История магазинов комиксов «Чук и Гик»: от инвестиций в 30 тысяч рублей до ежемесячных продаж на 5 млн рублей

Пятница, 24 августа 2018 г.

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e

Сооснователь сети — о том, как запустить бизнес за месяц, почему не стоит экономить на продавцах и копировать опыт западных магазинов.

Василий Кистяковский уволился из издательства «Комикс», за месяц запустил с другом собственный магазин, а сейчас издаёт комиксы Marvel и «альтернативных» авторов.

В интервью vc.ru предприниматель рассказал о балансе между коммерцией и творчеством, российской индустрии комиксов и продвижении через сарафанное радио.

Расскажи, что привело тебя к созданию магазина комиксов?

К магазину комиксов меня привели безделье и необходимость чем-то заняться. Как и любой приличный человек, выпустившийся с истфака, я понятия не имел, чем хочу заниматься. Мой друг Ваня, с которым мы в итоге открыли «Чук и Гик», пошёл работать в издательство комиксов и позвал с собой.

Я устроился туда, но через пару месяцев меня выгнали за безыдейность. C тех пор я успел поработать журналистом в разных изданиях — например, в TimeOut, занимался фрилансом и в итоге устроился в издательство «Комикс».

Когда-то давно мы с Ваней были в Индии и обсуждали, чего не хватает в Москве. Сошлись на том, что не хватает магазина комиксов. И в конце 2010 года так вышло, что он ушёл со своей работы, я ушёл со своей, и мы решили: «Блин, а давай попробуем». И попробовали — «Чуку и Гику» уже почти семь лет.

Тяжело было принять решение уволиться?

Уволился я не ради проекта, а из-за того, что меня всё достало. Тогда я работал в издательстве «Комикс», которое, смешно сказать, занималось комиксами. Там было много классных людей, но у меня был неприятный начальник. Вскоре начались офисные интриги и бессмысленные подсидки друг друга.

Ещё у нас был безумный абстрактный план по количеству издаваемых комиксов, который нам спустили сверху — он никак не учитывал ни продажи, ничего. Я понимал абсурд ситуации, но мы издавали хорошие комиксы, и меня это держало.

Что стало последней каплей?

В какой-то момент у меня делали ремонт работники, которых посоветовала моя бабушка. Но эти люди оказались ненадёжными — они пили с друзьями-алкоголиками и ограбили мою квартиру. Вынесли румынские, чешские и турецкие купюры, $20, фотоаппарат и коллекционное издание аниме «Меланхолия Харухи Судзмии», за которое я переживаю до сих пор.

В тот день я ушёл с работы пораньше и застал ограбивших меня ремонтников в квартире. Я, конечно, сразу начал набирать номер милиции, но в этот момент позвонила начальница и потребовала вернуться на работу. Тогда я просто выгнал грабителей и вернулся в офис. Позже понял, что на работе могли обойтись без меня, а вот обокравших меня людей уже не найти.

Я бы, конечно, мог объяснить ситуацию и не поехать на работу, но уже эмоционально вовлёкся в рабочий процесс настолько, что не мог трезво рассуждать. Так я понял, что с карьерой в издательстве пора заканчивать. Через три дня я купил билеты в Индию — билеты сорвались, но я всё равно уволился.

Сколько заняла подготовка к открытию магазина? Чем вы в основном занимались?

Подготовка заняла месяц. Занималиcь мы в основном паникой. Первым делом разбирались с поиском помещения. Нам предложили делить помещение с галереей в Палашёвском переулке. Условия были очень лояльные, и мы согласились.

Наша часть представляла из себя угол и две полки по полтора метра с двух сторон. Поставщиков искали по своим старым связям — пригодились опыт в журналистике и работа в «Комиксе».

На открытие магазина у нас ушло 30 тысяч рублей. Деньги мы заняли у друзей и потратили на первую партию комиксов. «Чук и Гик» открылся 8 декабря 2011 года. В первые три недели вместо платы за аренду мы присматривали за галереей по просьбе владельцев.

Название мы с Ваней придумали за несколько дней до открытия магазина — написали десять вариантов и показали список друзьям. Только «Чук и Гик» вызвало реакцию у всех: половине оно казалось почудовищным, а других насмешило. Мне кажется, это классный выбор — комиксы кажутся чем-то «чужим», а название привязывает их к русской культуре.

Юридическое лицо мы оформили уже после запуска магазина. То, как мы открывались, — уникальный случай. Мы были первыми на рынке, и нам сходила с рук любая самодеятельность и аляповатость происходящего. Сейчас запустить магазин так, как это сделали мы, уже не получится.

Когда мы с Ваней открывали магазин, у нас было довольно много журналистских подработок, и мы чувствовали себя комфортно. Первые полгода ничего не зарабатывали с магазина, все вырученные деньги инвестировались обратно. А потом еще полгода брали символические суммы — чтобы чувствовать, что мы что-то зарабатываем.

Почему открыли именно физическую точку? Думали ли о том, чтобы открыть онлайн-магазин?

Мы не думали о том, чтобы открыть интернет-магазин, потому что семь лет назад с онлайн-продажей книг всё было очень плохо — дела шли только у магазина Ozon.

К тому же, в Москве не хватало именно физической точки. Комиксы — довольно хитрый товар, и для наших первых клиентов были важны именно возможность их пощупать, обсудить, получить какой-то комментарий от продавцов. Фраза «Я пошёл в магазин комиксов» звучит классно, а «Я заказал комиксы» — с натяжкой.

Когда наняли первых сотрудников?

Первой сотрудницей была наша подруга Даша — сейчас она работает редактором в издании Wonderzine. Мы наняли её продавцом спустя полгода после открытия магазина, когда поняли, что уже не можем жить без выходных. Мы с Ваней очень хорошо дружим, но полгода не пересекались нигде вместе, потому что кто-то должен был оставаться в «Чуке и Гике».

Бухгалтерию мы вели сами: я сидел с табличкой в Excel. Мне нравилось: забавно, как таблицы помогают увидеть картину целиком. Я примерно понимал наши обороты, прибыль и сколько мы можем заплатить Даше, например.

Мы никогда не пытались сэкономить на продавцах. Что ты выигрываешь от того, что недоплатишь человеку пять тысяч рублей в месяц? Возможность выпить три коктейля в «Стрелке»? Мы следили, чтобы наши сотрудники получали хорошую рыночную зарплату.

Как продвигали проект и сколько потратили на продвижение?

За первые три года мы продвигались платно только один раз — вложили четыре тысячи рублей в рекламу «ВКонтакте». Нам было интересно, как она работает. Деньги исчезли как по щелчку пальцев, и больше мы таким еще долго не занимались.

Мы жили за счет сарафанного радио. Плюс нам очень помогало, что мы оба вышли из журналистской среды. Даже если о нас не писали прямо — как, например, мои бывшие коллеги по журналу TimeOut, то приглашали давать комментарии или делать подборки комиксов. О Ване, например, писала «Афиша» в списке людей, которые меняют Москву к лучшему.

При этом об открытии магазина в «Афише» писать не стали — сочли нас слишком маленькими. А через пару месяцев уже говорили: «Вы же открылись два месяца назад, что о ваc сейчас писать». Звучит как «Уловка-22».

Мне хочется верить, что ты должен делать свою работу классно, и тогда те, кто тоже делают свою работу классно, поговорят с тобой и напишут про тебя. Это, конечно, идеализм, но для нас это сработало.

Формально проект был в плюсе с первого месяца —, но мы вкладывали все деньги обратно. Через полгода, когда мы начали брать какие-то символические суммы себе, уже можно было говорить о прибыли.

Чем вдохновлялись при открытии магазина?

Мы не ориентировались на конкретный опыт западных магазинов комиксов — опирались на общие принципы работы, что делать с товаром и как относиться к клиентам.

Я думаю, что копировать чужой опыт бессмысленно. Мы шли от ассортимента и развивались естественным путём — не было какой-то апроприации или переосмысления.

Как отличалось открытие следующих точек от первой?

Наша первая точка была сделана на коленках в условиях, когда у тебя ничего нет, и ты просто ставишь эксперимент. Вторая тоже была экспериментом, но уже другого типа. Мы задались вопросом: «Можно ли в Москве сделать полноценный магазин — независимый, с большой площадью, приглашать в него авторов?» Оказалось, что да.

Не все наши расчеты оказались одинаково верны. Например, мы думали, что заодно людям будет интересно покупать фантастику или фэнтези. Но в итоге они продавались в каких-то крошечных масштабах.

У второго магазина должна была быть хитрая концепция: «Как бы выглядел магазин комиксов, если бы он открылся в Советском Союзе?» Как это часто бывает со слишком хитрыми концепциями, никто кроме нас её не понял. Когда мы въезжали, то увидели некрасивые советские лампы —, но арендодатель очень просил их не трогать. Они висят до сих пор, и меня до сих пор от них воротит.

Мы сделали нарочито серьёзные коричневые полки, минимально обставили помещение —, но никому не зашло, и мы завесили это все плакатами. Идти надо от покупателя, а не концепции.

Какова доля зарубежных комиксов?

Около 80%. Мы покупаем их через посредников. Мы бы выиграли в деньгах, если бы занимались этим сами, но нет ничего ужаснее, чем растаможивание.

Попробуй объяснить, что книга с названием «Сто пуль» — не террористическая литература для подготовки смертников ИГИЛ. Василий Кистяковский

Какой сейчас оборот у магазина? Какая доля продаж у комиксов и какая наценка на них?

Сейчас ежемесячный оборот — 5 млн рублей. При этом 70% продаж занимают комиксы, остальное — аксессуары и фигурки. А наценка на все книги у нас стандартная, около 50%.

А сколько комиксов вы продаёте в месяц?

Точное количество назвать не могу, но средний чек около 800–1000 рублей.

От чего зависят продажи? Есть ли сезонность?

Сезонность у нас есть, она зависит от двух факторов. Как и в ритейле, все праздники дают рост, особенно Новый Год. А лето — застой. Но есть какие-то свои уникальные особенности: например, на продажи влияют фильмы.

Правда, не надо думать что любой фильм по комиксам обязательно заставляет людей бежать в магазины. Некоторые вообще не помогают продажам.

Например, отличный «Тор» Тайки Вайтити, к сожалению, герою особо не помог. То же самое и с «Чёрной Пантерой». А вот «Война Бесконечности» взорвала продажи — в нашем топе первое место занял комикс «Бесконечность», который вышел полтора года назад.

Магазин сейчас опекает выдру Льдинку в Московском Зоопарке. Зачем это вам? Почему именно выдру?

Во-первых, потому что я обожаю выдр. Во-вторых, мы решили, что раз у нас есть возможность сделать что-то хорошее, то надо делать. К тому же, у нас есть проблема — как и многим интровертам, нам гораздо легче с животными, чем с людьми. Поэтому мы намного чаще помогали всяким животным, чем людям —, но для людей тоже собирали пожертвования.

Три года назад ты открыл своё издательство комиксов Jellyfish Jam. Зачем?

По нескольким причинам. Главная задача издательства — выпускать классные штуки, которые не выпустили бы другие издательства. Или те, которые ты не хочешь, чтобы выпустили другие, к которым ты хочешь иметь личное отношение.

Вторая задача более экономическая: поскольку рынок постепенно разрастался, стало понятно, что если магазин «Республика» вложит 200 млн рублей в сеть магазинов комиксов по Москве, то мы закроемся.

Поэтому мы решили сделать предприятие полного цикла — не только продавать комиксы, но и издавать их. На тот случай, если бы весь спрос перешел в какие-то другие каналы продаж — мы всё равно могли бы заниматься комиксами и зарабатывать на этом. По той же причине сейчас у всех крупных книжных магазинов есть в том или ином виде какое-то издательство.

Есть ещё третья причина — личная. Как бы сильно ты не любил своё дело, если очень долго им заниматься, то оно тебя достанет. Поэтому я, например, перестал стоять за прилавком в «Чуке и Гике» — когда тебя в сотый раз спрашивают про величие комикса «Хранители», тебе уже не очень хочется отвечать. Издательство — это способ поддерживать в себе интерес и желание заниматься комиксами.

С кем ты открывал издательство? Что для этого потребовалось?

Я долго носился с идеей, но единомышленники не находились, а в одиночку мне не хотелось всё это поднимать и раскручивать. Потом узнал, что моя коллега Беата, которая работала у нас в магазине, хочет открыть издательство и уже даже купила пару лицензий.

Мы объединили силы, напрягли мои старые связи с правообладателями комиксов Marvel и из маленького издательства «по интересам» попробовали построить штуку которая будет хотя бы иметь шанс выйти на самоокупаемость.

Стоило это все достаточно недорого по меркам рынка — у нас было примерно 600 тысяч рублей, которых нам хватило на несколько лицензий и выпуск пары книг. Этого было достаточно, чтобы всё завертелось. Потом, в критические моменты, пришлось вложить ещё — думаю, что общая сумма инвестиций где-то 1,5 млн рублей, не больше.

Издательство уже выходит в ноль?

Издательства — не тот бизнес, который приносит прибыль. Я и ребята, с которыми мы его открыли, получаем с него среднюю по Москве зарплату в 50–60 тысяч рублей. Этого хватает на жизнь и иногда на путешествия.

Для издательства очень важно балансировать — ты должен издать достаточное число коммерчески востребованных штук, но при этом не забывать про «альтернативу». Мы пока ищем этот баланс, но в среднем в ноль выходим.

А какие первые комиксы вы издали?

Первым был комикс «Эра Альтрона» — через пару месяцев после выхода фильма. Может быть, это не самый великий комикс, но на фоне выхода фильма он хорошо пошёл. Потом мы выпустили феминистскую серию «Королевы Крыс». Дальше — рывком издали ещё «Людей X», «Мстителей» и «Стражей Галактики».

Так мы заявили, что любим какие-то классные супергеройские комиксы и нишу между мэйнстримом и альтернативой. Аналогично Netflix: это уже не дневное мыло, но далеко не всегда премиум-формат. То, что ты читаешь, всё еще для развлечения, но это не конвейер.

Ещё мы стараемся выпускать комиксы для ЛГБТ и феминистского сообщества. Начало этому положили «Королевы крыс», а потом мы опубликовали «Танкистку» и «Wicked Divine», к которым маскулинная комикс-тусовка обычно относится по-снобски.

Какие есть классные российские авторы комиксов?

Хороших авторов очень много, но меня огорчает то, что они при этом практически не раскручены. Мне нравятся ребята, которые делают комикс «Фронтир» — Лёша Волков и Кирилл Кутузов. В России очень много талантливых художников и мало талантливых сценаристов. Ребята относятся ко вторым, а для иллюстраций каждый раз привлекают кого-то нового.

Что касается художников, есть Лёша Трошин, который рисует антропоморфных животных на фоне Второй Мировой. Есть «потерянное поколение» комиксистов, которое было на пике своей формы в начале нулевых, но у них не было пространства для реализации.

Среди них выделяется Аскольд Акишин — сейчас он выглядит как папа нынешних художников. Акишин работает с советским наследием, мифологизирует и обыгрывает его. Например, превращает пионерские страшилки в хоррор-миры.

Магазин проводит встречи с авторами. Если бы ты мог пригласить на них кого угодно, то кто бы это был?

Из российских авторов мы, к счастью, позвали почти всех, кого хотели — Аскольда Акишина, Машу Богатову (Minava), Нику Водвуд и других.

Если бы в «Чук и Гик» можно было позвать кого угодно, я бы позвал Арта Шпигельмана — автора комикса «Маус», Нила Геймана и Уоррэна Эллиса.

Из людей, которых я встречал в реальной жизни, на меня наибольшее впечатление произвёл Ричард Макгуайр, автор комикса «Здесь» и карикатурист New Yorker. За свою жизнь он занимался кучей разных вещей: был басистом группы Liquid Liquid, писал детские книги и снимал мультфильмы. И он невероятно крутой.

Сейчас ты занимаешься издательством, магазином, и с этого года начнешь вести историю комиксов в ВШЭ. Не возникает ли у тебя «синдром самозванца»?

Преподавание, конечно, его усиливает. Есть ли у меня ощущение, что к третьей лекции у меня закончится информация, и студенты решат, что я «ненастоящий преподаватель»? Конечно.

В меньшей мере мой синдром самозванца связан с магазином — за семь лет мы решали все мыслимые и немыслимые проблемы. У нас не было разве что рейдерского захвата c завариванием дверей. Сталкивались с налоговыми, проверками, со срывами аренд — всё это было.

Сейчас я приехал из творческого лагеря «Камчатка», где помимо меня было невероятное количество талантливых людей из разных сфер — дизайнеров, сценаристов, фотографов, журналистов. Смотришь на них и думаешь, что если бы был на треть таким талантливым, как они, то был бы счастлив.

А потом ты начинаешь с ними общаться, и выясняется, что у них тоже адский синдром самозванца. Василий Кистяковский

Я когда-то очень сильно заморачивался на этот счёт и сформулировал для себя, откуда берётся синдром самозванца — ты сравниваешь себя с другими людьми.

Дальше важно остановиться и понять, как работает твоё сравнивание. Я не пою как Кирилл Иванов из СБПЧ и не фотографирую как Анисия Кузьмина. Ты каждый раз смотришь на таких людей и сравниваешь себя с той дисциплиной, в которой они сильнее всего.

На самом деле, есть другие занятия, которые ты делаешь хорошо. Но срабатывает парадокс наблюдателя — то, в чём ты крут, воспринимаешь как данность.

Естественно, я уже привык, что хорошо разбираюсь в комиксах, и мне кажется, что каждый может делать это, как я. Объективно смотреть на то, что ты умеешь, — сложно, но нужно учиться это делать. Тогда комплекс самозванца чуть-чуть отступает — и это очень клёво.

#истории

Следите за нами в ВКонтакте, Телеграм'e и Twitter'e


Просмотров: 951
Рубрика: Hi-Tech


Архив новостей / Экспорт новостей

Ещё новости по теме:

RosInvest.Com не несет ответственности за опубликованные материалы и комментарии пользователей. Возрастной цензор 16+.

Ответственность за высказанные, размещённую информацию и оценки, в рамках проекта RosInvest.Com, лежит полностью на лицах опубликовавших эти материалы. Использование материалов, допускается со ссылкой на сайт RosInvest.Com.

Архивы новостей за: 2018, 2017, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012, 2011, 2010, 2009, 2008, 2007, 2006, 2005, 2004, 2003