Россиян хотят защитить от мутаций
Главный санитарный врач России ужесточил требования по маркировке продуктов, содержащих генетически модифицированные источники. Главное теперь – добиться выполнения его постановления
Во вторник было обнародовано постановление главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, согласно которому с 1 июня 2004 г. обязательной маркировке подлежат все продукты питания, в которых содержание ГМ-сырья превышает 0,9%. В пояснительной записке к постановлению говорится, что оно подготовлено в целях защиты прав потребителей, а также для приведения российского законодательства в соответствие с нормативной базой Евросоюза. По мнению противников использования ГМ-источников (ГМИ) в России, данное постановление главного санитарного врача –большой шаг вперед. Однако до реального обеспечения генетической безопасности пока еще далеко. Как и в предыдущем постановлении Геннадия Онищенко (по которому обязательной маркировке в России подлежали продукты с содержанием ГМ-сырья более 5%), в новом документе по-прежнему не прописана процедура определения ГМИ в составе продукции. Неясно, как считать 0,9% – от массы конечного продукта, или же веса сухого либо мокрого сырья. Кроме того, не подкрепленное законодательно, нынешнее решение Онищенко является лишь заявлением о намерениях и не обязательно к исполнению. Тем не менее, по словам специалистов, постановление – пусть даже такое несовершенное, безусловно, нужно. А следующим шагом, по их мнению, должно стать введение обязательной маркировки на предмет содержания ГМИ для растительного сырья, поставляемого в Россию из-за рубежа.
Общественные организации, выступающие против использования ГМИ в нашей стране, называют нынешнее постановление Геннадия Онищенко шагом вперед (напомним, что лоббисты активного использования в России ГМИ – например, академик Константин Скрябин – выступают вообще против любой маркировки). "В течение полутора лет мы добивались внесения поправки в ст. 10 закона "О защите прав потребителей", суть которой – обязать производителей маркировать продукты на предмет содержания в них ГМ-источников в принципе, без указания процента. В феврале эта поправка прошла в Госдуме первое чтение. Поправка может быть принята уже в весеннюю сессию и не позднее осени уже будет действовать. В перспективе она, а также нынешнее постановление Онищенко, позволят нам добиваться уже законодательного закрепления нормы, согласно которой обязательной маркировке подлежат все продукты питания, в которых содержание ГМ-сырья превышает 0,9%", – сказал RBC daily Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).
Правда, текст постановления несовершенен. "Безусловно, предприятия в их нынешнем состоянии не готовы к введению обязательной маркировки", – говорит Дмитрий Янин. По его словам, в постановлении не прописана методика выявления процентного содержания ГМ-источников в продуктах, кроме того, есть и другие причины. "Скажем, для российских мясопереработчиков поставки сои из-за границы критичны – благодаря сое нивелируется рост цен на мясо", – отмечает Дмитрий Янин. Другие эксперты высказывают более жесткие оценки. "Это уже не первое постановление Геннадия Онищенко на тему маркировки. Что за ним последует – затрудняюсь сказать. Но, судя по всему, это еще одна отписка. То есть главный санитарный врач вроде бы говорит: "Да, мы держим руку на пульсе этой проблемы", – но при этом выпускает постановление, которое в нынешних условиях выполняться не может", – сказал RBC daily Александр Баранов, кандидат биологических наук, президент Общенациональной Ассоциации генетической безопасности. Иными словами, не то что с 1 июня, но и даже в этом году запустить "ГМ-маркировку" не удастся. "Нужно еще принять методику количественного анализа – от чего именно считать 0,9%, разработать саму маркировку, сертифицировать ее, зарегистрировать в Роспатенте. Я уже не говорю о том, что сами предприятия будут не готовы в эти сроки перелопатить и промаркировать свою продукцию. По всем этим причинам введение маркировки продуктов с ГМИ – очень длительная процедура", – отмечает г-н Баранов.
Но даже в случае принятия методики выявления процентного содержания ГМ-источников в продуктах и параметров маркировки, только небольшая часть российских производителей продуктов, решивших отказаться от ГМ-сырья, сможет с большой долей вероятности гарантировать "чистоту" своей продукции. "В принципе наличие ГМИ в сырье определить достаточно просто. Анализ одной партии сырья стоит порядка 20 долл. Скажем, из партии соевого изолята в 1000 мешков осуществляется случайная выборка пяти мешков. Если хотя бы такой анализ будет проводиться, он с какой-то степенью вероятности может дать ответ – содержит ли партия ГМИ, или нет", – сказала RBC daily Наталья Олефиренко, координатор генетической программы "Гринпис России". Но лабораторий, специализирующихся на этой деятельности, по ее словам недостаточно. "Большинство предприятий не имеют возможности проводить такие анализы сырья за пределами Москвы и Санкт-Петербурга", – говорит г-жа Олефиренко.
Поэтому логичным шагом России должно стать требование к поставщикам соевого изолята из США, Аргентины, Бразилии и других стран маркировать сырье на предмет содержания в нем ГМИ. "По закону поставщики сырья не обязаны его маркировать на предмет содержания ГМИ. Поэтому нужно ввести обязательную маркировку сырья, поставляемого из-за рубежа. Это будет самым простым способом обеспечить россиян безопасными с генетической точки зрения продуктами отечественного производства", – говорит Наталья Олефиренко. С ней согласен и Александр Баранов. "Не вина наших производителей, что в их продукции находят ГМИ. Ведь часто даже в сертификатах на сырье указывается, что оно свободно от трансгенов, а после проведения проверок оказывается, что продукция из него содержит трансгены. Поэтому обязать зарубежных поставщиков маркировать поставляемое в Россию сырье просто необходимо. Пусть они несут ответственность и выплачивают неустойки в том случае, если сырье не будет промаркировано, но там обнаружатся ГМ-источники", – считает г-н Баранов.
RBC daily.
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00