхо", что в качестве сувенирной продукции этого нацпроекта изготовляются зажигалки и пепельницы под огромные бюджеты. Помните, в Сети флешмоб, где логотипом был Путин, прикуривающий от Олимпийского факела?
- Ага, помним. Вечно помним, как покойников. И скорбим, кстати, тоже. Ты мне про эту передачу лучше не вспоминай. Собралась вся демшиза, полпередачи вспоминали Попова с Гайдаром, кто из них чего предрекал и куда мы теперь другим путем идем. "А помните, Егор в 1994-м это предвидел! Вы же с ним дружили, да, Евгений? Ну, не так чтобы близко, но..." И в конце передачи начали говорить о кризисе нацпроектов. Когда половина аудитории уже переключилась.
- Антон, ты говоришь, про работу "комитетовцев", но мы не можем сравнивать. У них любой пшик - событие. Когда такая лупа, как телевизор, есть, можно масштабировать все что угодно, - вступается за своих непосредственных подчиненных Вадим, - радио и Интернет - единственные наши СМИ, которые еще создают информационное поле. Кстати, ты заметил, что тебя теперь именуют известным политологом и правозащитником? За два месяца у тебя было шесть эфиров на "Восьмом", а радио и Интернет нам в этом сильно помогли. Выстроить новый имидж за такой короткий срок - это задача.
- Спасибо тебе, Вадим, большое, человеческое - я почти кланяюсь - действительно, как я мог забыть. Я Вербицкому это в отчет напишу? "За два месяца моей группе удалось выстроить мой собственный имидж. Точка". Вы не информационное поле создаете, а информационный шум, чувствуете разницу? Потому что у нас нет событий, вокруг которых можно строить систему. Мы даже с новостями не умеем работать. Например. Ты, Женя, новости на "Эхо" слушаешь?
- Да, конечно.
- А ты вообще понимаешь, как на них аудитория реагирует? Они ей вообще интересны?
- Я думаю, да...
- А я думаю, нет. Ты скажи, на хрена мне нужно знать, сколько человек одновременно спрыгнули с парашютами с небоскреба в Куала-Лумпур?
- Ну, Антон, - усмехается Женя, - это же вода. Мы не можем строить новостные блоки только из наших собственных новостей.
- А ты, видимо, давно радио занимаешься?
- Ну, в общем, да.
- А что такое "ядовитый сэндвич", ты знаешь? Нет? Это когда весь позитив и вся вода типа Куала-Лумпур и прав женщин в Саудовской Аравии остаются в середине новостного сюжета, а про то, что "45% населения не доверяют Путину", а "экономический кризис приближается", ставятся в начало и конец блока, потому что слушатели запоминают только то, что говорится и показывается в начале и конце. Слышал про такое? Или тебя этому не учили?
- Я предлагаю сменить тему, - пытается погасить эмоции Вадим. - Антон, действительно мы отработали слабо, но, согласись, в отсутствие реальных поводов "дело Горчаковой" было реализовано хорошо.
- Вадим, я согласен, то, что ты предложил изобразить драку Горчаковой со строителями как нападение на нее, это великолепно. Удивительно, как ты ее уговорил согласиться на эту подставу?
- А у нее выбора особо не было, она почти пропала со сцены, вот я ей и предложил триумфально вернуться, - смеется Вадим.
- А она действительно со строителями подралась? - спрашивает Женя.
- Она поехала смотреть, как таджики ей ремонт в новой квартире делают. Устроила им скандал, верещала, как обычно. Но таджики же политически безграмотны. Они же слов "диссидент" и "правозащитник" не знают, у них в таджикском языке таких слов нету. Вот кто-то из них не сдержался и пере...л ей. Она позвонила Вербицкому, чтобы он охрану прислал, а Вадим с Антоном были у него в тот момент. Дальше Вадим поехал, уговорил ее, я закрутил все в Интернете, и понеслось, - рассказывает Генка.
- На самом деле почти три недели тему держали, спасибо Гене в основном. Радио и телевизору было из чего материалы делать.
- Да, согласен, отработали повод шикарно, но этого мало, ребята. Я серьезно начинаю пугаться, что нам дальше делать. Мы не можем постоянно из воздуха поводы генерить.
- Тупик какой-то, - мрачно замечает Гена, - чем больше мы ее тему мусолим, тем больше вызываем смеха. Вы видели, как чуваки из "комитета" обстебали сегодня нас?
- Нет, а где? - Все оживляются.
- Сегодня с утра они запустили сайт zubov.net. Там фотография Горчаковой, история нападения на нее с главным акцентом на то, что ей выбили два зуба. Ниже призыв ко всей демократической общественности засылать по одному рублю на то, чтобы Горчакова смогла вставить себе новые зубы.
- Вот суки, - смеюсь я.
- Да, с юмором у них хорошо, - улыбается Вадим.
- А главное, это слоган: "по ком стучат зубы Марины Горчаковой? Они стучат по тебе!" Сегодня уже половина лайв джорнала охвачена флешмобом "зуб за руб". Они там коммьюнити создали, где каждый желающий может нарисовать Марину с новыми зубами. И понеслось - рисуют вампиров, саблезубых тигров...
- Креативно. Сегодня у нее истерика начнется, а завтра Вербицкий нам устроит тут флешмоб, - подмечает Женя. - Чем мы будем ее тему оживлять? Если она хочет славы мученицы, пусть пойдет и под "КамАЗ" бросится. Мы ее вытягивать больше не можем.
Фрагмент новой книги Сергея Минаева
Автор одного из главных бестселлеров прошлого года "Духless" Сергей Минаев назвал свою новую книгу "Media Sapiens. Повесть о третьем сроке". Как раз сегодня она выходит в свет в издательстве "АСТ". Мы прочитали "Повесть" накануне. Ну что тут скажешь? Очень своевременная книга. За год до президентских выборов матерый политтехнолог Антон Дроздиков оказывается втянут в большую игру: ему предстоит разработать и провести кампанию, цель которой - не допустить переизбрания Владимира Путина на третий срок. Заказ принят. За работу, товарищи!
В переговорной было душно. Судя по пепельницам, в ожидании моего приезда собравшиеся выкурили пару пачек сигарет. Я поздоровался, сел в свое кресло и начал просматривать почту. Начальники департаментов тихо переговаривались с Вадимом, обсуждая прошедший митинг.
Я собирался начать, когда дверь переговорной открылась и в комнату вошел Гена Орлов, отвечающий за организацию сегодняшних митингов:
- Извините. Я застрял на Тверской. Проверял готовность к сегодняшней вечерней акции. Вы еще не начали?
- Начинаем. Садись, Гена. Я, собственно, коротко, чтобы не тратить ни свое, ни ваше время. Работаем мы вместе почти два месяца, и мне хотелось бы подвести некоторые итоги нашей работы. Очень бы хотелось... но их нет... понимаете? - Я сделал выразительную паузу и обвел собравшихся взглядом, предлагая диалог.
- Я бы не сказал, что их нет, - первым, как опоздавший, включается Гена, - мы с Пашей за два месяца организовали пару десятков выступлений молодежи, правозащитников и митингов гражданской оппозиции.
- Чего вы там организовали? Вы сами-то на эти митинги ходите? Я вот сходил несколько раз, в том числе сегодня. И знаете, что мне пришло в голову? "Бабки", которые вы массовке платите, вполне хороши, чтобы она пиво пила. Отсюда и выхлоп. Пиво больше никого не интересует, врубаетесь? Мы больше денег тратим потом на копирайт и медиапокрытие, чтобы хоть частотой упоминаний скрасить вечные картинки с двумя десятками жмущихся друг к другу мудаков. Особенно хорошо это под дождем смотрится, да, Гена?
- Под дождем?
- Ага. Ты вспомни, каким идиотом тебя выставили "Наши", когда вы проводили митинг на Лубянке и пошел дождь. Как "Наши" твоей демократической молодежи зонты принесли, а? Про твоих стариков диссидентов, Паша, я вообще говорить не хочу. Им уже прогулы на кладбище ставят, а они пытаются беззубо вещать про "наследие Синявского и Даниэля". Я весь твой "Колокол" с завтрашнего дня разгоню, понял?
- Антон, но они же не только на митинги ходят. А кто обеспечивает полемику в прессе?
- Паша, давай ты сейчас скромно помолчишь, ладно. Твоих колумнистов никто не читает. Люди, у которых нормальный русский язык напрочь отсутствует. Мы работаем с массами, понимаешь? А массы не врубаются в слова типа "дискурс", "компрадорство", "сателлиты режима". Им нужно ясно и просто: тут разборки, тут кровавая гэбня, тут ее союзники, понимаешь? А этот твой главный мудак, Толя из "Колокола", такое впечатление, что пишет для себя и для трех своих друзей, таких же анонимных алкоголиков.
- Антон, я не согласен. Он работает на свою целевую аудиторию - интеллигенцию.
- А мне твоя интеллигенция на... не нужна, понял? Она мне на выборах и двух процентов не даст, поэтому работать нужно на обычных людей. А вместо этого твой Толя пишет мне подстрочник "я бы рекомендовал в вашем выступлении заменить "разношерстный политсброд" на "неряшливую политическую палитру". Подстрочник, бл... Ему, наверное, кажется, как он тонко скаламбурил "политическая палитра".
- У нас была хорошая аналитика экономического состояния страны в "Коммерсанте". Помнишь, "Скоро август..."? - пытается оправдаться Паша.
- И что? Если бы ты под это дело реальный кризис создал, а так твоя статья мертвому припарок. За два месяца мы не создали ни одного события. Посмотрите, как работает "комитет", - у них что ни событие, то мегахит. Поймают трех молдаван - борьба с нелегальной эмиграцией, построят три квартиры для военных - армия получила жилищную программу, в теннис бабы выиграли - вот так развивается национальный проект "Спорт".
- Мы, кстати, в Сети нацпроект "Спорт" хорошо отстебали, - вступается Гена, - когда прошла тема на "Эхо", что в качестве сувенирной продукции этого нацпроекта изготовляются зажигалки и пепельницы под огромные бюджеты. Помните, в Сети флешмоб, где логотипом был Путин, прикуривающий от Олимпийского факела?
- Ага, помним. Вечно помним, как покойников. И скорбим, кстати, тоже. Ты мне про эту передачу лучше не вспоминай. Собралась вся демшиза, полпередачи вспоминали Попова с Гайдаром, кто из них чего предрекал и куда мы теперь другим путем идем. "А помните, Егор в 1994-м это предвидел! Вы же с ним дружили, да, Евгений? Ну, не так чтобы близко, но..." И в конце передачи начали говорить о кризисе нацпроектов. Когда половина аудитории уже переключилась.
- Антон, ты говоришь, про работу "комитетовцев", но мы не можем сравнивать. У них любой пшик - событие. Когда такая лупа, как телевизор, есть, можно масштабировать все что угодно, - вступается за своих непосредственных подчиненных Вадим, - радио и Интернет - единственные наши СМИ, которые еще создают информационное поле. Кстати, ты заметил, что тебя теперь именуют известным политологом и правозащитником? За два месяца у тебя было шесть эфиров на "Восьмом", а радио и Интернет нам в этом сильно помогли. Выстроить новый имидж за такой короткий срок - это задача.
- Спасибо тебе, Вадим, большое, человеческое - я почти кланяюсь - действительно, как я мог забыть. Я Вербицкому это в отчет напишу? "За два месяца моей группе удалось выстроить мой собственный имидж. Точка". Вы не информационное поле создаете, а информационный шум, чувствуете разницу? Потому что у нас нет событий, вокруг которых можно строить систему. Мы даже с новостями не умеем работать. Например. Ты, Женя, новости на "Эхо" слушаешь?
- Да, конечно.
- А ты вообще понимаешь, как на них аудитория реагирует? Они ей вообще интересны?
- Я думаю, да...
- А я думаю, нет. Ты скажи, на хрена мне нужно знать, сколько человек одновременно спрыгнули с парашютами с небоскреба в Куала-Лумпур?
- Ну, Антон, - усмехается Женя, - это же вода. Мы не можем строить новостные блоки только из наших собственных новостей.
- А ты, видимо, давно радио занимаешься?
- Ну, в общем, да.
- А что такое "ядовитый сэндвич", ты знаешь? Нет? Это когда весь позитив и вся вода типа Куала-Лумпур и прав женщин в Саудовской Аравии остаются в середине новостного сюжета, а про то, что "45% населения не доверяют Путину", а "экономический кризис приближается", ставятся в начало и конец блока, потому что слушатели запоминают только то, что говорится и показывается в начале и конце. Слышал про такое? Или тебя этому не учили?
- Я предлагаю сменить тему, - пытается погасить эмоции Вадим. - Антон, действительно мы отработали слабо, но, согласись, в отсутствие реальных поводов "дело Горчаковой" было реализовано хорошо.
- Вадим, я согласен, то, что ты предложил изобразить драку Горчаковой со строителями как нападение на нее, это великолепно. Удивительно, как ты ее уговорил согласиться на эту подставу?
- А у нее выбора особо не было, она почти пропала со сцены, вот я ей и предложил триумфально вернуться, - смеется Вадим.
- А она действительно со строителями подралась? - спрашивает Женя.
- Она поехала смотреть, как таджики ей ремонт в новой квартире делают. Устроила им скандал, верещала, как обычно. Но таджики же политически безграмотны. Они же слов "диссидент" и "правозащитник" не знают, у них в таджикском языке таких слов нету. Вот кто-то из них не сдержался и пере...л ей. Она позвонила Вербицкому, чтобы он охрану прислал, а Вадим с Антоном были у него в тот момент. Дальше Вадим поехал, уговорил ее, я закрутил все в Интернете, и понеслось, - рассказывает Генка.
- На самом деле почти три недели тему держали, спасибо Гене в основном. Радио и телевизору было из чего материалы делать.
- Да, согласен, отработали повод шикарно, но этого мало, ребята. Я серьезно начинаю пугаться, что нам дальше делать. Мы не можем постоянно из воздуха поводы генерить.
- Тупик какой-то, - мрачно замечает Гена, - чем больше мы ее тему мусолим, тем больше вызываем смеха. Вы видели, как чуваки из "комитета" обстебали сегодня нас?
- Нет, а где? - Все оживляются.
- Сегодня с утра они запустили сайт zubov.net. Там фотография Горчаковой, история нападения на нее с главным акцентом на то, что ей выбили два зуба. Ниже призыв ко всей демократической общественности засылать по одному рублю на то, чтобы Горчакова смогла вставить себе новые зубы.
- Вот суки, - смеюсь я.
- Да, с юмором у них хорошо, - улыбается Вадим.
- А главное, это слоган: "по ком стучат зубы Марины Горчаковой? Они стучат по тебе!" Сегодня уже половина лайв джорнала охвачена флешмобом "зуб за руб". Они там коммьюнити создали, где каждый желающий может нарисовать Марину с новыми зубами. И понеслось - рисуют вампиров, саблезубых тигров...
- Креативно. Сегодня у нее истерика начнется, а завтра Вербицкий нам устроит тут флешмоб, - подмечает Женя. - Чем мы будем ее тему оживлять? Если она хочет славы мученицы, пусть пойдет и под "КамАЗ" бросится. Мы ее вытягивать больше не можем.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00