Промышленные предприятия пролоббировали законопроект, который сохраняет за ними право иметь собственные энергокомплексы.

Понедельник, 27 марта 2006 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Это стимулирует бизнес к строительству собственной генерации

1 апреля 2006 года вступает в силу статья 6 федерального закона "О функционировании электроэнергетики в переходный период". С этого дня процесс разделения энергетического хозяйства страны считается завершенным: юридическим лицам будет запрещено совмещение производства, купли-продажи и передачи электроэнергии по сетям.

Для промышленников это могло стать катастрофой: многие предприятия, преимущественно металлургические, имеют в своей структуре энергетический комплекс, состоящий из генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства. Вступление в силу статьи 6 означает, что комбинаты должны будут продать либо генерацию — и закупать электроэнергию на стороне, либо сети — и лишиться надежности электроснабжения, ради которой и создавались эти комплексы.

Но металлурги вовремя подстраховались. 15 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в статью 6 федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период"". На предприятиях рассчитывают, что до 1 апреля поправки пройдут согласования в Совете Федерации и у президента. Учитывая, с какой скоростью принимался документ (в первом чтении он одобрен Госдумой 8 февраля, во втором — 10 марта), сомнений в успехе нет. В результате промышленные предприятия смогут иметь и развивать собственное энергетическое хозяйство.

Сам себе энергетик

Металлургия считается самым энергоемким производством. По данным Международного союза металлургов, расходы в отрасли на электроэнергию составляют в среднем 30% от затрат. Поэтому многие комбинаты исторически строились с собственным производством энергии и сетями. Так, Магнитогорский металлургический обеспечен собственной энергией практически на 100% (мощности составляют около 650 МВт и продолжают наращиваться, имеется огромное сетевое хозяйство: сотни километров электросетей 10 — 110 кВ; 8 тыс. километров кабельных линий 3 — 110 кВ; пять крупных подстанций, связанных с системой Челябэнерго линиями электропередачи; более 50 трансформаторных и преобразовательных подстанций).

В структуре себестоимости продукции доля затрат на электроэнергию у Магнитки — менее 1%: это в десятки раз меньше, чем у предприятий, покупающих электроэнергию на рынке. В 2005 году экономия составила 70 млн рублей. Ко всему прочему, комбинат на 70% обеспечивает теплом Магнитогорск. Как сообщила пресс-секретарь ММК Елена Азовцева, передача электросетей на баланс других компаний приведет к нарушению производственного процесса и к увеличению затрат Магнитки на 2 млрд рублей в год.

Синарский трубный завод (входит в ТМК) генерацией мощностью 20 МВт закрывает треть собственной потребности. По словам Владимира Дворкина, директора дирекции по энергообеспечению ТМК, недостающую электроэнергию завод покупает по цене примерно один рубль за кВт•час у энергосистемы, из них за транспорт по внешним сетям в тарифе заложено 20 копеек. При этом себестоимость собственной — около 30 копеек за кВт/час, и никакой платы за транспорт по собственным сетям.

Вице-президент СУАЛХолдинга Василий Киселев указывает на перспективу: "После выделения сетевых объектов потребителей в отдельные независимые сетевые компании, неизбежно произошло бы присоединение этих компаний к крупным сетевым игрокам. Следствие — потеря управляемости и перераспределение затрат между потребителями. Возможен и другой вариант: рост затрат на транспортировку электроэнергии. В итоге ухудшилась бы ситуация с безопасностью энергоснабжения, появились бы непрозрачные схемы определения затрат на транспортировку. Поэтому сети нужно оставить в собственности предприятий".

Поправка на будущее

Наблюдатели уверены: принятые изменения ориентированы на перспективу не только металлургов. Многие крупные промышленные предприятия Урала, занимающиеся реконструкцией производства и вводом в эксплуатацию новых объектов, желают обезопасить бизнес. Временато смутные: электроэнергетика реформируется, энергодефицит нарастает, и Средний Урал его уже испытывает (см. "Показательный мозговой штурм", с. 22). Поэтому в планах бизнеса создание собственных объектов генерации и сетей.

Другая цель, которую будут преследовать промышленники, — снижение доли энергозатрат в себестоимости продукции. "Сегодня цены Свердловэнергосбыта очень высоки, на современных установках можно вырабатывать электроэнергию, которая будет втрое дешевле", — говорит главный энергетик Первоуральского новотрубного завода (входит в Группу ЧТПЗ) Валерий Трескин.

Первый вицепремьер, министр промышленности и энергетики правительства Свердловской области Владимир Молчанов подтверждает: "Цена электроэнергии для промышленных предприятий области в среднем 78 копеек. А на Уралвагонзаводе, где действует своя ТЭЦ, себестоимость электроэнергии — 47 копеек. Нет лишних расходов. Это ведет к повышению конкурентоспособности".

Не только крупные, но и средние предприятия рассматривают вариант развития собственной генерации. Например, малой: это строительство парогазовых установок мощностью до 100 МВт со средней стоимостью от 5 млн рублей и окупаемостью в два-три года. Инвесторами и разработчиками данных проектов в Свердловской области готовы выступить НГК "Итера" (поставляет в регион природный газ) и московская проектноинвестиционная организация ООО "Интертехэлектро — Новая Генерация". Они уже рассматривают варианты строительства станций для НТМК, УГМК, Первоуральского и Северского трубных заводов, ТГК9, Уралвагонзавода.

Скрытая угроза

Сами энергетики не уделили особого внимания ни принятым поправкам, ни сохранению на балансе предприятий энергетических хозяйств. Генеральный директор ОАО "Свердловэнерго" Владимир Кальсин: "Все крупные электростанции и системообразующие сети находятся на балансе РАО "ЕЭС России". Сегмент, занимаемый энергокомплексами промышленных предприятий, невелик. Их сети и электростанции, независимо от того, объединены они или разделены, пока не оказывают серьезного влияния на формируемые цены, не вносят погрешности в целевую модель рынка. Кроме того, рынок не может существовать в жестких рамках ограничений и зарегламентированности, должны быть различные формы конкуренции".

Однако, по мнению аналитика ИК "Брокеркредитсервис" Татьяны Бобровской, угроза конкуренции со стороны металлургов все-таки существует: "Крупные металлургические компании — НЛМК, Норникель, ЕвразХолдинг — сегодня проявляют большой интерес к энергетическим активам. На балансе некоторых, той же Магнитки, находится значительный объем сетей. Они не только развивают собственную генерацию, но и продают электро и тепловую энергию субподрядчикам. Кроме того, многие хотят иметь крупные пакеты акций в энергетических компаниях. Поэтому не исключено, что в будущем металлурги смогут влиять на формирование тарифов как на электроэнергию, так и на ее транспортировку".

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 1112
Рубрика: Металлургия


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003