Маслозаводы не в силах "переварить" рекордный урожай подсолнечника
Похоже, маслозаводы не в силах "переварить" рекордный урожай подсолнечника – закупочные цены стремительно падают. Но крестьян-производителей на внешний рынок все равно "не пущают": действующая сегодня 20-процентная экспортная пошлина не предполагает прибыльной торговли с заграницей.
Ситуация, прямо скажем, аховая. С одной стороны, тесный круг отечественных переработчиков, которых сельхозтоваро-производители подозревают в ценовом сговоре, а с другой – государство, логика действий которого в экспортном вопросе не стимулирует производство подсолнечника. В итоге возник серьезный конфликт интересов, который уже выплеснулся за пределы регионов, производящих "жирное золото", и докатился до высоких федеральных структур – Государственной Думы и правительства России.
Ставрополье не стало исключением. Недавно генеральные директора двух известных хозяйств Новоалександровского района – ОАО "Русь" и ООО "Новомихайловское" - отправили в адрес депутатов ГД РФ П. Воронина и Г. Кулика (кстати, председателя аграрного комитета Думы) обращение с просьбой "убедить правительство РФ в необходимости отмены пошлины на экспорт подсолнечника". Это обращение также подписали, что ценно, руководители Красногвардейского и Новоалександровского районов.
Как выяснилось, они выражают настроения не только многих сельхозпредприятий, производящих семечки, но и видных чиновников края.
- Я думаю, что вопрос о снижении экспортной пошлины или даже ее полной отмене правомерен, - говорит заместитель министра сельского хозяйства края Александр Яловой. – Рекордного урожая подсолнечника, собранного в России, вполне хватит, чтобы за-грузить мощности отечественных МЭЗов (маслоэкстракционных заводов), а остаток – очень солидный – можно, даже нужно, экспортировать. Только вот при нынешней пошлине – бессмысленно…
На Ставрополье уборка подсолнечника практически завершена, произведено 365 тыс. тонн (в прошлом году – 331 тыс. тонн). Этот объем вполне по силам "переварить" четырем МЭЗам, работающим на территории края, – Невинномысскому, Георгиевскому, Светлоградскому и Ставропольскому. В принципе их мощности, как утверждает курирующий переработку заместитель министра сельского хозяйства края Николай Соломко, позволяют справиться и с большей нагрузкой. Вопрос – в сырье, которое скупают у нас извечные конкуренты - ростовчане и краснодарцы, едущие сюда, по выражению Н. Соломко, "как воры" (то есть - тихо, не афишируя свои действия), и поэтому, мол, некоторые ставропольские маслозаводы уже всерьез настраиваются на другую сельхозкультуру – сою.
Забота Н. Соломко о нашей сырьевой базе понятна, и вряд ли кто будет спорить с тем, что краю выгодней самостоятельно перерабатывать выращенную продукцию. Только вот проблема в другом: сегодня ни наши МЭЗы, ни соседские не дают крестьянину "настоящую" цену. В России собран грандиозный урожай подсолнечника - 6 млн. тонн. Потребление внутри страны, в т.ч. растительного масла, составляет максимум 4,5 млн. тонн. Большинство ведущих МЭЗов уже завершили закупочную кампанию и ушли с рынка. Вопрос: что делать с остатком подсолнечника? Переработчики, конечно, готовы "съесть" и его, но по смешной цене, прекрасно понимая, что крестьянину некуда больше податься – ему не перепрыгнуть за барьер 20-процентной пошлины.
Не знаю, как в соседних регионах, а на Ставрополье многие сельхозпредприятия приостановили продажу подсолнечника.
- Нас не устраивают цены, - говорит глава администрации Новоалександровского муниципального района Николай Герасимов, - они скатились уже до 4,5 тыс. рублей за тонну. Это почти что себестоимость продукции. Вот и получается, что в нашем районе богатый урожай подсолнечника – 55 тыс. тонн (в прошлом году – 42 тыс.) может обернуться бедой. Особенно для мелких и средних хозяйств, которые уже сегодня терпят серьезные убытки. Если проблема не будет решена, то в следующем году посевные площади под подсолнечник могут быть существенно уменьшены. Я подписался под письмом к депутатам ГДРФ, чтобы обратить внимание на бедственное положение крестьян. Их в очередной раз загоняют в угол…
Цены не просто падают. Как отмечают сельхозпроизводители, они падают "организованно", на всех крупных МЭЗах, и в первую очередь Южного федерального округа, где выращена значительная часть российского "жирного золота". Был период, когда в течение двух-трех дней маслозаводы практически одновременно снизили закупочную цену более чем на 500 рублей за тонну. Но в картельном сговоре переработчиков уличить вряд ли удастся: они кивают на уже насыщенный рынок, который, мол, диктует правила игры. Впрочем, несколько известных компаний страны, выращивающих подсолнечник, все-таки обратились в федеральные министерства сельского хозяйства и экономического развития, а также в Российский Зерновой Союз с требованием провести расследование в отношении "ценовой политики" МЭЗов. А еще они настаивают на отмене экспортной пошлины.
- Это именно политика, - говорит генеральный директор ОАО "Русь" Новоалександровского района А. Буханцов. – Маслозаводы обернули в свою пользу ситуацию. Но их аргументы насчет "правил рынка" можно оспорить. Да, в России большой урожай, но, согласитесь, не могут же цены за год упасть чуть ли не в два раза! Судите сами: в 2004 году был период, когда за подсолнечник давали 8350 рублей за тонну (франко-ток), в конце прошлого года – 6800. В этом году цена началась с 6000 рублей за тонну, а сегодня – 4500. И есть тенденция к дальнейшему снижению. То есть нас, производителей, уже почти вывели на ноль процентов рентабельности! Между тем многие хозяйства засеяли подсолнечником большие площади, надеясь получить желанную прибыль, за счет которой традиционно покрываются убытки от других видов деятельности, компенсируется диспаритет цен на потребляемые ресурсы – ГСМ, запчасти, удобрения и т.д. Теперь эти надежды могут пойти прахом… Тем более что в нынешнем году и горох, и кукуруза – в "минусах", а пшеница дает лишь небольшую прибыль.
- Алексей Анатольевич, с какими МЭЗами имеют дело хозяйства края?
- В их числе и ставропольские маслозаводы, и из соседних регионов. Круг этих компаний невелик – четыре-пять. Но куда ни сунешься, закупочная цена одна и та же. Наше хозяйство "Русь" в этом году собрало 5 тыс. тонн подсолнечника, средняя урожайность 30 ц/га. На весь этот объем в начале года был заключен договор поставки с Лабинским МЭЗом из расчета 6000 рублей за тонну. Продукцию этот маслозавод у нас забрал в пределах 3 тыс. тонн. Остальное – отказывается, несмотря на контракт: говорят, цена упала, покупать не будем. А мы по дешевке и не отдадим…
- Какие цены на подсолнечник вы считаете справедливыми?
- В странах Европейского союза тонна стоит 280 долларов, в США – 330. Это соответственно примерно 7800-9300 рублей, то есть в два раза больше, чем дают отечественные маслозаводы. Но если самостоятельно экспортировать продукцию, то транспортные расходы, другие издержки и главным образом пошлина "съедят" у крестьянина всю прибыль. Вот почему производители ставят перед российским правительством вопрос об отмене экспортной пошлины. Нужно на деле поддержать производителя, создать конкуренцию на рынке сбыта. Кстати, об этом – конкурентоспособности экономики – не так давно говорил и президент В. Путин.
- Но даже если правительство отменит пошлину, это еще не означает, что каждый колхоз сможет торговать с заграницей. Вот, например, "Русь"?..
- Каждый не сможет, но крупным хозяйствам такое вполне под силу. Что касается "Руси", то у нас есть прямой выход за рубеж, есть и потенциальные покупатели. Но дело не в возможности того или иного хозяйства экспортировать продукцию, а в принципиальном решении во-проса о пошлине. Если ее отменят, внутренний рынок стабилизируется и переработчики перестанут жировать за счет крестьян, у которых появится выбор…
Трудно сказать, пойдет ли правительство РФ навстречу производителям "жирного золота" - хотя бы даже в части уменьшения пошлины, а не полной ее отмены. Уж слишком сильны лоббистские позиции заматеревшего в последние годы перерабатывающего комплекса. Напомним, что именно маслозаводы в свое время "пробили" решение правительства о повышении экспортной пошлины с 10 до 20%, мотивируя это тем, что подсолнечника, производимого в России, не хватает, чтобы за-грузить мощности МЭЗов, а следовательно, нужно ограничить (с помощью высокой пошлины) поставки сырья на Запад. Но теперь-то ситуация изменилась – подсолнечника больше, чем надо, а крестьян все равно "не пущают".
Кстати, на Украине, которая, наряду с Аргентиной и Россией входит в первую тройку производителей подсолнечника, недавно экспортная пошлина была снижена до 17%, с нового года будет 16% с постепенным доведением до 10%. Там урожай около 4 млн. тонн – в два раза больше потребности государства, поэтому экспорт поощряется. Украина будет завоевывать новые рынки сбыта, а мы - кормить собственных монополистов?
И еще один существенный момент. Наш российский рынок завален аргентин-ским подсолнечным маслом, которое по качеству не хуже, а по цене не вы-ше российского. Логично предположить, что отечественные маслозаводы, почти в два раза снизившие закупочные цены, будут вырабатывать более дешевую продукцию. Но этого не произошло. Тут не рынком пахнет, а самой настоящей монополией…
Ситуация, прямо скажем, аховая. С одной стороны, тесный круг отечественных переработчиков, которых сельхозтоваро-производители подозревают в ценовом сговоре, а с другой – государство, логика действий которого в экспортном вопросе не стимулирует производство подсолнечника. В итоге возник серьезный конфликт интересов, который уже выплеснулся за пределы регионов, производящих "жирное золото", и докатился до высоких федеральных структур – Государственной Думы и правительства России.
Ставрополье не стало исключением. Недавно генеральные директора двух известных хозяйств Новоалександровского района – ОАО "Русь" и ООО "Новомихайловское" - отправили в адрес депутатов ГД РФ П. Воронина и Г. Кулика (кстати, председателя аграрного комитета Думы) обращение с просьбой "убедить правительство РФ в необходимости отмены пошлины на экспорт подсолнечника". Это обращение также подписали, что ценно, руководители Красногвардейского и Новоалександровского районов.
Как выяснилось, они выражают настроения не только многих сельхозпредприятий, производящих семечки, но и видных чиновников края.
- Я думаю, что вопрос о снижении экспортной пошлины или даже ее полной отмене правомерен, - говорит заместитель министра сельского хозяйства края Александр Яловой. – Рекордного урожая подсолнечника, собранного в России, вполне хватит, чтобы за-грузить мощности отечественных МЭЗов (маслоэкстракционных заводов), а остаток – очень солидный – можно, даже нужно, экспортировать. Только вот при нынешней пошлине – бессмысленно…
На Ставрополье уборка подсолнечника практически завершена, произведено 365 тыс. тонн (в прошлом году – 331 тыс. тонн). Этот объем вполне по силам "переварить" четырем МЭЗам, работающим на территории края, – Невинномысскому, Георгиевскому, Светлоградскому и Ставропольскому. В принципе их мощности, как утверждает курирующий переработку заместитель министра сельского хозяйства края Николай Соломко, позволяют справиться и с большей нагрузкой. Вопрос – в сырье, которое скупают у нас извечные конкуренты - ростовчане и краснодарцы, едущие сюда, по выражению Н. Соломко, "как воры" (то есть - тихо, не афишируя свои действия), и поэтому, мол, некоторые ставропольские маслозаводы уже всерьез настраиваются на другую сельхозкультуру – сою.
Забота Н. Соломко о нашей сырьевой базе понятна, и вряд ли кто будет спорить с тем, что краю выгодней самостоятельно перерабатывать выращенную продукцию. Только вот проблема в другом: сегодня ни наши МЭЗы, ни соседские не дают крестьянину "настоящую" цену. В России собран грандиозный урожай подсолнечника - 6 млн. тонн. Потребление внутри страны, в т.ч. растительного масла, составляет максимум 4,5 млн. тонн. Большинство ведущих МЭЗов уже завершили закупочную кампанию и ушли с рынка. Вопрос: что делать с остатком подсолнечника? Переработчики, конечно, готовы "съесть" и его, но по смешной цене, прекрасно понимая, что крестьянину некуда больше податься – ему не перепрыгнуть за барьер 20-процентной пошлины.
Не знаю, как в соседних регионах, а на Ставрополье многие сельхозпредприятия приостановили продажу подсолнечника.
- Нас не устраивают цены, - говорит глава администрации Новоалександровского муниципального района Николай Герасимов, - они скатились уже до 4,5 тыс. рублей за тонну. Это почти что себестоимость продукции. Вот и получается, что в нашем районе богатый урожай подсолнечника – 55 тыс. тонн (в прошлом году – 42 тыс.) может обернуться бедой. Особенно для мелких и средних хозяйств, которые уже сегодня терпят серьезные убытки. Если проблема не будет решена, то в следующем году посевные площади под подсолнечник могут быть существенно уменьшены. Я подписался под письмом к депутатам ГДРФ, чтобы обратить внимание на бедственное положение крестьян. Их в очередной раз загоняют в угол…
Цены не просто падают. Как отмечают сельхозпроизводители, они падают "организованно", на всех крупных МЭЗах, и в первую очередь Южного федерального округа, где выращена значительная часть российского "жирного золота". Был период, когда в течение двух-трех дней маслозаводы практически одновременно снизили закупочную цену более чем на 500 рублей за тонну. Но в картельном сговоре переработчиков уличить вряд ли удастся: они кивают на уже насыщенный рынок, который, мол, диктует правила игры. Впрочем, несколько известных компаний страны, выращивающих подсолнечник, все-таки обратились в федеральные министерства сельского хозяйства и экономического развития, а также в Российский Зерновой Союз с требованием провести расследование в отношении "ценовой политики" МЭЗов. А еще они настаивают на отмене экспортной пошлины.
- Это именно политика, - говорит генеральный директор ОАО "Русь" Новоалександровского района А. Буханцов. – Маслозаводы обернули в свою пользу ситуацию. Но их аргументы насчет "правил рынка" можно оспорить. Да, в России большой урожай, но, согласитесь, не могут же цены за год упасть чуть ли не в два раза! Судите сами: в 2004 году был период, когда за подсолнечник давали 8350 рублей за тонну (франко-ток), в конце прошлого года – 6800. В этом году цена началась с 6000 рублей за тонну, а сегодня – 4500. И есть тенденция к дальнейшему снижению. То есть нас, производителей, уже почти вывели на ноль процентов рентабельности! Между тем многие хозяйства засеяли подсолнечником большие площади, надеясь получить желанную прибыль, за счет которой традиционно покрываются убытки от других видов деятельности, компенсируется диспаритет цен на потребляемые ресурсы – ГСМ, запчасти, удобрения и т.д. Теперь эти надежды могут пойти прахом… Тем более что в нынешнем году и горох, и кукуруза – в "минусах", а пшеница дает лишь небольшую прибыль.
- Алексей Анатольевич, с какими МЭЗами имеют дело хозяйства края?
- В их числе и ставропольские маслозаводы, и из соседних регионов. Круг этих компаний невелик – четыре-пять. Но куда ни сунешься, закупочная цена одна и та же. Наше хозяйство "Русь" в этом году собрало 5 тыс. тонн подсолнечника, средняя урожайность 30 ц/га. На весь этот объем в начале года был заключен договор поставки с Лабинским МЭЗом из расчета 6000 рублей за тонну. Продукцию этот маслозавод у нас забрал в пределах 3 тыс. тонн. Остальное – отказывается, несмотря на контракт: говорят, цена упала, покупать не будем. А мы по дешевке и не отдадим…
- Какие цены на подсолнечник вы считаете справедливыми?
- В странах Европейского союза тонна стоит 280 долларов, в США – 330. Это соответственно примерно 7800-9300 рублей, то есть в два раза больше, чем дают отечественные маслозаводы. Но если самостоятельно экспортировать продукцию, то транспортные расходы, другие издержки и главным образом пошлина "съедят" у крестьянина всю прибыль. Вот почему производители ставят перед российским правительством вопрос об отмене экспортной пошлины. Нужно на деле поддержать производителя, создать конкуренцию на рынке сбыта. Кстати, об этом – конкурентоспособности экономики – не так давно говорил и президент В. Путин.
- Но даже если правительство отменит пошлину, это еще не означает, что каждый колхоз сможет торговать с заграницей. Вот, например, "Русь"?..
- Каждый не сможет, но крупным хозяйствам такое вполне под силу. Что касается "Руси", то у нас есть прямой выход за рубеж, есть и потенциальные покупатели. Но дело не в возможности того или иного хозяйства экспортировать продукцию, а в принципиальном решении во-проса о пошлине. Если ее отменят, внутренний рынок стабилизируется и переработчики перестанут жировать за счет крестьян, у которых появится выбор…
Трудно сказать, пойдет ли правительство РФ навстречу производителям "жирного золота" - хотя бы даже в части уменьшения пошлины, а не полной ее отмены. Уж слишком сильны лоббистские позиции заматеревшего в последние годы перерабатывающего комплекса. Напомним, что именно маслозаводы в свое время "пробили" решение правительства о повышении экспортной пошлины с 10 до 20%, мотивируя это тем, что подсолнечника, производимого в России, не хватает, чтобы за-грузить мощности МЭЗов, а следовательно, нужно ограничить (с помощью высокой пошлины) поставки сырья на Запад. Но теперь-то ситуация изменилась – подсолнечника больше, чем надо, а крестьян все равно "не пущают".
Кстати, на Украине, которая, наряду с Аргентиной и Россией входит в первую тройку производителей подсолнечника, недавно экспортная пошлина была снижена до 17%, с нового года будет 16% с постепенным доведением до 10%. Там урожай около 4 млн. тонн – в два раза больше потребности государства, поэтому экспорт поощряется. Украина будет завоевывать новые рынки сбыта, а мы - кормить собственных монополистов?
И еще один существенный момент. Наш российский рынок завален аргентин-ским подсолнечным маслом, которое по качеству не хуже, а по цене не вы-ше российского. Логично предположить, что отечественные маслозаводы, почти в два раза снизившие закупочные цены, будут вырабатывать более дешевую продукцию. Но этого не произошло. Тут не рынком пахнет, а самой настоящей монополией…
Ещё новости по теме:
15:42
13:00
12:00